Oct 27, 2014 10:06
В религиозности удобно выделить три ее типа: 1) естественнонаучный, 2) морально-фанатичный, 3) утешительный. Со вторым и третьим типом все понятно - именно они присутствуют среди окружающих нас людей. Но интересно то, что раньше - тысячелетия назад, когда научные знания практически отсутствовали, а морально-фанатические потребности населения не проявлялись так остро, как в последующие времена, религиозность имела в числом виде естественнонаучную природу.
В качестве демонстрации этого тезиса приведу историю того, как Хлодвиг - великий франкский король династии Меровингов, создавший на рубеже V-VI веков великое франкское государство, принял христианство.
Хлодвиг, будучи язычником, категорически и на протяжении многих лет отказывался принять христианство несмотря на то, что Клотильда - его официальная жена - усердно промывала ему мозг в этом направлении. Он отказывался от принятия христианства даже в условиях, когда из чисто политических соображений принял решение о тесном сотрудничестве с христианской церковью в захваченных ими сопредельных государствах, заключив с ними соглашение.
Интересно то - какова при этом была его аргументация (следуя изложению Григория Турского, конечно): «ваш Бог никак не явил своей силы».
Особенно скептически он стал относиться к христианству после того, как его первый сын от законной жены умер немедленно после крещения, и затем и второй его сын чуть не умер после той же процедуры.
Все изменилось, когда в битве с алеманнами те стали побеждать и уже почти совсем сломили франков, и Хлодвиг в отчаянии обратился с молитвой к Иисусу, и почти в тот же миг король алеманнов был убит, и те, лишенные руководства, обратились в бегство. И тогда Хлодвиг, «увидев силу Иисуса», согласился принять христианство после того, как получил на это одобрение народа.
Отсюда ясно видно, что отношение Хлодвига и подчиненных ему людей к религии имело в чистом виде естественно-научную основу. Они согласны были молиться тем богам, которые проявляют свою силу, то есть тем, кто сумел доказать свое существование и могущество. Для Хлодвига принять христианство означало заключить союз с могущественной, реальной, несомненно существующей и доказавшей свое существование божественной силой. Фактически, это был политический союз, и конечно, перейти от союза с языческими богами к союзу с христианским - это было непростое решение, и народ мог и не поддержать своего властителя, если тот без их ведома совершил бы такой ответственный военно-политический шаг, поэтому Хлодвиг и заручился поддержкой народа. Число логические основания такого отношения к богам были, разумеется, ложными: «после этого, значит вследствие этого», но тем не менее в самом переходе из одной религии в другую, в самом факте принадлежности к какой-то религии не было никаких морально-этическо-фанатических факторов - это было чисто политическим решением, основанном на выборе наиболее сильного из богов-покровителей, которые должны были делом доказывать свое существование и свое могущество.
Однако, принимая бога, в нагрузку неизбежно принимали и религию, связанную с ним, и тех, кто олицетворял собою связь с богом - а вот они уже являлись носителями морали как кодекса, который должен был внешне объединять последователей.
В дальнейшем религия стала все более и более сращиваться с чистой политикой и постепенно превратилась уже в чисто политический фактор, а христианская мораль, разумеется предельно выхолощенная и крайне далекая от того, что, собственно, проповедовалось в ее изначальном виде, приобрела знакомый нам фанатический характер как наиболее удобный способ психического порабощения.
религия