Брусилов А.А. Мои воспоминания. 1929. С. 204-205:"Питание также ухудшилось: вместо 3 фунтов хлеба начали давать 2 фунта строевым, находившимся в окопах, и 1½ в тылу; мяса, вместо фунта в день, давали сначала ¾, а потом и по ½. Затем пришлось ввести два постных дня в неделю, когда клали в котел вместо мяса рыбу, в большинстве случаев селедку; наконец, вместо гречневой каши пришлось зачастую давать чечевицу. Все это начало вызывать серьезное недовольство солдат, и я стал получать много анонимных ругательных писем, как будто от меня зависело снабжать войска теми или иными продуктами. Стал я также получать письма, в большинстве случаев анонимные, в которых заявлялось, что войска устали, драться больше не желают и что если мир не будет вскоре заключен, то меня убьют. Однако получал я и иные письма, также анонимные, в которых значилось, что если война не будет доведена до конца и «изменница-императрица Александра Федоровна» заставит заключить несвоевременный мир, то меня также убьют. Из этого видно, что для меня выбор был не особенно широк, а в войсках мнения относительно войны и мира расходились."
Интересно. Великая аграрная держава, которая якобы "кормила половину Европы" (
на самом деле нет) вдруг не в состоянии прокормить свои войска. Страна не оккупирована, уж с едой то проблем быть не должно. Ан нет. И тут же
вспоминается вот это: "Величайшее затруднение в продовольственном деле испытывается отчасти из-за того, что ослаб гужевой промысел - некому везти хлеб на станции. Свеклосахарные заводы, за недостатком людей, не были в состоянии выкопать и свезти вес урожай свеклы. Сельскохозяйственные работы - молотьба и осенняя вспашка - прошли с запозданием и притом при крайнем напряжении всего сельского населения."
Но, как понятно любому булкохрусту, "еще бы чуть чуть и Босфор с Дарданеллами стали нашими". Конечно-конечно.
Сканы: