Братские народы России и Украины

Sep 01, 2014 15:40


С точки зрения российского обывателя, Украина - это что-то вроде младшего брата, который по какой-то причине предал Россию и переметнулся к Западу. С точки зрения украинского обывателя, есть некая «единая Украина». Кроме того западно-украинский обыватель верит, что в стране идет не гражданская война, а анти-террористическая операция.

Все эти три мифа удобно рассмотреть и разоблачить одновременно с помощью довольно простого путешествия в прошлое.

История «братского содружества» началась 350 лет назад, когда под давлением крымских татар Богдан Хмельницкий обратился к царю Алексею Михайловичу Романову с просьбой о принятии его в подданство, то есть - с просьбой о присоединении Украины к России (буду дальше использовать такие названия стран для простоты). Отец Петра Первого, в отличие от своего сына, был натурой созерцательной, и интересовался больше такими совершенно удивительными для русских царей делами, как чтение иностранных газет и созерцание неба в телескоп, но просьбе Хмельницкого он внял, и в 1653-м году Земский собор окончательно разрешил это вопрос. Вскоре, при Петре I, влияние Земского собора начнет затухать, пока он не растворится окончательно в небытии, но украинское семя, посаженное при его участии в российскую империю, даст обильные плоды. В следующем, 1654-м году, Хмельницкий произнесет пылкую речь, и народ якобы единодушно вскричал: «Волим под царя московского, православного».

И вот с тех пор, согласно утверждениям православно-коммунистических псевдо-историков, жили русские с украинцами душа в душу. Вместе хлеб сеяли, вместе набеги захватчиков отражали, по усам текло.

Но текло не только по усам. Давайте просто взглянем - как же дальше развивались братские отношения России и Украины.

Следующим гетманом Украины был сын Богдана, но для этой роли он пока что явно не годился, и вместо него страной стал править Иван Выговский. Не особенно комплексуя насчет братских связей с русским народом, Выговский… разорвал отношения с Москвой, и вместе с теми же крымскими татарами успешно громил русские войска. И все же сын Хмельницкого Юрий вернул себе власть и вернул Украину в лоно России. Тут-то и началась братская дружба народов… вплоть до того момента, пока в самый решающий момент войны русских с поляками он не отказался помогать окруженным русским войскам, а взял да и заключил мирный договор с Польшей.

И в это же время произошла крайне знаменательная история - Украина разделилась на правобережную и левобережную. Для простоты будем говорить о восточной и западной Украине. Да, это произошло аж 350 лет назад, а не в начале 2014 года! Еще 350 лет назад на территории Украины возникли два государства, каждым из которых управлял свой гетман. И представь себе, Западная Украина не после Майдана потянулась к Западу, а еще в те же самые, такие далекие годы. Гетман Западной Украины, Петр Дорошенко (нет, не Порошенко, а именно Дорошенко:), стал вассалом Турции, а восточные украинцы по-прежнему тяготели к Москве, и их гетман Иван Брюховецкий верой и правдой служил России… вплоть до того момента, когда в 1668-м году восстал против русской власти. Хоть и не милы были восточно-украинцам турки, но и нравы московитян их напрягали слишком сильно.

Так много ли изменилось с тех пор? Восточная и Западная Украина так, по сути, и сохранили свои отличия, и даже усилили их за долгие годы. Западные устойчиво тянутся в Европу, пусть хоть под властью турок, но только не москвичей, а восточные разрываются в противоречивых настроениях - вроде и к русскому духу их тянет, но при ближайшем рассмотрении оказывается, что не могут они жить с русскими - слишком разные культуры, слишком неприемлемо для украинцев патерналистское отношение к ним как к братьям меньшим, время от времени приводящее то к голодомору, то еще к чему-нибудь подобному.

Поэтому миф о «единой Украине» - это именно миф. Сотни лет назад образовалось де-факто и де-юре две Украины, и как бы разные правители в разные века ни перекраивали границы, то отрезая, то прирезая, это оказывало очень мало влияния на процесс самоопределения народов. Отсюда мы можем совершенно определенно сделать вывод, что то, что происходит на Украине сейчас, это не «анти-террористическая» операция. Это самая настоящая гражданская война, в которой более сильная Западная Украина пытается поставить на колени Восточную. Отсюда и то исступление, с которым западные и восточные ненавидят друг друга. Если бы западные боролись с террористами, была бы ненависть именно к террористам, а мы видим нечто совершенно иное. Да и вообще-то говоря, было ли хоть когда-то для кого-то неясным то, что фактически в рамках одного государства проживают существенно разные этносы восточных и западных украинцев? У них даже языки разные.

