Труды местных комитетов. 1903. Том 47. Черниговская губернияС. 234-238:
"Доклад П.Н. Кандиба по вопросу о народном образовании.
По Высочайшему позволению учреждено Совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности. В состав этого Совещания вошли высшие сановники, опытнейшие государственные деятели. Наряду с этим высшим Совещанием организованы по всей Империи Губернские и Уездные Комитеты, призванные заняться выяснением вопроса о тех же нуждах сельской России и поведать высшему государственному, учреждению причины упадка и расстройства хозяйства ста миллионов земледельцев составляющих основу и опору великой страны. Вся постановка дела выяснения нужд сельской России говорит уже о том, насколько велико и серьезно это дело. При столь серьезной задаче частные отдельные вопросы отходят на второй план. Все паллиативные меры, все частичные улучшения будут иметь место тогда, когда будут выяснены коренные причины упадка и расстройства сельского хозяйства и когда будут сознаны и определены основные нужды стомиллионного сельского населения страны.
Таковое положение дела говорить о том, что и Уездным Комитетам предстоит прежде всего разобраться в многочисленных причинах упадка благосостояния сельского населения, найти среди этих причин главные, основные и неотложные, на которых и следует остановить свое внимание и поведать которые надлежит прежде всего.
Конотопский Уездный Комитет в первом своем заседании, исходя из только что высказанного основания в деле организации своих занятий, образовал из своей среды 4 комиссии, по числу тех вопросов, которые являются коренными в деле выяснения наших нужд.
Образованная под моим председательством комиссия должна заняться вопросом о народном образовании. Мы видим, что и наш Комитет, определяя коренные вопросы в деле выяснения наших сельских нужд, вопрос о народном образовании признает нашей главнейшей нуждой кладет его краеугольным основанием для мер, могущих поднять сельскохозяйственную промышленность и дать рост и жизнь всей сельской России.
Большинство Уездных и Губернских Комитетов, отнеслось к вопросу о народном образовании с не меньшей серьезностью, признавая за ним первенствующее значение в ряду всех мер, могущих иметь значение в деле развития благосостояния нашей родины. Очень многие Комитеты признали главной причиной всех наших бед народную темноту, и, по мнению этих Комитетов, вся наша сельская неурядица составляет только дополнение или следствие этой главной причины. Невежество и темнота уродуют народную жизнь и не дают ей выбраться из трясины бедности и всех бедствий!
Глубоко разделяя это воззрение, мы не можем не прийти к убеждению, что все меры, клонящиеся к поднятию нашей сельской жизни, утонуть во мраке народного невежества, пока этот мрак будет застилать всю нашу сельскую родину. Все благие реформы, все серьезные средства, все крупные затраты ничего не сделают средь кромешной тьмы народного невежества и тех бед и зол, которые родят эта темнота и это невежество.
Отсутствие самых элементарных знаний, страшная косность, отсутствие самодеятельности, самостоятельности, любознательности и предприимчивости, безличность и бесправность, убожество мысли, желаний и потребностей - все это болести темноты народной, нашего сельского невежества.
Мыслимы ли при таких условиях какие-либо улучшения в хозяйстве, возможно ли говорить о рациональном земледелии, огородничестве, скотоводстве, о той рациональной постановке сельского хозяйства, которое обратило малоземельные площади каменистых западно-европейских земельных угодий в цветущие фермы и прибыльные хозяйства? Возможно ли говорить о порядке в деревне, когда умственная и юридическая слепота народа дает только возможность развиваться в этой деревне кулакам и темным дельцам, безнаказанно обирающим и обманывающим темный люд? Мыслима ли среди этой темноты борьба с эпидемиями и другими болезнями, уносящими ежегодно так много сил, возможна ли борьба с эпизоотиями, подрывающими частью в корне все благосостояние сельского хозяина? Разве может развиваться, при условиях нашей деревенской жизни, народное творчество, духовная мощь народа? Разве можно говорить о привитии культуры, о распространении высоких истин христианства, о развитии гуманных начал в полудикой, малограмотной, а в иных местах и совсем безграмотной среде?
