Бывшая симпатка прислала ссылку на познавательный ролик, который анализирует книгу д-ра Артура Дейкмана, профессора психиатрии, "The Wrong Way Home: Uncovering the Patterns of Cult Behavior in American Society".
Книга, к сожалению, не переведена на русский, ролик тоже. Ниже я приведу некоторые выдержки оттуда.
UPDATE: Большое спасибо за перевод анонимному комментатору.
Click to view
Характеристики культового/сектантского поведения
Дейкман утверждает, что существует четыре базовых, взаимосвязанных модели поведения, которые обнаруживаются в сектах в своих крайних формах.
1) согласие/податливость с группой
2) зависимость от лидера
3) обесценивание обычных людей/посторонних
4) избегание инакомыслия/несогласия
Дейкман полагает, что эти формы поведения растут из желания регресса/возврата назад в состояние подобное детскому, в котором об индивиде заботится любящий родитель и таким образом он (индивид) может отречься от ответственности за своё собственное благополучие. Дейкман называет это желание "мечтой о зависимости".
"Регрессивное желание безопасности, которое использует семью как модель, создаёт авторитарную структуру лидерства/руководства (родитель) и сплоченную, эксклюзивную группу (дети)." Так как лидер-родитель обладает многими комплексами/слабостями присущими последователю-ребёнку, то реальность должна искажаться обеими сторонами для поддержания иллюзии (или желания) ребёнка, что родитель может всегда предоставить защиту и он не имеет слабостей. Инакомыслие подавляется потому, что оно ставит под сомнение совершенство лидера и особый статус группы. Групповое согласие сохраняет безопасность поддерживая убеждения/верования являющиеся ключевыми для фантазии/иллюзии о превосходстве, убеждения, которые также объясняют власть/полномочия и права лидера и которые не могут быть оспорены никем, кроме лидера. Посторонние/аутсайдеры, неверующие исключаются и обесцениваются за то, что они не разделяют групповых убеждений/верований; если лидер группы превосходный, то посторонний ничтожный."
Дейкман уподобляет это чувство расслаблению ребёнка на заднем сидении пока родитель за рулём. Личность желает возврата в детство, чтобы вернуть себе это чувство безопасности зная, что любящий родитель полностью контролирует ситуацию.
Зависимость от лидера
Стремление и желание подчиняться лидеру (родительской фигуре) награждается одобрением и выгодами, которые являются сильным стимулом для членов группы. Обычно лидера уважают за его положительные качества и принимают несмотря на его менее привлекательные качества. Лидеры сект повышают свою репутацию подавляя нежелательную информацию и постоянно акцентируясь на своих достоинствах. Лидер секты продаёт фантазию о независимости, которую охотно покупают члены группы в обмен на личную свободу мыслей и действий. В обмен на свою автономию им гарантируется защита лидером и как расширение защита группой. Лидер сектв получает особый статус в силу груза ответственности, которую на него возлагают последователи. Это играет на руку иллюзии непогрешимости из которой группа черпает чувство безопасности и создаёт опору власти лидера над группой, так что любая защита лидера оправдывается несмотря на то, насколько она противоречит реальности. "Когда действия лидера противоречат групповым принципам и ценностям последователи могут исказить смысл слов, чтобы снизить когнитивный диссонанс и сохранить иллюзию." Дейкман описывает процесс "Оруэлловской двусмысленности", который используется для оправдания негативных действий лидера в целях сохранения более важного мифа его абсолютной власти и доброты.
Обесценивание посторонних/аутсайдеров
Обесценивание посторонних это пожалуй самое частое сектоподобное поведение в повседневном/обычном обществе, где оно принимает формы отношения к оппонентам как если бы они были однородной группой только с негативными чертами. Отрицательные мотивы приписываются другим, но только не себе. Обесценивание обычно происходит путём обозначения оппонента например "глупым", "ригидным", "ленивым", "реакционным", "мягкотелым/слабохарактерным", "холодным/жестоким".
Посторонние обесцениваются при помощи механизма проекции. Это когда члены группы приписывают постронним черты личности, которыми сами обладают, но хотят эти черты отрицать/вытеснять. Проекция это способ защитить себя от наказания и отторжения. Наделяя других негативными чертами личности мы подразумеваем, что сами от этих недостатков не страдаем.
