"Общага" [2020]

Sep 12, 2022 03:53


Режиссерский дебют Романа Васьянова, прославленного российского оператора, камерой которого сняты многие фильмы Валерия Тодоровского (включая обожаемых мною "Стиляг"), но куда большую известность снискавшего благодаря своей успешной "голливудской гастроли". Где он поработал и с Джей Си Чендором, и с Дагом Лайманом, снял полдесятка картин для самого Дэвида Эйра - всё, что тот ставил в десятых годах, в том числе суперхитовую "Ярость" с Брэдом Питом.
Лично поставленная им (а не просто снятая) "Общага" - кино конечно совсем другого свойства, чем все эти пышные голливудские блокбастеры. Это довольно камерная история, зажатая как и ее герои в стенах одного, пусть и довольно большого здания. История про компанию нищих, но жизнерадостных советских студентов, которые под давлением экстремальной ситуации (угрозы выселения) неожиданно (не столько для зрителя, сколько для себя) проявят вдруг далеко не лучшие свои качества. Но в первую очередь "Общага" конечно только про одного из них - про  физиологически неспособного жить не по совести первокурсника. Который мог бы вырасти в трагического героя звягинцевского "Левиафана" или быковского "Дурака", но на свою беду в намного более юном возрасте бросившего вызов системе, встретившего своего Левиафана. А финал у таких историй и таких героев всегда более менее один.
Картину эту можно легко и с удовольствием разносить в пух и прах, если вы поклонник советской эпохи - толком не видевший описываемых событий молодой режиссер чересчур сгущает краски, рисует тут совок как настоящий Мордор, и поначалу если честно, это и меня порядком раздражало. Тем не менее, если убрать за скобки сеттинг - действие-то абсолютно универсально, Система в любое время и в любой точке планеты одинакова, особенно в методах пожирания выскочек - останется довольно внятная, искренняя, трагичная история и безусловно достойные зрительского внимания авторские размышления о выборе. Выборе маленьком и большом, частном и глобальном, и смелости нести за этот выбор ответственность, предстать перед его последствиями. Мне лично эта история очень даже зашла. И вообще, для дебюта это очень неплохое кино. Не смотря на целый ряд художественных перегибов и штампов. Не знаю, собирается ли Васьянов остаться в режиссуре насовсем - если да, российский кинематограф скорее приобретет, чем потеряет.
7/10
https://www.kinopoisk.ru/film/1251146/*


Юлия Ауг, Марина Васильева, 7/10

Previous post Next post
Up