Труды местных комитетов. 1903г. Том 37. Саратовская губерния.
С. 34:"Устанавливая прогрессирующий упадок экономического блогосостояния населения уезда, Комитет причинами такого упадка признает неравномерность землевладения, несоответствие арендных цен с доходностью земли, вполне естественную невозможность конкуренции слабого с сильным, в чем и выражается влияние так называеиых кулаков и мироедов на более слабых, сравнительно с ними, членов крестьянской общины, в каковой конкуренции сильный, а потому и более предприимчивый, всегда выигрывает и в увеличении личного землевладения, и по съёму арендной земли, и в смысле наибольшего получения дохода от хозяйства."
С. 178:"Признавая, что кредит есть одно из самых необходимых и полезных орудий производства, и указывая вред кредита, каким вынуждены пользоваться крестьяне от деревенских кулаков, платя разорительные для себя %%…"
С. 189-190:"Принцип торговли - нажива и притом неограниченная, а этот принцип порождает стремление к понижениио покупной цены и к повышению продажной. Не говоря о монополизации, синдикатах, стачках и других общих орудиях власти капитала держать в своих руках рынки сбыта и потребления, в частности, наша торговля земледельческими продуктами создала особый род торгового промысла - прасольство, которое употребляет всякие искусственные меры к понижению цены на продукты, совершенно независимые от предложения и спроса; девизом этого промысла является «торговый обман» (обмер, обвес), возведенный в культ торговли. Несомненно, от этого зла страдает, главным образом, крестьянское хозяйство. Оно буквально находится в руках кулаков и в деревне, и на базаре. Но, помимо того, и при урожаях, и неурожаях хлебов цены самых местных базаров не имеют никакой связи с общим положением хлебного рынка и ценами на зерновые продукты в портовых городах. Таким образом, цена, вследствие перекупнической системы, слагается из стоимости производства и тех барышей, которые поглощаются прасольским проиыслом, и, если бы существовало добросовестное посредничество по сбыту этих продуктов, то, конечно, откинутая часть прасольских барышей увеличила бы вознаграждение земледельческого труда, уменьшая в то же время стоимость продуктов для потребителей. Кому не известно ожидание прасолами и перехватывание на дорогах к базарам крестьянских возов с хлебом, загон целых обозок во дворы и обвешивание простодушных поселян при закрытых наглухо воротах. Кто не знает систематической организации этих хищников: жеребьевки между собою, кому должна достаться жертва обмана, разыгрывание по стачке между собою роли продавца, предлагаиощого стороннему или своему покупателю на базаре продукт за дешевую цену, чтобы сбить с толку мужика, привезшего на базар хлеб…А какие злоупотребления допускаются крупными кулаками, покупщиками зерна, в установлении хлебных цен, пользуясь отсутствием популярных сведений в селениях о положении хлебного рынка. Это своего рода биржевая игра на «повышение» и «понижение», в особенности в районах, живущих привозным хлебом.
Разительным примером такого ненормального положения хлебной торговли служит из недавнего прошлого 1895 год. В этот год урожай был хороший, но вместе с этим заграничное требование было громадное, и цена на хлеб стояла высокая (рожь - 60 коп., пшеница - рубль). Между тем на местах урожая цена была лишь от 23-30 коп., не окупавшая, конечно, производства, и, когда вмешалось Правительство в это дело с целью прекратить недобросовестную эксплуатацию сельского хозяйства, организовав покупку разного хлеба, то цена на рожь мгновенно повысилась почти вдвое (40-43 к.). Для характеристики необъяснимой разницы в хлебных ценах в торговле у производителей можно указать например в пределах одной Саратовской губ. Бывает, что в Саратове рожь 40-50 коп., в Царицыне размольная мука 70 коп.: овёс здесь 50-60 коп., в Царицыне 80-85 коп. из лавок. На базаре же крестьянский хлеб (рожь) ссыпается по цене саратовской. Еще в более неблагоприятном положении находится сбыт сельскохозяйственных продуктов подспорных культур, в особенности, подверженных скорой порче. Огородные, садовые, бахчевые продукты, как известпо, главным образом идут в потреблепие в сыром виде. Пределы сбыта их ограничены, большею частью, местным районом. Высокий тариф, неудобства в приспособлениях перевозки по железным дорогам, отсутствие агентуры делают почти невозможным экспорт этих продуктов в другия места потребления, не говоря уже за границу, и, если он существует, то опять-таки находится в руках таких же скупщиков-кулаков. При таком положении этого дела, когда урожай продуктов обильный, то их некуда девати, и зачастую цена сырого продукта падает до цены навоза, и все такия подспорные в хозяйстве культуры делаются убыточными и разорительными.