"Проекция обеспечивает защиту от беспокойства/тревожности быть плохим и наказания быть покинутым/исключенным. Также воспринимая других людей плохим мы можем оправдать/узаконить поведение по отношению к ним, которое в ином случае будет морально недопустимо, вплоть до разрешения жестоких и порочных действий. Эффектом проекции часто становится восприятие другого человека как фундаментально отличающегося от нас, низшего в моральном плане, недостойного эмпатии".
Проекция защищает нас от того, что мы боимся. Проекции придаётся ощущение своей правоты/праведности, чтобы повысить безопасность морального состояния. Если члены группы олицетворяют всё хорошее/добро и аусайдеры олицетворяют всё плохое/зло, то в этой ситуации легко/естественно чувствовать моральное превосходство. Это позволяет членам группы разделять мир на ложную дихотомию/раздвоенность, в которой они выбрали священный/особый путь и отделять аутсайдеров, которые выбрали мирское/профанацию. Секты проецируют упадок/декаданс на вне-группы и праведность на внутри-группы. Это проекция морали на других является поиском козлов отпущения. Грехи внутри группы переносятся на вне-группы и затем изгоняются. Когда назаначен козел отпущения, чтобы нести на себе грехи группы всё становится допустимым. Ненависть по отношению к вне-группы становится допустимой.
Подавление инакомыслия
"Исключение/избавление от сомнений имеет свою цену. Интеллектуальная ограниченность/узость может быть обеспеченна за счёт ограничения контактов с посторонними и возведением стены безразличия или, в крайних случаях, ненависти."
Confirmation bias (предвзятость подтверждения, склонность человека к поиску аргументов/информации, которые подтверждают его убеждения вне зависимости от их истинности/объективности - прим. переводчика) это метод, которым группа обеспечивает/гарантирует целостность своих убеждений, вне зависимости от того имеют ли они под собой реальную основу или нет. Идеологически мотивированные группы обычно склонны потреблять информацию/медиа, которая усиливает их взгляды на мир. Отличающиеся/несогласные взгляды оперативно отвергаются, как принадлежащие аутсайдерам и следовательно неверные по определению. Это происходит потому что члены группы сами хотят верить в истинность своих убеждений для того, чтобы поддерживать иллюзию непогрешимости лидера и следующие из неё чувства безопасности и защищенности для членов группы. Для группы становится необходимым заниматься самоцензурой/самоконтролем даже без какого-либо вмешательства лидера. Члены группы контролируют друг друга не только для обеспечения целостности общих заблуждений/иллюзий, но также потому, что контролирование/цензурирование повышает их статус/власть в рамках внутригрупповой политики. В силу авторитарной природы культов подавление инакомыслия часто путают с верностью/лояльностью группе. Это создаёт предпосылки для создания атмосферы секретности/закрытости, сокрытия любых аморальных или неэтичных действий лидера или других членов группы, и повышает власть и контроль группы над своими членами через опущение/неразглашение информации. В сочетании с конформизмом требуемым группой от своих членов, обесценивании посторонних и культивировании чувства особости/избранности, члены группы принимают/приветствуют ментальность "эхо-камеры" (echo chamber mentality, некритичное согласие и повторение группового мнения и убеждений - прим. переводчика) и даже поощряют её для защиты и продвижения их высшего смысла/цели.
"Секты дополнительно ограничивают инакомыслие снижая контакты с посторонними, которые не входят в группу. Посторонние могут поднять критичные вопросы о лидере и деятельности группы, таким образом ослабляя групповые иллюзии/фантазии. Более того, как уже говорилось ранее, посторонние представляют угрозу, так как они могут быть источником поддержки, позитивной самооценки и комфорта, снижая/компенсируя необходимость в группе. Исследования показывают, что чем меньше социальных связей новообращенный член культа имел до вступления, тем выше вероятность, что он/она останется в организации/группе."
