Как известно, после своей очередной неудачной смерти год назад, Сева снова воскрес и начал вести
страничку на фейсбуке. Он добавил в друзья несколько тысяч психологов, потом удалил всех их из друзей, а затем снова начал френдить психологов
(
Read more... )
>> 3е работает частично ( можешь выбирать эмоциональную реакцию, восприятие ситуации но так же как выбирать сколько будет 2*2: 3,4,5 или др.) т.е. Восприятие будет либо соответствовать ситуации либо нет,быть в этом смысле верным или не верным.
Прежде чем возникнет эмоциональная реакция на какую-то ситуацию произойдет а) различение ситуации, понимание того, что произошло б) возникнут мысли по поводу этой ситуации в) возникнут желание испытать какие-то эмоции.
Все эти этапы постепенно можно научиться различать. И можно обнаружить, что эту цепочку можно прервать или попытаться прервать в любом месте и что-то изменится в твоей реакции. Эмоции могут стать слабее или они перестанут так сильно влиять на твои действия.
Пока ты не научишься различать, пока не получишь опыт ослабления / отвлечения / прекращения нежелаемых восприятий, для тебя эмоциональные реакции конечно будут как 2*2 = 4, всегда будет возникать одно и тоже. Чтобы получить такой опыт может быть достаточно каждый раз при возникновении раздражения идти в душ, хоть чем-угодно но отвлечь себя, и через какое-то время обнаружишь, что раздражение перестает тебя захватывать целиком и ты можешь оторвать от него внимание не доходя до душа.
>>>> * Такая селекция восприятий постепенно делает жизнь более приятной, насыщенной и энергичной
>> 4е - гипотеза фантазия Бодха, которая ничем не подтверждается.
Я не могу говорить за других. Но судя по моему опыту изменения в психике происходят каждый раз когда мне удается устранить или заметно ослабить НЭ, или даже когда я просто вижу, что я прикладываю усилия в верном направлении. Каждый раз когда я разбираю и прекращаю какую-то догму или подшатываю какую-то слепую уверенность. Я узнаю о том, что происходят изменения по возникновению специфической уверенности в том что что-то изменилось, которая сопровождается всплеском насыщенности и энергичности.
В долговременной перспективе я тоже по себе могу сказать, что культивирование приятных восприятий возможно. Психика привыкает к тем восприятиям, которые испытываешь часто и отвыкает от тех которые испытываешь редко. У меня есть коллекция фотографий от которых часто возникает что-то приятное и коллекция музыки от которой тоже часто возникает что-то приятное. Я смотрю эти фотки и слушаю музыку, час в день, просто плаваю в приятных восприятиях. И этого оказалось достаточно, чтобы через полгода простое фоновое прослушивание такой музыки во время работы выдергивало меня даже из сильного негативного фона. А во время работы у меня до этого всегда было фоновое недовольство и сейчас это непрерывное недовольство стало прерываться.
Reply
Эмоциональный интеллект работает быстро и опережает рационадьное мышление. Результат оценки ситуации-эмоция. Различается уже возникшая эмоция,эмоциональная реакция. Сама ситуация приобретает значимость, обращает на себя внимание в связи с возникшей эмоциональной оценкой, человек не реагирует на безразличные для него ситуации, т.е.на все происходящее в мире, только на то что оценивается как значимое .действия не связаны автоматически с эмоциями, т.е.различив эмоцию ты можешь изменять связанные с ней действия , " перехватить управление" на рациональном уровне ( например, гнев толкает на агрессивные действия, но ты не обязательно будешь действовать агрессивно осознавая, что испытываешь гнев) или сделав переоценку ситуации вызвать изменение ее эмоциональной оценки( ситуация, вызвавшая страх оказалась неопасной). Что делать с уже возникшей эмоцией вопрос вторичный, в нормальном случае они убираются действием, хвосты уже отработанных эмоций можно устранять, нет вопросов. Эмоциональная оценка формируется в значительной степени на основании предыдущего опыта и инстинктов, может быть "перепрограммирована" . Адекватная оценка ситуации, как 2*2=4 ( или -2*2=-4), может быть, если упростить, и ПЭ и НЭ. Бодх предлагает любую эмоциональную оценку перепрограммировать и заменить на потоковое состояние ( озв) или на крайний случай пэ, причем без особой связи с ситуацией. 2*2 или -2*2 приравнивается к любому числу. До тех пор покат тебе это реально не получится сделать ты можешь чувствовать себя лучше, так как большинство НЭ неприятны . По мере успехов в практике неадекватность будет повышаться. Как аналогия для демонстрации: случайно сев на гвоздь адекватно испытать нэ, слезть с гвоздя, удостовериться в целости задницы и порадоваться последнему факту. А испытать пэ или войти в озв, поерзать , сидя на гвозде и рационально оценивая возможный вред и наиболее оптимальные дальнейшие действия - неадекватно.