Примером можеть служить интенсивное хозяйство южной части Саратовской губ.
В настоящем, например, году в Царицынском уезде, занимающемся бахчеводством, произошло такое событие. Скупщики арбузов, столкнувшись между собою, заторговали на бахчах почти весь арбуз, предложив сносную цену и уплатив даже задатки. Масса продавцов повезли арбуз в Царицын для сдачи покупщикам. Последние, приняв небольшое количество арбузов, от остальных стали отказываться, предлагая цену на 40% ниже условленной, но мало этого, они распространили слух, что будто бы в Москве холера и все арбузы остановлены под Москвою и уничтожены, показывали даже какую-то телеграмму в этом роде. Арбузов стеклось до 5000 подвод. Между крестьянами распространилась чуть не паника, со слезами они умоляли принять арбузы, и скупщики брали, по какой цене хотели. Впоследствии дело дошло даже до того, что воз арбузов (100-150 шт.) продавался за 50-100 коп. и даже за то, что кулак бросит мужику в шапку, хотя бы на хлеб."
С. 204:"Крестьянские общества и артели должны пользоваться преимуществами перед частными отдельными лицами, из среды которых большею частью выходят кулаки и аферисты, а не земледельцы."
С.348:"Конечно, того надела, который существует в настоящее время, далеко недостаточно, так что он, по крайней мере, должен быть увеличен вдвое или втрое; жизнь сама выработает минимальную норму для такого хозяйства, а максимальную установить очень важно для того, чтобы не произошло слишком большого скопления земли в одних руках, что послужило бы почвой для развития кулачества."
С. 355:"Благодаря этому обстоятельству правильно организованные кредитные учреждения в деревне не действуют в большннстве случаев, и крестьяне, нуждаясь в кредите, без которого они не в соcтоянин обойтись, должны прибегать к местным кулакам-ростовщикам, платя им неимоверно большие проценты своею работою."
С. 373:"В противном случае, может случиться так, что какой-нибудь кулак выкупит свой надел, возьмёт его около околицы села и отрежет всё село от его земли, чтобы держать его в своих руках."
С. 379:"Если допустить - при настоящих экономических условиях и культурности парода такой порядок, тогда явится масса безземельного, бродячего рабочего населения, и большинство крестьянской земли очутится в руках кулаков. Нельзя сказать, что крестьяне не нуждаются в земле, им она очень нужна, но под влиянием нужды масса крестьян продаст свою землю кулакам, отчего явится масса сельского пролетариата, и этот сельский пролетариат будет грозной армией, с которой нужно будет считаться."
С. 384-385:"Как вы думаете организовать сдачу этих земель, - целым обществам или отдельным крестьянам? Если земли эти будут сдаваться обществам, то отдельные крестьяне опять должны будут переснимать их у своих кулаков-односельцев по высшей цене. Ведь это не секрет, что за спиною общества всегда прячутся кулаки. Поэтому я полагаю необходимым постановить, чтобы казенные и удельные земли сдавались отделыно каждому крестьянину не свыше определённой нормы. Хотя это и трудно будет для казенных и удельных чиновников, но что же делать? - пусть поработают. Я говорил с нашим лесничим по поводу сдачи им земли крестьянам. Он мне ответил, что у них практикуется сдача земли крестьянам. Но как практикуется? Устраиваются торги, на которых участвуют и кулаки, и уже после этих торгов, когда на землю набиавают цену, предлагают крестьянам снять по этой высокой цене. Это ужасно.
…
Это - уже детали. То положение, затронутое М. М. о том, чтобы земля сдавалась отдельным крестьянам, заслуживает серъёзного внимания. Съемка земли обществом ведет к тому, что она сейчас же сдается кулаками отдельным крестьянам. Поэтому с этим предложением следует согласиться и мы должны этот наш взгляд подчеркнуть, т. е, выразить желание, чтобы казенные и удельные земли сдавались отдельным крестьянам в размере, достаточном для обработки их семьёй в известном ограниченном количестве."
С. 395:"Россия очень богата казенными землями и оброчными статьями; эти земли, приносят государству ничтожный доход, они не попадают в руки преимущественно крестьян, (хотя и есть подобные распоряжения) а в руки кулаков, которые, снимая в долгосрочную аренду казенные земли по 1-3 р. за десятину, сами хозяйством не занимаются, а сдают их по 6-10 р. и более крестьянам, в руки которых в интересах государственных они должны бы попадать сразу. Таких земель много и в Европейской России, а еще более в Сибири и в Закавказье."