Так как инакомыслие/разногласие подавляется по эмоциональным причинам оно становится источником эмоционального напряжения/стресса и его нельзя избежать. Критическое мышление сокращается/свёртывается, чтобы предотвратить неправильные рассуждения и сохранить целостность группы. Любые факты, которые нельзя игнорировать объявляются ложью ненавистных посторонних и любой член культа пойманный на распространении этих фактов наказывается в обязательном порядке.
"В таких крайних случаях, восприятие индивидов должно быть сужено и критическое мышление подавлено. У группы есть эффективные средства, чтобы сделать это. Группы, также как и лидеры, могут наказывать несогласных когда поддержание иллюзии высшего родителя требует, чтобы никаких несовершенств/недостатков не было выявлено иначе вся структура будет поставлена под угрозу."
Жизнь секты
Критическая оценка лидера и группы становиться почти невозможной не только потому, что это сурово наказывается. Но и потому что мировоззрение представляемое сектой не имеет конкуренции/соперника. Несогласованная/противоречивая информация была исключена из мира группы. Эксплуатация усилилась, и новичок/рекрут регрессировал в подчинение, основанное на страхе. Пары/браки могут быть разделены, члены могут доносить/информировать друг о друге. Мораль/нравственность была искажена и критическое мышление подавлено. Зачастую лидер группы тоже деградирует, становится всё более параноидальным и эксцентричным. В большинстве случаев параноидальное мышление, как правило, отмечается во всей секте и усиливается изоляцией группы.
Наши свидетели рассказывали о том, как требования в итоге становились невыносимыми; матери могут приказать отказаться от своего ребёнка или мужа, или супругу указать взять другого сексуального партнёра. Хотя зачастую человек соглашается с требованиям, но иногда он/она отказывается. В таких случаях, когда участник наконец отказался подчиниться требованию лидера группы, он/она стремительно покидает группу, часто при содействии внешнего лица, с которым остались некоторая связь и доверие. Выход из группы был побегом, потому что заранее известно, что реакция группы будет суровой и карательной. Вероотступники отлучаются от церкви.
Как выйти из секты
Чтобы выйти из секты, необходимо сначала понять, что являешься частью секты, явной или нет. Дейкман предлагает шесть моделей поведения, которые можно опознать/различить в себе, чтобы установить проявляется ли сектантское мышление или нет.
1) Описание/разговор об оппонентах или посторонних как будто они все одинаковые; наделение их только отрицательными чертами; приписывая им нелицеприятные мотивы, но не себе.
2) Отсутствие интереса и информации относительно фактических утверждений/заявлений и действий оппонентов или посторонних.
3) Неспособность допустить/рассмотреть возможность справедливости/валидности точки зрения оппонента.
4) Отсутствие самостоятельного критического рассмотрения своей позиции.
5) Неодобрение или отвержение члена своей группы за отход от позиции группы, обесценивание разногласий/инакомыслия, отношение к нему/ней как раздражению или проблеме.
6) Необоснованное чувство уверенности в своей правоте и моральном превосходстве.
Выйти из секты крайне трудно, потому что секты эксплуатируют эмоциональную нестабильность и фантазию/иллюзию зависимости своих членов. Постороннему наблюдателю может казаться, что нет особого принуждения членов оставаться в секте. Якобы они обладают свободой передвижения и волеизъявления. Но с точки зрения людей внутри секты ощущается, что она полностью занимает разум и внимание (влияние секты всепоглощающе). Все люди наиболее близкие к ним, руководствуются сектантскими убеждениями и подкрепляют/усиливают их. Они загоняют/запугивают их в согласие с группой и отказывают в общении/дружбе и любви когда индивид предпринимает попытки несогласия с групповыми убеждениями ("линией партии").
Обесценивание посторонних в сочетании с почитанием лидера и группы делает очень трудным и тревожным принятие эгалитарного/равноправного мировоззрения. Это то, что Дейкман называет "eye-level world" (миром на уровне глаз ?), мировоззрение в котором человек воспринимает других людей как равных, а не как низших/ущербных. После продолжительного периода проецирования негатива на посторонних людей сложно самому стать посторонним.
