Бал "Русский котильон" - подготовка: МУЗЫКА

Nov 23, 2016 09:49

Продолжаю писать посты о том, что будет на нашем балу.
Сегодня - небольшой рассказ про музыку. Если с тем, что танцевали в 1830-м году, более или менее понятно, то под какую музыку это делали - вопрос, который нам предстояло решить в процессе подготовки. И начали мы сильно заранее.


Нам нужно много вальсов и котильонов (в то время это была разная музыка), много экосезов, немного французских кадрилей, немного русских, мазурки и, конечно, полонезы.

Библиотечные картотеки составлены так, что не зная автора, крайне сложно найти ноты нужного периода, особенно - оригиналы. Увы, современные издания нам не подходят, потому что, как правило, это уже переложения. Конечно, интересно танцевать на балу полонез в переложении для балалайки, вновь переложенный на мини-оркестр, но гораздо приятнее под оригинальные авторские ноты. И кое-что мы нашли...

Конечно, мы не смогли обойтись без Козловского. И вот - первый сборник: Joseph Koslovsky - Trois polonoises, trois ecossaises et une quadrille.
Сборник создан по случаю свадьбы госпожи Нарышкиной (Урожденной Лабановой-Ростовской) и Кирилла Нарышкина. Все их, конечно, знают, а потому дату свадьбы найти не составило труда, и это 1808 год. Для нашего бала старовато, но Козловский - признанный мэтр "доглинкианской" эпохи, поэтому без его полонезов мы точно обойтись не сможем.

Второй сборник - тетрадка со скромным названием Douze danses. Просто 12 танцев, ничего особенного. И имя автора - Adelbert Shindler, вероятно, тоже мало что скажет. В сборнике имеются три котильона, два простых и два двойных экосеза, три мазурки и две кадрили.
И еще маленькая приписочка: Avec figures. И эти figures, как написано - авторства Pierre Joguel.
Йогель - знаменитый и почти мифический персонаж. Глушковский считал, что именно он распространил экосез в России, Толстой восхищался его мазуркой, А Екатерина Долгорукая указывала, что Пушкин и Натали познакомились именно на Йогелевском бале в 1826 году.

[Краткая справка о Йогеле.]Пьер Йогель (он же Пётр Андреевич Йогель) (1768-1855) прибыл в Россию из Франции, откуда его в начале XIX в. пригласил Г.И. Бибиков, генерал-майор, меломан и владелец богатой подмосковной усадьбы Гребнёво, успешно доведённой в последнее время до полуразрушенного состояния. Йогель устроил в бибиковской усадьбе балет и остался жить в Москве, купив дом в приходе церкви Иоанна Богослова в Бронной (на месте современного дома № 7 по Богословскому переулку). Он открыл школу танцевания и приобрёл необыкновенную популярность в Москве. Балетмейстер императорских театров Адам Глушковский так отзывается о нём: «К достойным особенного внимания старинным учителям бальных танцев в Москве принадлежит Йогель, который в своей молодости получил отличное воспитание: он изучил русский, французский языки и музыку как нельзя лучше, о бальных танцах нечего и говорить; кто в Москве не знает об его таланте? Сквозь его руки прошли три поколения! С искусством Йогель соединяет неоценимые достоинства общежития. Он находчив, остёр, всегда весел и любезен. Бывши во всех аристократических домах учителем, он везде умеет держать себя, как придворный века Людовика XIV, при котором вежливость была доведена до высшей степени. Йогель не был театральным танцовщиком, но как аматёр изучил бальные танцы до возможного совершенства. Как живописцы разделяются на несколько родов, - на портретных, пейзажных, перспективных и проч., - так можно разделить и танцы на различные роды; Йогеля можно отнести к отличным танцмейстерам».

Йогель обязательно приглашал на детские балы своих бывших учеников, которые с охотой бывали там и танцевали с молодыми воспитанниками - девочками и мальчиками 10-14 лет. (источник).

Найти такой сборник, да еще с танцами, было огромной, почти невозможной удачей. Благодаря нашему совместному упорству (прежде всего, georg_the_great) и любезности сотрудников РНБ, мы его получили, и не могли не вставить в наш бал.

Итак, любимая музыка Наташи Гончаровой у нас есть, а что со столичной модой? И вообще - мы делаем бал по книге "собрание фигур для котильона", и неплохо бы найти музыку именно к танцам из нее, тем более, что танцы там интересные: "кадриль с монимаской, кадриль с польским, кадриль с краковяком". Прелесть их в том, что объясняются они легко и на пальцах, не требуют особого напряжения, и очень веселы. Но музыка, музыка?

Да, мы нашли оригинальную (вероятно) музыку к этим танцам. Это два сборника Recueil de danses favorites de Saint Petersbourg. В первом - котильон, мазурка, гросфатер, а ля Грек, Мазурка Апраксина, кадриль с краковяком, кадриль Багратиона (легендарная кадриль, схему которой, надеюсь, мы когда-нибудь найдем), экосез, кадриль с монимаском, вальс-галопад и просто вальс. Во втором - кадриль с польским, матредур, кадриль, 4 мазурки, вальс, 2 экосеза.

т.е. помимо музыки к нашей книге, здесь еще и половина танцев из Петровского.

Остается вопрос - кто нам все это сыграет? Хочется, чтобы эта музыка, которая прозвучит впервые за сотни лет, была исполнена людьми, которые понимают сложность нашего поиска, бережно отнесутся к нашим находкам и смогут раскрыть всю красоту этих мелодий. И нам очень радостно представить увлеченных профессионалов, которые будут помогать создавать атмосферу нашего бала: это ансамбль Александры Нероновой (elsa_alma).

В общем, приезжайте к нам:) у нас продолжают приниматься парные и сольные кавалерские заявки.


Ярославль, бал, 1830

Previous post Next post
Up