А мне скоро пойдет шестой десяток!
Круто?
Наверное, когда человек в 20-30 лет представляет себе, что когда-то и с ней случится такое, у нее начинается паника:)
А у меня паники нет.
Есть предвкушение от того, что я смогу ставить эксперимент по выживанию - что-то похожее на сверхглубокие погружения. Интересно - каким я стану в 70, в 80 лет
(
Read more... )
Но можно ли отнести идеи и практику Саммерхилла к прогрессорской деятельности? Думаю, что он прямо ей противоречит.
По крайней мере в смысле, который вкладывали в термин введшие его Стругацкие.
Прогрессорство - принуждение к "миру и прогрессу" так, как это понимает очередной прогрессор, стремление изменить все общество и вогнать его в ту новую и дивную модель, которую прогрессор считает более цивилизованной.
У Стругацких прогрессор - человек из как бы более развитого и цивилизованного общества (или воспринимающий себя таковым), который приходит в очередное недоразвитое общество с тем, чтобы сделать его хоть немного более цивилизованным.
Прогрессор, как правило, никому не желает зла, напротив- он желает заставить всю эту неразумную, бессмысленную биомассу стать хорошими, добрыми, умными и сознательными новыми людьми, счастливыми гражданами нового мира.
Пинками, пиздюлями и оружием погнать быдло к счастью, радости и процветанию в правильной для прогрессора модели цивилизации.
Но любая модель - огрубление и примитивизация реальности, поэтому успешная прогрессорская деятельность ведет к упрощению и примитивизации всей системы.
При этом качественно система не меняется.
Интересно, что и сам прогрессор для воздействия на примитивную систему вынужден играть по примитивным правилам этой системы. Иначе - "не понимают".
Основной способ осуществления прогрессорства- взять в свои руки управление обществом и принудить всех недоразвитых тварей жить "правильно". Заставить силой или манипуляциями делать то, что прогрессор считает прогрессивным. Цель оправдывает средства. Иезуиты тоже были определенно прогрессорами. Маркс-Ленин-Мао-Пол Пот. Иван Грозный, Петр 1 - не менее классические прогрессоры применительно к своему времени.
Так как предполагается что прогрессор лучше знает, как и что делать, то саморазвитие элементов системы, ее самоуправление не допускается - так как мешает прогрессорству. Кроме того, если просто предположить, что система способна к саморазвитию - то нафига прогрессор?
Прогрессорство возможно только с позиции силы (так как преодолевает сопротивление и косность недоразвитого общества) - иначе прогрессора сожрут уже на первом этапе. Его все равно потом сожрут, но сначала он доведет до полного пиздеца все, что оказалось под его воздействием.
Саммерхилл построен на противоположных прогрессорству принципах - развитии через усложнение системы и саморазвитии ее компонентов, на добровольности и отсутствии принуждения. Ставят ли преподаватели Саммерхилла задачу научить учеников чему-то определенномму, стать кем-то определенным? Устанавливают ли какие-то внешние цели - например, стать верным ленинцем, ученым, слесарем или католиком или прорубить какое-то окно в Европу?
Тащат ли в Саммерхилле учеников за шкирку куда-то в светлое будущее, ограничивают ли с этой целью что-то "не прогрессивное"? Вроде бы нет.
Ну какое же в Саммерхилле прогрессорство?
Reply
Reply
Для меня Саммерхилл - положительное явление, но я не отношу его деятельность к прогрессорской по многословно написанным причинам.
Для тебя Саммерхилл - положительное явление, и его деятельность является прогрессорской.
В сухом остатке - Саммерхилл является положительным явлением, как его не называй - не о чем спорить.
Reply
Reply
Для меня-да. Не обязательно грубое физическое насилие. Может быть манипуляция. Не всегда воспринимается негативно, особенно в краткосрочной перспективе. Это активное внешнее воздействие. " я сделаю тебя счастливым" - скорее, угроза)).
Не отрицаю, что мне больше нравятся кушать окультуренные яблоки, чем дикие. При этом, очевидно, я не принимаю во внимание, " нравится" ли мое воздействие по окультуриванис яблоне.