"В стремлении к объективности/реализму важно уменьшить проецирование и установить эгалитарную перспективу, ибо в наших страхах, надеждах и способности к благородству, а также самообмане, мы можем узнать друг друга, увидеть что 'враг это мы'."
Способность увидеть человечность в постороннем является ключевым фактором, чтобы вырваться из сектантской обработки/кондиционирования. Секта способствует искаженному восприятию реальности, что является помехой/препятствием интеллекту членов секты. Очень трудно признать, что нужно быть скромнее и оставить слепую уверенность в своей правоте и превосходстве. Это напрямую противоречит атмосфере культивируемой в секте и зависимости человека от чувства морального превосходства, которое даёт ему эмоциональную защиту. Выход и секты травмирует и требует депрограммирования. Трудно убрать восприятие мира через призму равнодушия/холода и увидеть мир в более реалистичном/объективном и рациональном свете. Страх отверженности/изгнания, который присущ сектанту, становится препятствием, которое усиливается за счёт повышения авторитарности от группы, вызванной скептицизмом членов секты и отсутствием кооперации. Фантазия/иллюзия зависимости используется против них, как это ни парадоксально, но угроза изгнания/остракизма используется, чтобы предотвратить желание индивида покинуть секту. Очень редко, когда человек добровольно покидает секту без какого-либо внешнего влияния. В большинстве случаев люди могут выйти из секты, только когда получают "спасательный круг" от кого-то вне группы.
Учитывая однородную, намеренно изоляционную природу сект, член секты скорее всего пренебрегает своими друзьями и семьёй и многократно убеждается/заверяется, что люди вне секты плохие, работающие не только против группы, но и в целом против высших целей самого сектанта. Избрать/решить присоединиться к группе, которую секта демонизировала это сложная задача. Доверять кому-то вне группы очень трудно. Даже для сектантов, которые осознают, что находятся в ужасной ситуации из которой они отчаянно хотят выйти. Обычно такое случается когда сектант остался в контакте с членом семьи или давним другом, с кем-то близким, чьи связи/узы они были неспособны или не захотели разорвать. По возвращении в реальность человек часто обнаруживает, что нуждается в терапии. Он пережил травматический опыт и должен адаптироваться к жизни в реальном мире, во многом это отражает процесс реабилитации заключенных. Нужно помнить самое важное - эти люди не сумасшедшие и такое могло произойти с кем угодно.
Characteristics of cult behavior
Deikman states that there are four basic interrelated behaviors that are found in cults in extreme forms:
1) compliance with a group
2) dependence on a leader
3) devaluing the outsider
4) avoiding dissent
Deikman believes these behaviors stem from a desire to regress back to a childlike state one in which the individual is cared for by a loving parental figure, so they can abdicate responsibility for their own well-being. He terms this desire "the dependency dream".
"The regressive wish for security that uses the family is a model, creating an authoritarian leadership structure (the parent) and a close-knit, exclusive group (the children). Since the leader-parent has many of the insecurities of the follower-child, reality must be distorted by both to maintain the child's illusion (or wish) that the parent can always provide protection that he or she has no weaknesses. Dissent is stifled because it casts doubt on the perfection of the leader and the special status of the group. Group compliance preserves security by supporting the beliefs crucial to the fantasy of superiority, beliefs which also explain the powers and entitlement of the leader and can no more be challenged than he or she. Outsiders, non-believers are excluded and devalued for they do not believe what the group believes; if the group and leader are superior the outsider is inferior."
Deikman likens this feeling to a child relaxing in the backseat of the car while their parents drive. The person wishes to regress to recapture this feeling of security safe in the knowledge that the loving parent is in total control.
Dependence on the Leader
Willingness and desire to obey the leader (the parent figure) will be rewarded with approval and benefits which gives a strong incentive to group members. The leader is usually respected for their admirable qualities and accepted despite their less admirable ones. Cults leaders enhance their reputation by suppression of less desirable information, and the constant emphasis of their virtues. The cult leader is selling independency fantasy that is willingly purchased by the group members in exchange for their own personal freedom of thought and action. In exchange for their autonomy they are guaranteed the protection by the leader and by extension the group. The cult leader is afforded a special status due to the burden of responsibility put on them by their followers. This plays into the fantasy of infallibility that the group derived security from, and buttresses the leaders power over them so that any defense of the leader no matter how obviously contrary to reality can be justified.
