"Игры шпионов"/"The Courier" [2020]

Apr 11, 2022 01:28


Развесистая шпионская клюква, сильно романтизированный байопик об Олеге Пеньковском, одном из самых известных и результативно работавших на западные разведки кроте в ГРУ. А заодно и о его британском курьере. Собственно даже больше о курьере, что видно даже из названия.
Актерские работы более, чем достойны. Причем, как работы "западной" сборной - тут и ожидаемо убедительный Камбербэтч, и давно мне импонирующая Джесси Бакли, и наконец-то продемонстрировавшая что-то любопытное за пределами образа разбитной разведенки Рэйчел Броснахэн. Так и сборной "восточной" (почти на все советские роли набраны к моему удивлению наши артисты) - тут хороши и зловещий Пирогов, и печальная Миронова, и непонятно из каких соображений утвержденный на роль Пеньковского (носителя более менее типичной славянской внешности), но вполне прилично с ней справившийся грузинский актер Мераб Нинидзе.
В основном благодаря именно артистам первые два акта "Шпионских игр" смотрятся не без интереса. В истории вербовки маленького человека (коммерсанта средней руки), удушающей и одновременно с тем ласкающей эго и амбиции жертвы, сквозит нераскрытый потенциал серьезной драмы, который в принципе нетрудно и додумать. А когда начинаются кошки-мышки под носом КГБ и ГРУ, режиссеру Доминику Куку вполне хватает мастеровитости нагнать саспенса и заставить зрителя переживать за героев.
Но вот тут-то и начинает разрастаться вширь и в глубину проглядывавшаяся с самого старта клюква - шаблоны, стереотипы, мифы и банальная пропаганда начинают полностью вытеснять из нарратива как исторические факты, так и элементарную логику. Начиная от нелепейшей мотивации на предательство самого Пеньковского, который сливая техническую документацию ядерных ракет и так отстающего в этой гонке Союза, пытается каким-то неведомым образом предотвратить почему-то неизбежную войну - про концепцию паритета и взаимного гарантированного уничтожения сценарист Том О’Коннор похоже вообще не слышал. Заканчивая причинами и итогами Карибского кризиса - дескать зловредные русские полезли с ракетами на другой конец Земли на Кубу из одной своей зловредности, американские ракеты на территории Турции в этом уравнении (как видит его О’Коннор) тоже отсутствуют. То, что бесцветный СССР (а в кадре в основном Москва) середины 60-х выглядит чисто подметенным, но вызывающим лишь тихий ужас безграничным ГУЛАГом - это само собой разумеется. Но в третьем акте Пеньковского с курьером закономерно ловят и в застенках "кровавой гэбни" начинается уже абсолютный макабр. Если в зрителе до просмотра была хоть капля симпатии к этой стране, но полностью отсутствует критическое мышление, каплю свою вынести обратно из кинозала у него нет ни единого шанса.
Уф, куда это меня так несет, надо остановиться. :) Не знаю, какого черта я так расписался об этой более чем непритязательной, абсолютно проходной киношке, обычно намного короче пишу. Текущий, изрядно токсичный информационный фон наверно сработал. А уместиться-то вполне можно было всего в полстрочки. "Шпионская клюква с хорошими артистами. Так себе."
6/10
https://www.imdb.com/title/tt8368512/*
https://www.kinopoisk.ru/film/1140474/


6/10, Джесси Бакли, Мария Миронова, Бенедикт Камбербэтч, Мераб Нинидзе, Желько Иванек, Антон Лессер, Рэйчел Броснахэн, Кирилл Пирогов

Previous post Next post
Up