Девушки и ретроавто.

Jan 30, 2009 15:40

Один из моих любимых проектов минувшего года: календарь в стиле Pin-Up. Производство полностью все MAGNET. Руководство проектом, идея, стиль - я, фото - Станислав Белоглазов, дизайн - Алена Тихонравова, визаж, прически - Женечка из агентства ImageServices, подбор костюмов, реквизита, постановка - все вместе. Модели: Виктория Козорез, Анна Ширяева, Алёна Майсурадзе, Кристина Рожкова.






























Девчонка с соседней улицы.
Много букв про Pin-Up

Зарождение Pin-up

Pin-up girl - это модель, чьи растиражированные изображения становятся знаковым явлением поп-культуры Америки 40-х. Стиль - фривольный. По преимуществу эти модели - фотомодели, манекенщицы, актрисы и певицы. Название происходит от англ. pin-up - «пришпиливать»: эти картинки пришпиливались к стенам общежитий, казарм, лобовому стеклу автомобилей, проч.
Термин «pin-up» также относится к рисункам, картинам и другим иллюстрациям, выполненным по этим фотографиям.
Само словосочетание pin-up впервые было употреблено в 1941, тем не менее, данная практика прослеживается, по крайней мере, уже с 1890-х. Картинки для пришпиливания вырезались из журналов и газет, это могли быть открытки, хромолитографии и т. д. Часто такие изображения печатались и в календарях, и так предназначенных для развески на стену. Позже постеры с pin-up girls стали выпускаться намеренно.
Прототипы pin-up можно увидеть и в знаменитых сериях гравюр Вильяма Хогарта "A Harlot`s Progress" и "A Rake`s Progress". Если абстрагироваться от вульгарного контекста, отдельно взятые изображения женщин с легкостью можно принять за pin-up.

Первые Pin-Up появились давно, еще в 30-е годы, сразу после знаменитого биржевого кризиса, когда в свежем, лишь чуть-чуть загазованном, воздухе больших городов звенели прощальные крики банкиров и маклеров, выбрасывавшихся из окон своих контор. Именно тогда кто-то из редакции популярного журнала «Life» с целью привлечения читателей додумался украсить обложку очередного номера изображением элегантно изогнувшейся девушки с отчетливым намеком на сексапил. Новаторство состояло в том, что никакой связи между содержанием журнала и красоткой с обложки не было. Это был гэг чистой воды. Выдумка имела невероятный успех. За «Life» последовали другие журналы, и вскоре появились любители, покупавшие их только из-за обложек. Страницы с девушками выдирались из журналов, прикалывались - pin up - на стены холостяцких жилищ, вот поэтому смеющиеся милашки и получили прозвище Pin-Up Girls. Осмыслив все прелести использования женского тела в рекламных целях к журналам присоединяются компании «Coca Cola» и «Lucky Strike».

Дальше была Великая Депрессия. Опять же, началась война - уставшим и лишенным жизненных стимулов мужчинам Америки нужны были приятные и незамысловатые развлечения. Спрос немедленно породил предложение: издатели вроде «Brown and Bigelow» (которых лет через десять будут называть "королями пин-апа") и «Shaw-Barton» начали переманивать друг у друга новоявленных мастеров модной эротической живописи, чтобы выполнить поток заказов и оформить новые календари для «Coca-Cola» и «Lucky Strike».
Гениальный Джил Элвгрин, второй создатель канонов чудесного жанра, в 26 лет рисует пин-ап рекламу для «Coca-Cola», и уставшая от безработицы и войны Америка засматривается на неземной красоты девиц, улыбающихся с громадных биллбордов.
Следует также заметить, что большинство американцев, живших в последней четверти XIX - первой половине XX в., не имели возможности посещать музеи и покупать книги по искусству. Единственным доступным видом искусства была иллюстрация.

Классификация pin-up.

Существовало два направления pin-up - рисованный и фотографический pin-up. Однако именно "рисованный" pin-up как жанр массового изобразительного искусства до настоящего времени остается не до конца "классифицированным" жанром.
Весь pin-up условно делится на три категории. Это собственно "pin-up", "glamour art" и "pretty girl".
Pin-up, пожалуй, единственное направление этого жанра, которое имел сюжетную линию. Это была, как правило, бытовая сценка, где изображалась девушка, легкомысленно одетая; это мог быть купальный костюм, костюм для загорания, короткая юбка. Наиболее провокационным вариантом одежды было нижнее белье. Иногда девушка была обнажена, однако это было скорее исключение, чем правило.
Glamour art культивировало романтический женский тип. Часто это был портрет. Эта "очаровательная женщина" была одета в вечернее платье или в причудливую одежду, однако значительно менее открытую, чем pin-up.
Pretty girl - термин, означавший, по сути то же самое, что и glamour, однако применялся только по отношению к работам известных художников-иллюстраторов. Этот под-жанр был популярен среди читателей таких известных журналов, как «The Satarday Evening Post» и «Cosmopolitan».