В недалеком прошлом, когда Россия жила совершенно особняком от остального цивилизованного мира, её народное невежество, её культурная отсталость не могла так резко отражаться на её благосостоянии - это было царство нищих духом, но могущее кое-как удовлетворять свои зачаточные потребности и обходится, благодаря обилию и богатству земли и обилию даров природы, натуральным хозяйством. «Теперь же», по справедливому заключению профессора Карышева, «период натурального хозяйства в России закончился. Произведения сельского хозяйства перестали быть местным продуктом, назначенным на удовлетворение местных нужд, они сделались товаром мировой торговли. В настоящее время идет борьба на мировом рынке между государствами, и тяжело положение того народа, который выступает на арену этой борьбы с неравным оружием, с низким уровнем умений и знаний, с неправильной организацией сбыта товаров, с низким уровнем общего образования, с низкой производительностью труда». Действительно, какая возможна борьба с культурными соседями, когда ни о какой культуре нельзя и думать среди того населения, которое только в последние десятилетия начинает получать начатки грамотности. Наши ближайшие соседи - немцы, с которыми нам приходится иметь больше всего дела, в деле народного образования сделали чудовищные успехи и теперь удивляют мир своими победами на всех мировых рынках, обогнав в развитии культуры и промышленности такие богатые и старо-культурные государства, как Франция и Англия. Быстрый культурный рост Германии начался с семидесятых годов прошлого столетия, когда она одержала ряд блестящих побед, тех побед, успех которых был приписан государственными людьми Германии, главным образом, труду народного учителя. Трезвый государственный ум Бисмарка, того Бисмарка, которому были совершенно чужды идеальные мечтания, признал всю мощь и силу народного образования, и Бисмарк, среди торжеств и ликований объединенной Германии, во всеуслышание признал народного германского учителя первым виновником всех побед и торжеств Германии.
В деле насаждения и развития народного образования русское земство в короткий промежуток времени сделало очень много, но это «очень много» относится к самой деятельности земства и является «очень малым» сравнительно с тем, что должно быть сделано в деле развития образования и культуры сельского населения России. Но огромные затраты, которые требуются для народного образования, средства земств крайне ограничены и могут черпаться, почти исключительно, из одного источника: из обложения земли, т.е. из того источника, который с каждым годом иссякает и теперь уже с трудом может выдержать тяжесть дальнейшего повышения обложения. На больное и растущее с каждым годом земское хозяйство все средства дает, главным образом, та сельскохозяйственная промышленность, упадок которой констатирован теперь Правительством, а к изысканию средств и способов её оживления и поднятия Правительство в настоящее время образовало Особое Совещание и местные Комитеты.
Таким образом, получается какой-то заколдованный круг, из которого выйти обыкновенными путями, существующим ходом дела, не представляется возможным.
Для дела народного образования, для громадного государственного дела - дела первейшей надобности нужны огромные силы и огромные средства всего огромного русского государства.
Для настоящего развития этого великого дела необходимо, чтобы оно перестало идти окольными проселочными дорогами; оно должно стать на стезю, ему подобающую, - пойти по самому широкому пути. Этот путь, по нашему глубокому убеждению, должен быть таков:
1) Народная первоначальная, единая общеобразовательная школа должна быть государственной школой, и число этих школ должно безусловно удовлетворять требованию возможности всеобщего обучения для детей школьного возраста обоего пола всего сельского населения России.
2) Содержания всего учительского персонала всецело должно быть принято за счет средств всего государства, при чем для каждой школы число учителей должно соответствовать комплекту учеников, не превышающему 60 душ на одного преподавателя. Содержание учительского персонала должно соответствовать серьезному и тяжелому труду народного учителя и увеличиваться сообразно с ростом жизненных расходов. Старость, неспособность к труду по болезни, полученной во время службы, а равно судьба осиротелой семьи учителя должны быть обеспечены государством на таких пенсионных началах, как и для всех чиновников государства.
