ТЗС-004. Послушные дети - какая прелесть. А, собственно, какая?...

May 10, 2010 10:45

Тренировка здравого смысла 004.
Нигде, наверное, не найти такой концентрации нарушений здравого смысла, как в семье. Например, послушные дети, это ведь мечта (тайная или, как правило, явная) любого родителя, не правда ли? Правда.  Родители добиваются этого послушания любой ценой, кто во что горазд.
Убеждением, например. Убеждением? Ну, так принято говорить. Конечно, никакого "убеждения" тут быть не может, когда ребенка пытаются мотивировать к тому, чего ему совсем не хочется. Под "убеждением" понимают фразы типа "ты же не хочешь, чтобы я переживала", или "так надо, подрастешь - поймешь". Семьи, считающие себя особенно интеллигентными, в ряде случаев прибегают к более развернутым фразам, но и они в конечном счете сводятся к внедрению догм с целью повиновения ребенка.
Чаще всего, конечно, родителям не до убеждений, и применяются методы обычного психического или физического давления.
И когда ребенок становится управляемым, когда в нем укрепляется поведение по типу стокгольмского синдрома, все становятся довольными и похваляются, что их ребенок послушен. Иногда при этом в самом деле верят в то, что ребенок не подвергается насилию, что он мол "сам понимает" - особенно в это легко верится, когда ребенок начинает повторять заученные правильные фразы, когда он и сам начинает негативно относиться к попыткам других детей получить свободу выбора.

Но подумай - разве это не противоречит твоему желанию благополучного будущего для твоего ребенка? Если ребенок приучается ТОБОЮ ЖЕ подчиняться манипуляциям - примитивным или не очень, если он отучается самостоятельно думать, принимать решения, ошибаться и получать опыт ошибок, то разве непонятно, что именно при этих обстоятельствах он никогда не будет счастлив? Ведь он не приучается не только реализовывать собственные желания, но даже и отдавать себе отчет в их существовании. Он живет так, как "положено", и он - ИМЕННО ПОЭТОМУ - крайне уязвим перед любым другим человеком. Именно послушный ребенок может стать объектом манипуляций со стороны любого человека, ведущего себя или авторитарно ("так надо, я сказал, ударь его", "ну ка пошли со мной, твоя мама мне сказала что тебе надо со мной пойти"), или который давит на жалость ("я же твой друг, неужели ты предашь меня и расскажешь, что это я дал тебе наркотик") и т.д. Все те механизмы подчинения, которые ты сам сделал работающими, работают независимо от того, кто встал у руля! Это же очевидно, это просто.

Отсюда - простой вывод. Если ты хочешь, чтобы твой ребенок не стал жертвой манипуляторов, не начал делать то, чего он совсем не хочет, не стал бы овцой в стаде, не пошел бы на поводу у опасных идиотов, то тебе необходимо - именно необходимо - воспитывать в нем способность сомневаться, возражать, быть непослушным, совершать ошибки и получать опыт. Пусть лучше твой ребенок не подчинится твоим приказам или убеждениям или советам в том, что надо идти спать, надо получать пятерки, надо то или сё - все эти бесчисленные "надо", пусть лучше он сделает множество мелких глупостей, чем в будущем он вообще перестанет быть самим собой, потеряет способность сверять запросы и требования окружающих его людей со своими желаниями и убеждениями.
Кажется парадоксальным, и тем не менее это так - необходимо учить ребенка быть непослушным!
Потери при этом - мелочь - двойки в школе, синяки на теле, разбросанные игрушки и т.д
В выигрыше - жизнь, так как человек только тогда живет и развивается и создает жизнь вокруг себя, когда он делает то, что считает справедливым, приятным, интересным, когда он не является механизмом, которым управляет любой, кто добрался до рычагов, созданных в нем родителями.
Еще раз - смотри опыт школы в Саммерхилле, он многое проясняет.

Пример из вчерашнего дня: одна девочка, недавно принятая в мордосообщество в качестве новичка, беженца, договорилась побегать в лесу с другими беженцами. Спустя полчаса ожидания, решили бежать без нее - на место встречи она так и не пришла. Что произошло?
Она взяла с собой только крупную купюру и в автобусе ей не смогли продать билет, и какой-то мужик провел ее по своему. Затем, выйдя для пересадки на маршрутку, она обнаружила, что мужик вышел вместе с ней. Когда она собиралась сесть в маршрутку, которая, как она точно знала, идет туда, куда надо, этот мужик сказал ей, что ей удобнее поехать на вот этом автобусе, на котором он сам едет. И она... поехала с ним! Ей было неловко не последовать совету мужика. А ведь девушке 25 лет!! И в ней до сих пор действуют механизмы, заложенные родителями. В итоге автобус пошел совсем не туда.

воспитание, рабскость, здравый смысл

Previous post Next post
Up