Примитивное viz продвинутое прогр. Не хочу спорить о терминах, термины вопрос удобства. Я понимаю твое мнение. Для меня разница как между действием и действием в бездействии. Например, скорее всего я буду чувствовать себя более счастливым и свободным, если вокруг счастливые и свободные люди. Перевернув(спроецировав) картинку можно предположить, что это так и в отношении других людей. Хотя бы из-за индукции. Т.е. когда вокруг другого человека счастливые люди ( включая меня) то и др человек с большей вероятностью будет чувствовать себя счастливым. Следовательно один из способов воздействия- наличие себя самого счастливого. Что более определено- я не могу читать чужие мысли но могу свои. Кто- то счастлив, наблюдал за красивой бабочкой, кто-то от удачного решения, кто-то от полученного миллиона и тд - не важно в принципе. Создавать условия для восприятия более прогрессивных для себя взглядов, идей -да. При этом я воспринимаю прогр. как действие направленное извне, а то, что ты называешь продв. прог. - внутреннее. Создавая условия я создаю их для себя, для кого- то еще это могут быть те же условия, для кого- то нужны другие. В общем- то от идеи совокупности неконкурирующих условий приходим к идее либерализма, как необходимой и достаточной.
В саммерхилле ученики равноправны с учителями в рамках их взаимодействия. Кто из них прогрессор, кто на кого воздействует?
Кстати, у стругацких все описанные случаи прогрессорства подпадают под 1ю категорию в твоей классификации. Хотя это слабый аргумент, так как после введения термина его значение может видоизмениться, но при сохранении старого значения мне просто удобнее привязать новый смысл к какому- то другому термину- этикетке.
Reply
Я не согласен. Саммерхил это создание и поддержание условий для восприятия более прогрессивных взглядов и идей, не для себя, а для детей которые там находятся, т.е. это не внутренние воздействие, а воздействие извне, воздействие на других людей, а не на самих себя. Если ты имеешь ввиду что Саммерхил образовался внутри общества из членов этого общества, то это совершенно не имеет никакого значения, потому что шк. Саммерхил маргинальна и оппозиционна по отношению к обществу.
- Создавая условия я создаю их для себя, для кого- то еще это могут быть те же условия, для кого- то нужны другие.
В Саммерхил создают условия для других.
-В саммерхилле ученики равноправны с учителями в рамках их взаимодействия. Кто из них прогрессор, кто на кого воздействует?
Прогрессоры те кто сохраняют и развивает эти принципы в школе Саммерхил (если бы все эти люди перестали заниматься тем чем они занимаются, то школа бы закрылась или превратилось бы в обычную школу). Воздействует сама система основанная на принципах что ребенок может обучаться чему хочет или не обучаться ничему и т.д.
- но при сохранении старого значения
Старое значение сохраняется, его можно обозначить термином "примитивное прогрессорство".
Reply
Такой цели в Саммерхилле не ставились и не ставятся - в смысле мотивации продвижения каких-то определенных идей, которые кто-то считает более прогрессивными.
=Саммерхил маргинальна и оппозиционна по отношению к обществу.
Маргинальна и оппозиционна к устаревшей классической системе образования, сложившейся в обществе и уже давно не соответствующей его потребностям. Возможно ты был бы прав в отношении общества времени основания Саммерхилла вплоть до 60-70х (применительно к Англии). Сейчас -не согласен. Выпускники Саммерхилла более успешно интегрируются в развитое современное общество, чем выпускники государственных школ, что подтверждается статистикой.
Система образования в Саммерхилле соответствует потребностям и реалиям постиндустриального общества, ее выпускникам комфортно в этом обществе жить, они к нему готовы. Саммерхилл- старейшая демократическая школа, но это тренд, отражающий изменение в подходе к образованию в изменившемся обществе.
=В Саммерхил создают условия для других.
"We keep ourselves to ourselves", Zoe Readhead.
= Прогрессоры те кто сохраняют и развивает эти принципы в школе Саммерхил (если бы все эти люди перестали заниматься тем чем они занимаются, то школа бы закрылась или превратилось бы в обычную школу).Воздействует сама система основанная на принципах что ребенок может обучаться чему хочет или не обучаться ничему.