Среди журналов, которые поддерживали и пропагандировали pin-up, необходимо назвать следующие - «The Satarday Evening Post», «Liberty», «Ladies Home Journal», «Cosmopolitan», «Vogue», «Esquire». Даже такое солидное информационное издание, как «Time», опубликовало в 1941 году на обложке изображение Риты Нэйворд, написанное художником Джоржем Петти, считающимся отцом американского pin-up.

Виртуозами Pin-Up стали графики Чарльз Дэйна Гибсон и Ховард Чендлер Кристи, мастера рекламы корпорации «Coca Cola», применившие замечательно простой способ создания журнальной иллюстрации - они перерисовывали один к одному фривольные фотографии. А иногда даже накладывали краски прямо на фото.

Рисованный pin-up существовал и развивался параллельно фотографическому pin-up, и долгое время эти два направления не составляли друг другу конкуренции. Компании, производившие календари, охотно использовали как фотографии, так и рисованный pin-up для оформления своей продукции.

Решающим поворотом от рисованного pin-up к фотографии стал 1964 г., когда фабрикант Пирелли* сделал первый фирменный фотографический pin-up - календарь компании. Роберт Фриман, который работал фотографом с Биттлз, совместно с арт-директором Бердсолом разработали календарь, который стал поворотом в сторону фотографического pin-up.

К середине 70-х гг. почти все американские производители календарей перешли на фотографический pin-up, который развился в современные, хорошо известные нам формы.

Особенности стиля и эротизма pin-up.

Pin-Up исключает демонстрацию полностью оголенного тела. И это прекрасно, суперэротично, соблазнительно, и, наконец, мудро! Ибо полностью обнаженное дамское тело невинно и беззащитно. Эротизм Pin-Up проявляется как бы невзначай: чуть оголенное дамское плечико, чуть вздернутая юбочка, и как бы вдруг - боже ж ты мой, какая пикантная оплошность - чуть приспустившиеся чулочки! Юбочка цепляется за ручку двери и предательски рвётся, упс! - девушка нагибается, чтобы поднять выпавшую из сумочки коробку, а ветерок бессовестно приподнимает её юбчонку, вах! - в трусиках лопается резиночка и они неожиданно спадают к её туфелькам". Вот она, деталь соблазнения, вот она, мимолетная эротическая искорка, от которой, как известно, может возгореться пламя!

Тайна, загадка соблазняет больше стопроцентного и безоговорочного обнажения.
Многие исследователи-искусствоведы считают, что отсутствие полного обнажения в Pin-Up жанре закрепилось именно потому, что благопристойная Америка просто-напросто не потерпела бы тогда столь откровенного полового беспорядка. Может быть. Но дело не только в цензуре, создатели первых рисованных девушек очень чётко себе представляли, на что следует дать акцент, а что необходимо опустить, с тем, чтобы вызвать в мужчине-читателе легкую волну возбуждения.

Популярность Pin-Up Girls балансировала на грани общенациональной истерии. Сказать, что девушки с обложек журналов стали объектами культа - ничего не сказать. На бортах самолетов, на башнях танков и на гильзах снарядов красовались лукавые блондинки. Даже на атомную бомбу, упавшую на славный город Нагасаки, какой-то шутник налепил раскрашенную фотографию Риты Хейворт.

Pin-Up Girls - это, без преувеличения, целая эпоха. Этими очаровательными кокетками бредили буквально все: бизнесмены и простые рабочие, холостяки до мозга костей и благопристойные семьянины. Им выпала почетная роль эдаких сексуальных спасателей бравых американских солдат. А журналы, публикующие Pin-Up девчонок, срывали баснословные тиражи.

Расцвет и значение pin-up в жизни Америки середины ХХ века.

Настоящий расцвет The Great American Pin-Up пришелся на грозовые 40-е (Америка вступила во Вторую Мировую Войну в декабре 1941 года), когда огромное число американских мужчин ушло на фронт и оторвалось от живых прелестей противоположного пола. Поэтому чуть ли не на высшем армейском уровне было решено для поддержания гетеросексуальных настроений снабжать солдат порнографией, но порнографией особого рода! На картинках из солдатских календарей и журналов не было "голых баб", там смеялись и шутили самые обыкновенные "девочки-из-соседнего-дома". Никаких проституток, никаких таинственных дам полусвета, даже полубогиня Хейворт изо всех сил старалась казаться простой и доступной.

Как уже говорилось выше, эротизм Pin-Up проявлялся как бы невзначай: юбка цеплялась за ручку двери и рвалась, в розовых трусиках лопалась резинка, и они падали к туфелькам как раз тогда, когда руки девушки были заняты... Забавные сценки разыгрывались в хорошо знакомых декорациях маленьких американских городов. Все это рождало ностальгию и желание как можно быстрее разбить врага и вернуться домой, к желтым такси, красным почтовым ящикам и розовым блондинкам с сумками для пикника в тоненьких пальчиках.

"Посмотри, какая я красивая! Моя красота и сексуальность нуждаются в твоей защите!" Задумка была проста и гениальна одновременно: солдат должен знать, КОГО он защищает, он должен понимать, к КОМУ он возвратится, выполнив свой долг перед родиной.

