Оригинал взят у
editorskoe в
О книжных продюсерах… Или не стреляйте в издателяТо, что издатель виноват во всем и главная его задача - разрушить русскую литературу - аксиома. Но есть еще пара нюансов.
Как мне кажется, очень не помешали бы книжные продюсеры. То есть, чтобы вообще был примерно такой алгоритм: некие агенты - ридеры - сотрудники продюсерского центра ищут тексты, для продюсерских же проектов. Ну, к примеру - серия книг о космических животных или о детективах- психоаналитиках, неважно, тут как продюсер учудит.
Продюсер рассматривает отобранное агентами и выбирает автора, на которого сделает ставку, подписывает с ним контракт и собственно, что делает продюсер? Продюсирует.
То есть, его задача обеспечить продажи. Как? По всякому. Тут нет ничего нового, кроме того, что речь идет не об издательской работе.
Продюсер пытается вытащить на вершину популярности или просто успешности конкретный проект, а не от 20 до 800 книг в месяц, что нереально.
В теории, этим могли бы заниматься нынешние литагенты, но не занимаются по той просто причине, что не умеют, не знают и не хотят вкладывать деньги. Они под другое заточены.
Главная проблема во всей этой истории - реально ли получить из проекта больше денег, чем ты в него вложил. Это, собственно, ключевой вопрос любого бизнеса.
С моей точки зрения продюсер не должен быть издателем. Партнером - да (заодно не надо вкладываться в печать, в макет и даже гонорар). Для издателя наличие партнера - плюс. Во-первых текст уже прошел экспертизу. Хоть какую-то.Можно быть уверенным, что книга не затеряется в общем потоке, есть с кем вести деловые переговоры (именно деловые, а не пытаться прислушаться к внутреннему миру автора, это не есть плохо, но все же издателю с автором необходимо говорить на его «поляне» - о тексте, а не про издательскую политику, пусть этим занимается продюсер), есть партнер, который тоже инвестирует. Два инвестора - лучше одного.
В теории, небольшие издательства выполняют функцию вот таких продюсерских центров. На практике у них просто нет денег, чтобы не просто сопровождать, но инвестировать больше, чем просто в печать. В теории, большие издательства пытаются так работать, но…
Главная проблема - как раскрутить книгу? В других видах бизнеса все достаточно налажено. С книгами трудно. Если оперировать просто рекламными расценками, то понятно, что стоимость рекламной кампании превысит стоимость тиража. Остаются практически и только - сеть плюс креатив.
Собственно, сетевые усилия, думается, под силу продюсеру-инвестору, также как и поддержка в местах продаж.
Все просто. Вопрос, кто тот человек, который этим займется. У меня лично - денег не хватит. Увы. Причем тут вопрос не столько в деньгах на саму деятельность, сколько на то, что нужно найти штат замечательных людей, и надо им гарантировать, что они будут не только работать, но и зарабатывать. А продюсерская работа она еще более рискованная, чем издательская.
Продюсер, как и любой предприниматель - всегда рискует. Иначе - не было бы ни одного госслужащего, ни одного менеджера, все бы стояли в очереди за дивидендами. Вопрос в том, почему он должен рисковать именно на этой маленькой книжной поляне, вместо того, чтобы вложиться в недвижимость или продукты.
В идеальном мире, каждая книга - либо проект, либо часть проекта, не просто - напечатали и привезли в магазин, хотя и это уже немало. А за проектом не должна стоять девочка бренд-менеджер и даже мальчик (без обид). Должен стоять солидный дядька (тетка) со своими тараканами в голове, а главное со своими деньгами. То есть, чтобы не для галочки и не для выполнения квартального плана.
К сожалению, у нас пока только один вариант продюсирования, когда автор сам себе продюсер. Что не есть правильно. Просто потому, что одному человеку трудно заниматься такими разными профессиями.
Без сомнения, все наши издательства, редакции частично выполняют функционал продюсерских центров. Но - частично. А в книгах важна системность.
Мы выстраиваем какие-то механизмы, алгоритмы… только этого мало.
Главная проблема потенциального книжного продюсера в том, что мало рассказать о книге, надо построить то место, где о ней рассказывать, мало ее раскрутить, надо построить машину по раскрутке…
То есть инфраструктуры практически нет. Все равно что продюсировать певца без радио и ТВ... и без YouTube тоже. И один человек просто не в состоянии её создать. Таких людей, компаний должно быть сколько-то.
По большому счету все жалобы, которые предъявляются к коммерческим издательствам вызваны в первую очередь тем, что только они вообще как-то реагируют. Просто потому - что это частный бизнес, живой, зависящий от авторов и читателей, а не живущий за счет государства и спонсоров. То есть, отдельно от читателя.
Издатель не должен и раскручивать автора, и заниматься розницей, и приучать к чтению... Издатель - это малая часть книжного сообщества, он делает, что может, и не его вина, что он единственный инвестор. Не стреляйте в…
Не раз и не два ко мне подходили серьезные ребята, чей личный бизнес почти равен всему книжному… И они, конечно, смотрят на наши потуги сверху вниз, и легко готовы вложиться… И также как легко так и быстро - бегут прочь. Потому что при своих незначительных размерах книжный бизнес - особенный. Не передающийся по наследству и странно реагирующий на финансовые влияния, то есть, часто, чем больше вложил, тем больше убыток. Понятный маркетологу только после и почти никогда до.
Эка меня развезло. За книжных продюсеров - племя пока неведомое, но такое нужное!
Свой комментарий я напишу чуть позже, когда из-под стола вылезу, найду челюсть и перестану мыслить табуированными лексеммами.
К слову, комментарии под исходным постом также доставляют...
Это кросс-пост с
моего журнала на Dreamwidth.org - там его откомментировали уже
раз(а).