С. 396:"Все что тормозит деятельность Банка, все требования, затрудняющия приобретение земли, все преимущества, предоставленные уставом Банка отдельным лицам должны быть уничтожены и клиенты Банка или сравнены по величине выдаваемых ссуд, или даже крестьянския общества и артели должны пользоваться наибольшими привилегиями, чем частныя отдельныя лица, из среды которых по большей части выходят кулаки и аферисты, а не работники и земледельцы."
С. 492:"Оставлять крестьянское население без кредита нельзя; для промышленников, землевладельцев везде растут кассы, а масса крестьяпского населения остается без помощи, и, поневле приходится обращаться к кулакам и переплачивать громадный процент."
С. 585:"На первом плане по своей распространенности стоит бесчисленное количество деревенских кулаков, рассеянных по всему лицу земли русской, к которым крестьянам в трудную минуту своей жизни приходится обращаться за ссудой, закладывая в обеспечение этой ссуды что-нибудь из своего домашняго скарба. Каков этот кредит и насколько он лёгок - известно каждому. Исследования известных статистиков гг. Иванюкова и Сазонова показали, что проценты, взимаемые по ссудам частными лицами в деревне, колеблются от 200 до 600 годовых, а наблюдались случаи, когда % доходили до 4.000 годовых. Цифры эти людям, мало знакомым с жизнью деревни, покажутся прямо невероятными, но не надо забывать, что %% вычисляются обыкновенно не деньгами, а чаще всего продуктами или же работой."
С. 586:"Создались учреждения для "удовлетворения насущнейшей потребности именно той группы земледельцев, которые являлись до сих пор клиентами местных кулаков, снабжавших их кредитом за чудовищные проценты."
С. 615:"Как можно скорее следует освободить пастырей от материальной зависимости от пасомых, чтобы они из-за выгод житейских не поддерживали народных суеверий, предрассудков, а живым словом искореняли их, чтобы смело обличали народные пороки, кулаков…"
С. 624:"Для устранения зависимости крестьян от кулаков мироедов необходимо учреждение мелкого кредита в виде сельских земских ломбардов и расширение действий ссудо-сберегательных товариществ, о чем Хвалынским Комитетом уже было возбуждено ходатайство."
С. 627:"Цена на арендную землю в последние 15 лет возрасла в 2 и 3 раза. На почве спекуляции явились арендаторы-кулаки, которые снимают в аренду землю у частных владельцев и сдают ее по-десятинно беднякам с должной для себя прибылью."
С. 634-635:"Кулачество в Хвалынском уезде болеѳ развито в татарских селах. Несмотря на свое сравнительно очень хорошее земельное обеспечение, редкий татарин не в нужде, а особенно ощутительна эта нужда осенью в период усиленной расплаты с податями. В это время кулаки-покупатели собирают в свои цепкие руки целые сотни десятин по ценам, много ниже причитающихся с земли податей, с тем, чтобы зимой одолжать тех же своих несчастных должников хлебом и семенами, но только за большие проценты. Подобные кулаки существуют почти во всех татарских деревнях. Они делают большие посевы, некоторыѳ из них торгуют на стороне кожами, а в своих деревнях - красными товарами, чаем, сахаром, мылом и всякою татарскою мелочью. Состояние их обыкновенно считаиот тысячами, и им редкиий татарин в деревнях не должеин.
