Н.Ф. фон-Дитмар. Задачи промышленности в связи с войной. Харьков. 1915. С. 8-10:
"6. Отношение к промышленности в России и прочие условия.
К числу общих неблагоприятных условий надо отнести почти полную неосведомлённость нашего общества о значении промышленности и о крайней необходимости для благополучия России её развития. Это непонимание значения промышленности, значения промышленной инициативы, промышленной энергии, находит отражение и в нашем законодательстве, и в правительственной практике, и в деятельности земских и городских самоуправлений, и в печати. Достаточно указать на наше отсталое акционерное законодательство, наше ужасное положение о казённых порядках и поставках, препятствующие развитию отечественной промышленности и содействующие иностранному развитию промышленности в России, наше таможенное обложение с высокими огульными ставками неподвижного характера, не соответствующее идее рационального покровительства развитию различных отраслей промышленности, наше весьма несовершенное и забытое патентное право, на слабую постановку нашего общего технического и коммерческого образования от низших до высших учебных заведений, промысловое обложение, земское обложение, представляющие из себя нечто поразительное и единственное в мире законодательное попустительство к истреблению промышленности путём обложения. Затем видим, далее, крайне недоброжелательное отношение к промышленности со стороны ведомств и учреждений, и разных потребителей как казённых, так и общественных.
Очень часто для иностранных предприятий сдача производится без торгов, выдаются им авансы, производятся платежи вперёд, представители их всюду входят. Не то с предприятиями русскими: пожалуйте соревноваться, вносите залог до 30% с подряда; различные неустойки беспощадно взыскиваются и доводят часто доверчивого соревнователя до разорения и т.д., а чуть цена выше заграничной, тогда кричат: "караул - грабят, обратимся заграницу", и усерднейшие обращаются, начиная с военного и морского ведомств, ведомства землеустройства, Министерства Торговли и Промышленности кончая земскими и городскими учреждениями.
В законодательных учреждениях мы слышим, иногда, объяснения разницы цен русских и иностранных изделий не разницей в размере себестоимости отечественных и заграничных изделий, а слышим такие обывательские объяснения, что русские промышленники всю разницу цен берут себе, как прибыль. Наша страна как будто так любит иностранцев и ненавидит соотечественников, что достаточно иностранцу завести какую-либо техническую контору, заняться комми-вояжёрством, как успех ему обеспечен как при содействии ведомств и общественных учреждений, так и при содействии многочисленных технических контор, большинство которых явно противодействует развитию отечественной промышленности, имея, очевидно, откуда следует на это приказы и заказывая даже самые простейшие машины, например: блоки, лебедки, насосы, прессы и т.д. заграницей.
Огромное значение при этом имели не только силы промышленного заграничного капитала и производства, но и сила торгового капитала и организация торговли. Благодаря природным условиям, благодаря дешевизне капитала, высокой производительности труда, благодаря высокому состоянию общей культуры, науки, техники, промышленности, торговли и ремесла, заграницей производились и производятся предметы: 1) пока не производящиеся у нас, 2) производящиеся и у нас, но в силу приведенных условий производящиеся заграницей по сравнительно дешевой цене. Благодаря особенностям и силе торговой организации, иностранные товары проникают у нас всюду, и зачастую даже при высшей стоимости и низшем или одинаковом качестве с отечественными товарами предпочитаются нашими торговцами, перекупщиками и потребителями.
Проводниками немецких изделий являются огромные торговые дома, опирающиеся на немецкие банки или на русские банки, состоящие явными или тайными агентами немецкий банков, опытные комми-вояжёры, особые агенты по сбыту товаров, умеющие войти во все учреждения и двери, куда нашему торговцу и промышленнику вход заказан, огромные капиталы, бьющие местную конкуренцию и зачинателей "развития производительных сил страны" без промаха и в то же время расчищающие путь различным псевдорусским обществам, берущим многомиллионные казенные подряды поставки (с внесением огромных непосильных для русского промышленника залогов) и служащим в действительности лишь проводниками, главным образом, немецких товаров. С поднятием цен на сырые материалы в России и с усилением потребности на различные изделия не так усиливалось производство в России, как усиливался привоз из заграницы и главнейше - из Германии, и от этого усиления привоза иностранных товаров не спасли нас и высокие пошлины на иностранное сырье. Как интересный пример можно привести, что в прошлом 1914 г. например, котельные заводы в Привислинском крае и даже в Донецком бассейне делали часто котлы из иностранного железа.
7. Таможенная политика и внутренние условия. При таких условиях является вопрос: возможно ли покровительство путем повышенных пошлин? Если ставить в пример Северную Америку, как страну высокого таможенного покровительства, то надо отметить, что таможенная пошлина Северо-Американских Соединенных Штатов все-таки значительно ниже нашей, составляя не более 2/3 наших ставок, а с другой стороны, очевидно, что за этим таможенным забором есть благоприятные условия для развития промышленности, заключающееся в государственном и общественном понимании её и соответствующих социальных условий. Если же у нас этого нет, и если таможенный забор был бы и еще выше, все равно было бы также плохо, и не было бы условий для развития промышленности и ремесел.
Необходимо обратить внимание на то, что в нашей "сельскохозяйственной" стране в деревне рабочих дней непосредственно по сельскому хозяйству не более 60 в году, а во многих местностях при отсутствии фабрично-заводской, ремесленной и домашней промышленности, а также и подсобных промыслов и в остальные 300 дней делать нечего, а урожай у нас такой блестящий, что, например в Казанской губернии получается 30 пуд. на десятину и оказывается, что это как будто ничего и люди живы. А в Германии урожай 150 пудов на десятину и работают там не 60 дней в году, а 300 и тоже люди живы, но зато сыты, одеты и богаты; наша же страна влачит убогое, нищенское, полуголодное существование. Выход из этого ужасного положения - это всемерное, но разумное развитие промышленности и торговли в целях подъема экономического благосостояния страны. Надо, чтобы все были заняты, надо работать не 60, а 300 дней в году. Что тогда будет? А то будет, что будет не 10 университетов и 10 высших технических Институтов, как теперь, а десятки; не десятки, а сотни будет средних и низших технических и коммерческих школ, и народ будет богатеть, и нивы его будут тучны, и Господь благословит плоды трудов его."
Мнда. Это явно какой-то коммуняка написал! А еще, понимаешь, "фон-"! Ну-ка, выведем этого брехуна на чистую воду, откроем вики:
"Из потомственных дворян. Окончил 1-й Московский кадетский корпус, Санкт-Петербургский горный институт (1889). Как вольный слушатель - физико-математический и юридический факультеты Санкт-Петербургского университета. Ученик Д. И. Менделеева...В 1918 году был председателем на Съезде промышленников, банкиров и землевладельцев (Киев), был избран товарищем главы Союза промышленности, торговли, финансов и сельского хозяйства (Протофис) князя Голицына. После падения Украинской Державы выступил одним из лидеров Белого движения, организатором Добровольческой армии, принимал участие в Ясском совещании в ноябре 1918 года."
Забавно. Такой матёрый человечище, никакой не левый, совсем наоборот - а ничего не знает про охрененный промышленный подъем РИ! А ведь оный подъём - аксиома для ркмпшников, принимается без доказательств.
А что не забавно, так это то что читая этот текст я незаметно для себя запутался: это он про свою РИ или про нашу РФ писал?