"When leader's actions conflict with the group's principles standards of values followers may twist words meetings to reduce cognitive dissonance and maintain the fantasy"
Deikman describes the processes Orwellian doublespeak used to justify the otherwise negative actions of the leader in order to preserve the more important myth of their absolute power and goodness.
Devaluing the outsider
"Devaluing the outsider is probably the most common cult-like behavior in everyday society, where it takes the form of regarding one's opponents as if they were homogeneous group with only negative traits. Bad motives are attributed to the other but not oneself. This devaluation is usually done by designating the adversary as for example "stupid", "rigid", "lazy", "reactionary", "bleeding heart" "cold".
Outsiders are devalued by projection. This is when group members attribute to outsiders personality traits that they themselves possess but wish to deny. Projection is a way of protecting itself from punishment and rejection. By applying negative personality traits to others we are inferring that we do not also suffer from them.
"Projection offers protection from the anxiety of being bad and the punishment of being abandoned In addition, by making other people bad in our own mind, we can legitimize behavior towards them that would otherwise be morally unacceptable even to the point of sanctioning cruel and vicious actions. The effect of projection is often a perception of the other person is being fundamentally different, a morally inferior species, undeserving of empathy".
Projection protect us all from what we fear. Projection is infused with self-righteousness to increase morale security. If the group number represents all that is good, and the outsider represents all that is bad, it is natural to feel morally superior. It allows the group member to separate the world into a false dichotomy, in which they have chosen the sacred path and the part the outsider has chosen is profane. Cults project decadence onto the out-group to preserve the righteousness of the in-group. This projection of morality onto others is scapegoating. The sins of the in-group are transferred to the out-group and then cast out. Once the scapegoat has been determined to carry the group sins for them, anything is permissible. It becomes acceptable to hate the out-group.
Suppression of dissent
"The exclusion of doubt has a price. Intellectual parochialism may be fostered by restricting contact with outsiders and by building walls of indifference, or in most extreme cases hate."
Confirmation bias is a method by which the group ensures the integrity of its beliefs, whether they are grounded in reality or not. Ideologically motivated groups are usually inclined to consume media that reinforces their worldview. Dissenting views are summarily dismissed as belonging to outsiders and thereby being wronged by definition. This happens because members of the group want to believe. To maintain the fantasy of the infallibility of the leader and the subsequent feelings of safety and security they provide to the group. It becomes necessary for the group to police itself without any intervention from the leader. The group members police one another not only to ensure the integrity of the shared delusion, but also because this policing increases their power within the group's internal politics. Due to the authoritarian nature of cults, suppression of dissent is often confused with loyalty to the group. This creates a predisposition towards secrecy, covering up any immoral or unethical actions by the leader or other group members, and increasing the power and control of the group over its members by omission of information. Combined with the conformity demanded by the group the devaluation of outsiders and the cultivation of feelings of specialness, group members welcome this echo chamber mentality and even encourage it to protect and further their higher purpose.
"Cults further restricted dissent through decreased contact with non-members. Outsiders are likely to raise critical questions about the leader and the group's activities, thus weakening the group fantasy. In addition, as discussed earlier outsiders are a threat because they may be sources of support, self-esteem and comfort, offsetting the need for the group. Research suggests that the fewer social ties a cult convert had before joining, the more likely it was that he or she would remain in the organization."
As dissent is suppressed for emotional reasons it becomes a source of emotional distress of it cannot be avoided. Critical thinking is curtailed to prevent wrong thinking and maintain the integrity of the group. Any facts that cannot be ignored are classified as lies, created by the now hated out-group and any cult members caught spreading them are necessarily punished.
"In such extreme cases, the individuals perception has to be narrowed and critical thinking suppressed. Groups have effective means of doing this. Groups, as well as leaders, may punish dissent or deviation when the maintenance of the super parent fantasy requires that no imperfections be revealed lest the whole structure be put in jeopardy."