Reply
Но эмоциональная реакция на какую-то ситуацию возникла не на пустом месте. Прежде чем она стала возникать практически мгновенно по привычке был долгий процесс воспитания этой привычки. Информация о том, что нужно ненавидеть американцев не хранится в геноме. У нас вообще очень мало инстиктивных реакций, подавляющее большинство является следствием воспитания. А воспитание это последовательный и длительный процесс - различения ситуации, мыслей о том что необходимо испытывать в этой ситуации, возникновения желания испытывать определенные эмоции, и испытывание этих эмоций. Постепенно это все доводится до полного автоматизма и сначала перестаешь замечать промежуточные этапы, а потом эмоции возникают сразу за различением ситуации.
>> Эмоциональный интеллект работает быстро и опережает рационадьное мышление.
У меня часто бывало так что эмоциональная реакция возникала только через час после ситуации.
Многие ситуации конечно возникали настолько часто и каждый раз сопровождались одними и теми же эмоциями, что промежуточные этапы стали проходить очень быстро и незаметно, вместо длинных мыслей остаются только обрывки. Далее вполне может быть, что образуются нейронные связи между различением ситуации и эмоциональной реакцией минуя промежуточные этапы. Т.к. нейронные связи образуются между одновременно активными нейронами, то почему бы и здесь это не сработало. Но поддерживаются эти эмоции все равно все теми же мыслями и желаниями из этих промежуточных этапов. И далее находятся все новые и новые оправдания и причины для испытывания негативных эмоций. Я здесь основываюсь на опыте различения того что происходит у меня. Я думаю что психические механизмы у разных людей очень похожи, если не одинаковы, судя по их проявлениям и по описаниям реакций, и на основании этого я предполагаю что и у других людей происходит так же как и у меня.
>> Бодх предлагает любую эмоциональную оценку перепрограммировать и заменить на потоковое состояние
Бодх предлагает делать то что хочешь. Хочешь прекратить негативную реакцию - прекрати. Не хочешь - не прекращай.
>> случайно сев на гвоздь адекватно испытать нэ.
Чтобы возникло желание слезть с гвоздя не обязательно испытывать НЭ.
>> А испытать пэ или войти в озв, поерзать , сидя на гвозде и рационально оценивая возможный вред и наиболее оптимальные дальнейшие действия - неадекватно
Если человек рационально оценивает получаемый им вред, то почему возникает желание сидеть на гвозде?
>> По мере успехов в практике неадекватность будет повышаться.
Моя неадекватность является следствием моего догматизма и механизмов испытывания негативных эмоций. И по мере успехов в практике эта неадекватность снижается.
Не обязательно вообще испытывать эмоции, чтобы адекватно оценить ситуацию. А лучше даже не испытывать негативных эмоций во время оценки ситуации, т.к. мозги при этом работают намного лучше.
Reply
Да, но это нельзя назвать привычкой. Это результат опыта, интерпретация, оценка ситуации построенная на сравнении с имеющимся шаблоном ( которая может быть ошибочной) до того как ( и если) включится рациональное мышление ( результат котороготожеможет быть ошибочным). Но не отказываться же от математики, если не научился правильно считать?
Если правильный результат подсчета оказался неприятным это не основание заменять его приятным, но неверным. Так и с эмоциями если адекватным эмоциональным откликом на ситуацию является нэ, то зачем заниматься самообманом? Конечно, справедливо и обратное, незачем испытывать нэ, если это неадекватная реакция.
Кроме того, хотя эмоции и мотивируют на определенные действия, но различение эмоций позволяет делать сознательный выбор таких действия, включаясь в управление.
=У меня часто бывало так что эмоциональная реакция возникала только через час после ситуации.
Это может быть позднее различение эмоции или вторичная эмоция как реакция на осознание ситуации или на твои мысли в отношении ситуации или прогноза ееразвития или последствий .
=Чтобы возникло желание слезть с гвоздя не обязательно испытывать НЭ.
Для чего тебе слезать с гвоздя? В этом нет никакого рационального смысла. В результате рациональной оценки через некоторое время сидения на гвозде ты решил что это приносит тебе вред? Ок. Т.е. Получение вреда вызывает у тебя нэ? Или нет? Если нет, нафига тебе слезать с гвоздя? Не все ли равно, получишь ли ты вред или нет, умрешь, заболеешь или жизнь будет продолжаться?
А если боль доставляет тебе удовольствие, то может возникнуть желание сесть на гвоздь. Спроси у люблго мазохиста.
=Моя неадекватность является следствием моего догматизма и механизмов испытывания негативных эмоций.
:)Принципы симпатов тоже догмы ( утвверждения, принимаемые на веру без доказательств).
Исходя из твоей логики, неадекватность снижается при замене одних догм на другие. Ну отчасти это так, но не в этом случае. Скажем, примета о вредоносности переходящих перед тобой дорогу черных кошек срабатывает только в неосвещенных помещениях, особенно если это лестница. Т.е. степень неадекватности различных догм также разная. А рациональное мышление это модель непосредственного восприятия и как любая модель основано на догмах, так как разбирая любое утверждение ты придешь к определениям- догмам, утверждениям принимаемым без доказательств.
=А лучше даже не испытывать негативных эмоций во время оценки ситуации, т.к. мозги при этом работают намного лучше.
Это два разных механизма оценки ситуации, быстрый и грубый и медленныйно более точный. Любые интенсивные эмоции мешают рациональному мышлению. И наоборот.
Reply
Leave a comment