В меньших размерах наблюдается хищничество кулаков в русских и мордовских деревнях, но и здесь не без них. Я не имею данных к точному цифровому выражению и учету частной задолженности и частного кредита местного сельского населения, но, несомненно, мироеды существуют здесь и сосут благосостояние массы, которая, между тем, не любит открыто говорить о средствах, которыми эти сельские богачи пользуются в деле своей наживы. Впрочем, я могу привести пример, когда сами крестьяне выступали с жалобами на своих богатых односельчан. В 1892 г., Июня 9 дня, крестьяне села Самодуровкии: С. В. Фролов, М. П. Поляков, Т. М. Головин и В. В. Фролов подали г. Саратовскому губернатору прошение, некоторые выдержки из которого я привожу здесь дословно. «Почти постоянные неурожаи последних лет и нужда в насущном хлебе заставили нас обратиться за помощью к некоторым более состоятельным односельчанам нашим и кредитоваться у них на известное время. Кредит нам был оказан охотно, но само собою разумеется, кредиторы назначили, во-первых, самый короткий срок расплаты, а, во-вторых, потребовали залоги. Безвыходность положения нас покорила, и с болью сердечною мы совершили заем на тех тяжелых условиях, которые нам были предъявлены в момент совершения сделки, по эти условиям оказываются благодеянием в сравнении с тем положением, в которое поставили нас засим наши благодетели, и в котором мы теперь находимся; вот подробности этих обстоятельств. 1) Я. С. В. Фролов, заняли у крестьянина села Самодуровки Ф. И. Краснобаева в два раза всего 227 р., первый заем был сделан в 1886 г., а второй в 1889 г.; в обеспечение первого займа я заложил Краснобаеву пустопорожнее место в задах усадьбы моей, приносящей ежегодно до 300 пуд. сена; в обезпечение второго займа мною тоже заложено такое же пустопорожнее место, приносящее сена до 200 пуд. Начиная с первого года займа, я никак выпутаться из этого долга не мог и волей-неволей должен был молча переносить, что Краснобаев в виде % за долг стал косить заложенные ему мною луга и косит их до сих пор безданно, безпошлннно, ни на йоту не уменьшая цифры долга. Между тем, принимая во вниманиѳ, что первое место, давая ежегодно до 300 пуд. сена, за 6 лет дало 1.800 пуд., а второе за 3 года дало 600 пуд., оказывается, что Краснобаев получил с заложенных мною у него покосов за обождание всего 2.400 пуд. сена, т. е., принимая среднюю стоимость по 40 к. за пуд на сумму в 960 р. 2) Я, М. И. Поляков, занял у сына того же С. Ф. Краснобаева в 1888 г. 45 р. и заложил так же часть моей усадьбы; не имея возможности уплатить до сего времени деньги, и я должен был подчиниться тому, что Краснобаев по примеру родителя стал косить с заложенного мною участка сено к свою пользу, выкашивая ежегодно до 200 пуд., что в общей сложности за 4 года составит 1.000 пуд. на сумму 400 р., а 45 р, Краснобаев попрежнему считает за мною. 3) Я, Т. Л . Головин, заложил свое при усадьбе пустопорожнее место крестьянину села Самодуровки Ф. Васильеву за 50 р. в 1889 г. и также по примеру других Васильев косит у меня все время в виде % долг без погашения и собирает ежегодно до 100 пуд. сена, что в общей сложности, придерживаясь оценки моих товарищей, дало ему доходу за 3 года 120 р., и, наконец, 4) я, В.В. Фролов, занял у крестьянина Ф. Купцова 75 р. и, 1889 г. и тоже заложил ему свой луг при усадьбе, который он ежегодно косит в свою пользу, в виде блогодарности за обождание, собирая до 200 пуд. сена каждый год, что в 3 года составляет 600 пуд., или на 240 р., и так же, как и другие кредиторы, он в настоящее время считает за мной 75 р. полностью и непогашенными. Изложив эти подробности, мы полагаем, что не требуется комментарий, во что обходятся нам благоденния наших благодетелей; нам остается сказать, что и в этом году они наточили косы, чтобы косить наше сено за благодарность, и объявили нам, что это так и будет, если мы не отдадим наших долгов полностью. Мы вынуждены обратиться к милостивой защите Вашего Сиятельства и просим не отказать разобрать настоящее дело и освободить нас от тенет, которыми опутали нас наши блогодетели, при чем, дабы развязаться с ними и вздохнуть свободно, мы готовы даже доплатит им, сколько придется, если только после всех доходов, извлеченных ими с наших усадьбъ, они еще будут считать, что мы им что-нибудь должны, но мы при этом ходатайствуемъ, чтобы нам дозволено было самим произвести косьбу сена в этом году и по продаже оного рассчиитаться наличными деньгами. На коленях с семействами нашими умоляем Ваше Сиятельство о милостивой защите и скорейшеи разрешенин этого дела, так как косьба приближается, и, если мы опять останемся без покосов, то рискуем остаться и без скотины, что равносильно полнейшему разорениио в крестьянстве»"
Опять ничего не написано про "неразгибающиеся от работы пальцы".
Ну ничего, там 58 томов, наверняка найдётся (сарказм).
Взять можно тут:
https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_003524777/Или в торрентах (1,3 GiB), хэш раздачи: a0f7bb0ae5a0d751a6e68f21dbae0bb446dd16fd