3) Для приобретения усадеб под школьные здания, для постройки новых школьных зданий, перестройки и расширения старых и для обмебелирования школьных помещений, устроенных по требованиям школьной гигиены, государством должен быть из общих государственных средств сельскими обществам и местными земствам открыть широкий кредит, на получение долгосрочных беспроцентных ссуд, которые должны погашаться из местных земских или общественных средств ежегодными небольшими взносами.
Снабжение первоначальных школ учебными книгами, учебными пособиями и школьными библиотеками должно производиться за счет средств уездных и губернских земств, а хозяйственные расходы по содержанию школы - местными обществами, при чем крайне желательно, чтобы государством, смотря по местным условиям, оказывалось пособие на отопление школ, выдачей обществу из казенных лесов сухостоя и валежника.
4) Управление всей хозяйственной частью школы должно быть возложено на школьные советы, функционирующие под непосредственным руководством и наблюдением уездных земств, а административное и учебное управление первоначальной школы должно быть возложено на Училищные Советы, составленные из представителей Правительства и земства, при непременном участии в Совете инспектора народных училищ (который должен быть в каждом уезде), Председателя Уездной Земской Управы, врача и, по крайней мере, одного из учителей первоначальных школ, избираемого ежегодно самими учителями.
5) Первоначальная общеобразовательная народная школа должна иметь, по крайней мере, 4-летний учебный курс имеющий целью дать возможность её ученикам не только усвоить основательно технику грамоты и научить некоторым молитвам, но и дать хотя первоначальные и элементарные сведения об истинах религии, о первых правилах арифметики, а также ознакомить ученика по вопросам мироведения, начальной географии и истории. Питомец народной школы должен вынести из своего учения не одни зачатки элементарных знаний, но и получить то развитие и воспитание, которое должно сделать его способным к восприятию сведений и истин, которые ему будут давать жизнь, природа и книги. Для того, чтобы лучшие и наиболее способные ученики первоначальной шкоды могли иметь возможность продолжить свое образование, программа первоначальной школы должна быть так приноровлена, чтобы таким ученикам, по окончании школы, был открыт доступ к поступлению в первые два класса среднего учебного заведения.
В первоначальную народную школу дети должны поступать с 8-летнего возраста.
6) Помимо повсеместной организации государственной первоначальной школы, право насаждать таковое должно быть предоставлено земству, духовенству, сельским обществам, фабрикам, заводам и частным лицам.
7) Считая за первоначальной общеобразовательной школой самый необходимый и самый надежный фактор в деле поднятия сельскохозяйственной промышленности, необходимо признать, что этому делу окажет великую услугу возможно широкое насаждение профессиональных школ всяких типов; по нашему мнению, в каждом уезде должна быть, по крайней мере, одна профессиональная школа, отвечающая тем или иным местным нуждам и потребностям. Мы разумеем здесь школы сельскохозяйственного типа или ремесленного.
Такие школы, с общеобразовательным курсом не ниже курса теперешних городских училищ, должны дать своим питомцам основательные первоначальные познания по сельскому хозяйству или по другим техническим отраслям. Эти профессиональные школы, на устройство которых требуются всегда серьезные средства, должны быть организованы и содержимы на совместные средства государства и губернских земств.
8) Так как в деле народного образования и развития, помимо школ всякого типа, громадное значение имеет всякий доступ к книге, всякий источник света и знания, то к открытию и насаждению этих источников должен быть предоставлен самый широкий простор, должно быть дано самое широкое право земству, духовенству, частным обществам и частным лицам открывать повсеместно библиотеки, устраивать повторительные курсы и воскресные чтения, читать лекции по специальным и общеобразовательным предметам, устраивать театры и другие образовательные народные зрелища.
В могучий государственный океан народного образования идут, текут и вливаются со всех сторон обширной родины реки, речки и ручьи, несущие темному люду свет и знания.
И тогда, при таком только орошении, наша родина станет могуча и богата."
Как в воду глядел.