Пожалуй лучший байопик о Леди Ди из всех, что мне доводилось видеть. Байопиком его конечно назвать можно только с определенной натяжкой - в фокусе картины всего три дня в 1991 году, празднование Рождества в Сандрингемском дворце, довольно мрачном, уединенном месте вдали от Лондона. К безмятежному прошлому "народной принцессы" отправляют лишь несколько коротких флешбэков, к трагическому, всем известному будущему - логика ее плачевного психического состояния в выбранный момент. Нервному срыву, паническим атакам, в общем полному раздраю, вызванному изменами мужа и запредельно душной общей атмосферой внутри венценосной семьи, сплошь состоящей из бессердечных големов, которым церемониал с пеленок заменил любые понятия о человечности.
Чтоб нарисовать такой портрет и ныне здравствующих Виндзоров безусловно нужна была недюжинная смелость, но тут как раз у всех по-моему с этим полный порядок. Британский сценарист Стивен Найт похоже в принципе никогда не считал, что в его национальной истории могут быть какие-то табуированные темы. Так, к примеру, в двух последних сезонах своих
"Острых козырьков" он с интересом изучает БСФ - Британский союз фашистов, крупнейшую (после немецкой, конечно) нацистскую организацию Европы, запрещенную лишь после вступления Британии во Вторую мировую войну. Режиссер Пабло Ларраин - с одной стороны, иностранец, не связанный врожденным пиететом к монаршим особам. С другой, настоящий инсургент от кино, сделавший себе мировое имя на
картине про референдум, сваливший Пиночета в его родном Чили, а после смело раздававший по щекам и
католической церкви, и
американскому истеблишменту, и много кому еще. Ну и наконец, конечно, Кристен Стюарт - за почти полтора десятилетия, прошедшие с позорных
"Сумерек", она превратилась в очень искушенную и смелую актрису, не тушующуюся перед самыми сложными и неаппетитными ролями, будь то
панк-звезда или
надзирательница в секретной ЦРУшной пыточной тюрьме. Во многом именно ей благодаря "Спенсер" вырос из штанишек формального байопика в такую глубокую психодраму, а ее Диана в своей беззащитности, смятении, уязвленности выглядит столь потрясающе убедительно и человечно.
Хорошее кино, да. Этакая сказка про Золушку, где авторы решили не тешить зрителя очередной сентиментальной историей про балы и туфельку, а заглянуть за финальные титры и выяснить, что скрывается под формулировкой "долго и счастливо".
8/10
https://www.imdb.com/title/tt12536294/*https://www.kinopoisk.ru/film/1435413/