Это ключевой момент. Ты ведь сам разделил - ребенок может обучатся чему хочет, а не тому, чему хочет какой-то прогрессор. Люди в Саммерхилле сохраняют и развивают СВОИ принципы, свои идеи. Но в отличие от любой разновидности прогрессоров эти люди не ставят перед собой задачи целенаправленного изменения общества через свою деятельность в Саммерхилле.
"Продвинутый прогрессор" моделирует и создает условия для того, чтобы обучаемый учился тому, чему хочет обучить его прогрессор.
В этом и разница между "продвинутым прогрессором" и теми, кто сохраняет и развивает принципы Саммерхилла.
Конечно, и общество изменяется - ведь эти люди являются его частью и их деятельность, как и любая деятельность других людей общество изменяет.
Можно ли изобретателя колеса или лампочки назвать прогрессором?
С моей точки зрения - нет, хотя их изобретения несомненно изменили общество. Но такой цели перед собой изобретатели определенно не ставили. Другая мотивация.
Reply
Я считаю ставятся. Более прогрессивная, она же и прогрессорская, идея это давать возможность детям самим решать что им делать, чему учиться или не учиться, как жить, и ученики школы после выпуска становятся носителями этих идей, и они будут дальше распространять ее ( применять к своим детям, убеждать своих друзей-знакомых в клевости этой идеи и т.д.).
-Сейчас -не согласен. Выпускники Саммерхилла более успешно интегрируются в развитое современное общество, чем выпускники государственных школ, что подтверждается статистикой.
Непонятно с чем ты не соглашаешься, я не считаю что это не так. Саммерхил находится в оппозиции идеи насильственного образование, которая является доминирующей в обществе (и если это ща в чем-то меняется, то это во многом заслуга Саммерхил).
-Саммерхилл- старейшая демократическая школа, но это тренд, отражающий изменение в подходе к образованию в изменившемся обществе.
Или то что изменяет этот подход.
-Это ключевой момент. Ты ведь сам разделил - ребенок может обучатся чему хочет, а не тому, чему хочет какой-то прогрессор.
Так прогрессорская идея не в том чтобы заставить обучаться тому чему хочет прогрессор, а в том чтобы ребенок имел возможность выбирать хочет он чему-то обучаться или нет.
-Но в отличие от любой разновидности прогрессоров эти люди не ставят перед собой задачи целенаправленного изменения общества через свою деятельность в Саммерхилле.
Я с этим не согласен, разве они не хотят чтобы такой принцип образования был распространен повсеместно? Я в этом сомневаюсь. То что они не строят глобальных планов, это потому что они считают что их реализация им не под силу (скорей всего, обоснованно), но это не значит что они не хотят чтобы их принципы распространились повсеместно и это не значит, что само существования Саммерхил этому не способствуют, способствует и они понимают.
Ну в общем я высказал свое мнение, ты свое, если ты не согласен что школа Саммерхил это прогрессовство, ну и ладно. Не охота дальше спорить (это не значит что ты не можешь ответить мне, если тебе хочется).
Reply
Reply
Я уж не говорю о том, что некоторые вопросы там намеренно оставлены табуизированными, чтобы не злить и без того злых разных инспекторов.
Reply
А как может выглядеть школа в которой дается полная свобода?
Reply
-как может выглядеть школа в которой дается полная свобода?
Это длинная тема. Возможно, я сам такую построю.
Reply
Reply
Я написал довольно много разных идей насчет того, каким могло бы быть свободое воспитание детей - это все на моем сайте в статьях, сейчас там неудобно копаться. Попозже, когда будет новый дизайн сайта, будет удобно сразу давать ссылки на соответствующие темы.
Reply
Reply
Конечно, и это бесконечно отличается от того когда ребенок ВООБЩЕ ничего не может выбирать.
- но с тем что дети там могут сами выбирать чем им заниматься - это на мой взгляд иллюзия.
Они именно сами могут выбирать чему обучаться, да из того что есть, или не обучаться ничему. Кроме того есть интернет и они могут там находить какую-то интересующую их инфу.
Reply
Leave a comment