"Посмотрите, мальчики, какая я сексуальная! Я жду вас! Возвращайтесь скорее домой! Я понимаю, защита Отечества - это прежде всего. И я очень надеюсь на то, что вы не подведете меня и нашу свободную Америку!" - как бы говорили рисованные куколки, облаченные в солдатскую униформу. Подобные солдатки-сексапилки завораживали бравых американских воинов. "Мы и они - одно целое! Они с нами, они поддерживают нас! А мы должны сохранить их детскую красоту. «Сохранить во что бы то ни стало!» - рассуждали солдаты и - шли в бой ради них, невозмутимо красивых и выразительных, ослепляющих и влекущих, ради тех, которых американцы и по сей день с гордостью называют национальным достоянием - Pin-up Girls.

Во многих источниках моду на pin-up сопоставляют с военными действиями. Действительно, вполне можно предположить, что пин-ап отчасти также являлся и своеобразной гуманитарной помощью с "гражданки" для матросов в дальних изнурительных плаваниях и солдат в душных казармах.

Говорят даже, что эти смеющиеся красавицы, доступные и жизнерадостные, в своё время спасли генофонд Америки, вовремя защитив его от гомосексуальной напасти. И этим белозубым кокеткам американцы приписывают национальный подвиг - спасение солдат, воевавших на фронтах Второй Мировой войны, от гомосексуальных настроений, чуть было не охвативших тогда армию.

Pin-Up - искусство, строго ограниченное канонами места и времени действия. Захлестнув Америку в начале сороковых, эротическая волна схлынула в середине шестидесятых - за четверть века представления об эстетике возбуждения в корне поменялись, и неряшливые героини новой психоделической революции почти начисто смыли со всех и всяческих стен выцветших красоток в старомодных купальниках. На смену кокетливой полуобнаженности пришла нагота, а мужские журналы нового поколения получили одобренную законом возможность публиковать постеры девушек "без всего". Нигде, кроме Штатов, ничего похожего на взрыв пин-апа не случилось. И неудивительно - где еще красотки начинали карьеру с титулов вроде "Мисс пляж Бэй 1956" или "Оклахомская королева кукурузы 1949", а гигантские корпорации понимали, что для рекламы сигарет и моторных масел нет ничего лучше полураздетой блонды.

Из интервью с руководителем сайта http://www.PinUp.Ru Владимиром Калининым.

При зарождении pin-up о культуре вряд ли кто говорил. Красотка на обложке или упаковке во все времена была залогом успеха. Хитрость, особенность заключалась в том, что в те времена - 20-30-х гг., никак нельзя было использовать живую модель в столь привлекательном виде, а картинку можно; самое главное - ничего лишнего.

Сейчас становится видно, какое влияние оказали мастера пин-ап на развитие современной культуры и рекламы, ведь Ив Сен Лоран в 40-х шил платья, которые рисовали художники в 20-30-х, и мода получила новое направление в развитии. Playboy поначалу использовал золотое правило pin-up "ничего не видно" и поэтому выжил и до сих пор использует тему "Девчонка с соседней улицы". Тему можно продолжать до бесконечности.

Хитрое такое слово - UP. В моей практике тоже возникала аналогия, однажды даже сделал на этом рекламу для PinUp ru: «PIN-UP -ЭТО КОГДА ДЕВУШКУ ПРИКАЛЫВАЮТ!..».

Из художников, безусловно, самым-самым является Gill Elvgren, а из компаний... Есть легенда, что Coca-Cola первая использовала тему в своей рекламе, эти картинки с удовольствием клеили на стены и в машины. Но самое большое развитие пин-ап получил благодаря зажигалкам Zippo, на которых были изображения девушек. В 40-х эти зажигалки были у каждого американского солдата, и уж тогда девушки появились везде, где только можно.

Я сотворил и веду проект http://www.PinUp.Ru в единственном лице, занимаюсь им в свободное время. Больше всего в ней привлекло то, что, если дизайнеру не лениться, можно обложку, афишу, рекламу, упаковку сделать и привлекательной, и веселой, а не то, что мы имеем сейчас (к газетному киоску подойдите - посмотрите).

Век pin-up закончился в 60-х с развитием цветной фотографии, на обложках появились живые модели, тогда же грянула сексуальная революция, пуритане отступили, и в итоге имеем массу эротического антиквариата. И нынешнее положение pin-up только усиливает его притягательность. А в России популярность растет - очень много рек ламы появилось по мотивам и с использованием оригинальных работ - календари, публикации, фотографы не редко используют данную тему.

Источники:
http://pics.web2doc.com/pages/fotoset_devushki_v_stile_pin_up
http://blot.ru/index.php?showtopic=3787
http://4allforum.com/index.php?showtopic=16581, www.om.ru
http://www.pinup.ru/txt/text10.php
http://www.PinUp.Ru.

*Джованни Баттиста Пирелли (р. 27.12.1848), итальянский промышленник, который в 1872 основал одну из первых в Европе фабрик по производству резины.

Previous post Next post
Up