The life of a cult
Critical evaluation of the leader and the group became almost impossible, not only because it was punished severely but also because the view of reality presented by the cult has no challengers. Discordant information was excluded from the group's world. Exploitation intensified and the recruit regress into a fearful submission. Couples might be separated, members would inform on each other. Morals were corrupted and critical thinking suppressed. Often the group's leader deteriorated as well, becoming increasingly grandiose paranoid or bizarre. In most cases paranoid thinking tended to mark the entire cult and reinforced the group's isolation.
Our witnesses told of how eventually the demands became unbearable; a mother might be told to give up her child or her husband, or spouse directed to take a different sexual partner. Although often the person would agree to the requirement, sometimes he or she would not. In such cases, when the member finally refused to comply with the leader or group's demands, he or she left precipitously, often assisted by a person outside with whom, some contact and trust had been maintained. Leaving the group was a flight because the group's reaction was known to be severe and punitive. Apostates were excommunicated.
How to leave a cult
To leave a cult, one must first understand that they are part of the cult, invisible or not. Deikman offers six behaviours one can identify in themselves to establish whether or not they participate in cult thinking.
1) Speaking of adversaries or outsiders as if they were all the same; characterizing them by negative traits only; attributing unflattering motives to them but not oneself.
2) Lacking interest and information concerning the actual statements and actions of opponents or outsiders.
3) Failing to consider the possible validity of an adversary's point of view.
4) Not taking a critical look at one's own position.
5) Disapproving or rejecting a member of one's group for departing from the group position, devaluing the dissident, regarding him or her as an annoyance or a problem
6) Feeling self-righteous.
Leaving a cult is extremely difficult because cults prey on the emotional instability and dependency fantasies of their members. To an outsider it might seem that there is little forcing an individual to remain in the cult. Ostensibly they possess freedom of movement and self-determination. But from the perspective of the person within the cult, the cult is all-consuming. All of the people closest to them direct and reinforce their cult beliefs. They bully them into compliance with the group and withhold companionship and affection when the individual attempts to dissent from the group's narrative.
The devaluing of outsiders combined with the veneration of the leader and group make an egalitarian worldview very difficult and unsettling. This is what Deikman calls the "eye-level world", a world view in which the person views other people as their equals rather than their inferiors. After a prolonged period of projecting negativity onto outsiders it is understandably difficult to become an outsider oneself.
"In the surface of realism it is important to diminish projection and establish an eye-level perspective, for in our fears, hopes and capacity for nobility as well as self-deception, we can recognize each other, see that 'the enemy is us'."
The capacity to see the humanity of the outsider is key in breaking out of cult conditioning. The cult fosters a distorted perception of reality, that is an intellectual hindrance to the cult members. It is very difficult to admit ones need to be humble and abandoned self-righteousness. This goes directly counter to the atmosphere fostered by the cult, and the person's dependency on feelings of moral superiority to give them emotional security. Leaving a cult is traumatic and it requires deprogramming. It is difficult to remove the lens of the cold and view the world in a more realistic rational way. The cult members fear of abandonment becomes an obstacle, which is enhanced by increased authoritarianism from the group brought about by the cult members skepticism and lack of corporation. The dependency fantasy is used against them, as ironically threats of ostracism are leveled to prevent the individual from wanting to leave. It is very rare for a person to voluntarily leave a cult without any kind of outside influence. In most cases people can only leave a cult when provided with a lifeline to people on the outside.
Given the homogeneous deliberately insulated nature of cults, the cult member has likely defied their friends and family, and repeatedly affirmed that people outside of the cult are bad people working not only against the group but against the individuals own higher goals entirely. Electing to join a group the cult has demonized is challenging. Trusting someone from outside of the group is a very difficult to fair. Even for a cult member who realizes that they're in a terrible situation that they desperately want to leave. It usually happens when a cult member has stayed in contact with a family member or longtime friend, someone close to them whose bond they have been unable or unwilling to break. On returning to reality the person often find themselves in need of therapy. They have endeared traumatic experience and need to adjust to life in the real world, in many ways resembling the rehabilitation of prisoners. The most important thing to remember is that these people are not insane and that this could have happened to anybody.
This entry was originally posted at
http://bodrayakrevetka.dreamwidth.org/70292.html