Вернемся ненадолго к семнадцатому веку. Следующим гетманом стал хорошо известный Иван Мазепа. Мазепа дружил с Россией, крепя и цементируя братские отношения двух народов… вплоть до того момента, когда в 1708-м году в тяжелейшей для Петра I, воюющего со шведами, ситуации не перешел на сторону шведов.

Называть эти поступки украинцев «изменами» или «предательством» лишено всяческого смысла по двум причинам. Во-первых, так поступали все. Союзы заключались и распадались, один за другим, десяток за десятком, сотня за сотней, в течение столетий и тысячелетий. Во-вторых, надо просто понять объективные причины таких колебаний в отношениях Украины и России. Это не просто дурь какая-то - побратались-разошлись, а следствие определенных причин. К России украинцев влекли геополитические и экономические выгоды. Но была и отталкивающая сила, и очень серьезная, проистекающая из различий в уровне цивилизованности. Уникальная политическая система, созданная в Украине, включавшая в себе многие демократические элементы и широкую автономию «хозяйствующих субъектов», была категорически неприемлема для россиян, и как только Украина подпадала под зависимость от России, то всякая автономия и всякая демократия начинала немедленно уничтожаться. Петру было не до демократии, он создавал «вертикаль власти» в полном смысле этого слова. Украина же двигалась в том же направлении, куда и Швеция, в которой уже в 1720-м году королевская власть стала чисто номинальной, и страна превратилась в парламентскую (кстати, сами шведы благодарят за это… Петра, который, разбив Карла XII, по сути поставил крест на имперских устремлениях шведов и «помог» им обратить свое внимание на создание нормальной, цивилизованной жизни в своей стране).

И сегодня мы видим, как ни удивительно, все то же самое! Путин строит вертикаль власти. Шведы и прочие немцы строят у себя развитую цивилизацию. Запад развивает технологии и продает их. Россия сидит на природных ресурсах и ничего не развивает. Тысячу лет назад, еще при Рюриках, Россия экспортировала пушнину и русских рабов (отсюда даже слово «slave», «slaaf» - «раб» - «славянин»). Сейчас Россия экспортирует нефть и газ, но по сути все осталось как раньше. И как раньше, Восточная и Западная Украина - это два разных этноса, которые могли бы в принципе дружно жить, но на условиях равенства, а не вассалитета. И как и раньше, Восточную Украину тянет к России, особенно теперь, в условиях жестокой войны с западным соседом, а Россия всеми силами этому способствует, рассчитывая заполучить себе новые земли, новые губернии, а между тем и Путину, и россиянам не мешало бы открыть книжку и подумать о том - что же последует после того, как Восточная Украина станет частью России? А ведь последует довольно обыденная для российско-украинских отношений вещь: украинская губерния станет самым неспокойным регионом, в котором… непременно станет взрывообразно развиваться сепаратизм, а как Путин относится к сепаратистам, мы все прекрасно понимаем, и начнут закручиваться уже новые гайки, и уже не Украина, а Россия получит гражданскую войну, последствия которой будут разрушительны для империи в условиях, когда уже созрели центробежные тенденции как в силу экономических причин, так и в силу работы бешеного принтера.

Что делать?

Западной Украине нужно немедленно прекратить войну, можно даже принести извинения и посыпать голову пеплом. Во-первых, сентиментальная Европа любит посыпание головы пеплом, и какой-никакой инвестиционный дождик прольется на иссушенную украинскую землю. Во-вторых, восточноукраинцы не смогут и не захотят остановиться в своей инерции тяготения на восток и «воссоединятся»  с Россией, создав таким образом очаг будущего имперского пожара. В-третьих, вырвавшись в конце концов из России, Восточная Украина неизбежно маятником снова метнется за запад, что можно будет использовать для налаживания плодотворных экономических и политических союзов двух стран, ведь сейчас Восточная Украина скорее будет сотрудничать с Зимбабве, чем с Киевом, что плохо для всех.

Еще я бы посоветовал спокойно относиться к тому, что независимости потребуют другие регионы - в конце концов это полностью соответствует украинскому духу автономии, который так ярко проявил себя еще во времена Переяславской рады в виде «Статей Богдана Хмельницкого». Независимые и дружественные друг другу украинские мелкие страны смогут прогрессировать гораздо быстрее, будучи независимыми странами, нежели будучи бесправными регионами под властью далекого и чужого имперского центра. И это относится не только к украинской империи, конечно…

Ну и не надо забывать, что война в Европе никому не нужна, и с каждым днем недовольство европейцев украинцами будет расти ускоренными темпами, а маятник европейского отношения к русским неизбежно качнется в другую сторону по мере того, как европейцы начнут осознавать и экономическую необходимость сближения с Россией, и деструктивную роль США во всем этом процессе сталкивания европейских лбов.

история России, политика

Previous post Next post
Up