Решила написать про успешный опыт мягкой адаптации высокочувствительного ребенка в детском коллективе, это может быть кому-то полезным. К не-ВЧ детям это, разумеется, тоже подойдет, но с ними обычно все бывает проще.
По-моему в нашем обществе под "мягкой адаптацией" гораздо чаще подразумевается вовсе не мягкая адаптация, а, скажем так, не совсем жесткая. Если вы слышите в рекламе детского учреждения словосочетание "мягкая адаптация", то на деле, как правило, имеются в виду следующие варианты:
1) ребенка оставляют в коллективе сразу, но начинают с короткого времени (то самое "приводите первый день на два часа")
2) ребенка оставляют не сразу, но через жестко оговоренное время ("через неделю вы должны будете сразу выходить за дверь")
3) ребенка усиленно отвлекают, чтобы не подпустить к присутствующей маме (папе, бабушке, няне...)
4) родителям предлагают потихоньку уйти, как только ребенок отвлечется (про это даже писать не буду, полностью порочная практика).
И дальше родителям всячески втирают, что это и есть мягкая адаптация, которая не вызывает у ребенка стресса, а также доказывают, что слезы при расставании с мамой неизбежны. Поскольку опыт действительно мягкой адаптации чрезвычайно редок, то крыть родителям этот напор бывает нечем, и они соглашаются.
А теперь я попробую мысленно воссоздать похожую ситуацию и понять, что я лично буду в ней чувствовать, испытывать. Итак (включаем фантазию): я прилетаю со своей дружной сплоченной командой, где все за всех, на чудесном космическом корабле, который мне как дом родной, на чужую планету. Существ с этой планеты я вижу впервые. Дышу ее атмосферой впервые. Ем чужеродную еду впервые (список можно продолжить). Моя любимая команда уверяет, что планета полностью пригодна для жизни, и что существа с этой планеты не причинят мне вреда. И я им вроде бы обычно верю... Но тут выясняется, что (варианты):
1) команда сейчас оставит меня на этой планете, обещая вернуться через 2 часа (ой, ребята, вы кудаааа, не бросайте меня здесь, я даже не знаю где тут туалет, и кто поможет мне снять этот дурацкий скафандр!!!)
2) внезапно оставляют меня на этой планете через неделю (ээээ... вы куда ваще без меня?! нет, я конечно в целом уже знаю, что вон тот гуманоид умеет расстегивать скафандры, но у меня еще много вопросов!!!)
3) ко мне сразу же подваливает странное лохматое чудовище и, радостно улыбаясь, тянет меня рассматривать не менее странные девайсы, не давая ни секунды передышки (эй, коллеги, мне про эту шнягу нафига вообще втирают? И это что за чудище? И чего вы мне не отвечаете?? Алё!!! Что с вами?!)
На мой взгляд примерно это чувствует малыш, когда его "мягко" адаптируют: он попадает в полностью незнакомую среду, с незнакомыми правилами, к незнакомым людям, и явно пребывает в некотором шоке. Я сейчас имею в виду сферического ребенка в вакууме: понятно, что диапазон интенсивности ощущений у всех детей будет разный, желающие могут продолжить эксперимент экстраполяциями в разные стороны оси темперамента, чувствительности и т.п.
Что я имею в виду под действительно мягкой адаптацией: ребенок остается в новом месте вместе со значимым взрослым без ограничения доступа к нему столько времени, сколько конкретно этому ребенку потребуется (пока он не привыкнет полностью к новым условиям, и пока взрослый, ответственный за детей в этом коллективе, не станет также значимым взрослым для ребенка). Если кто-то сомневается, что такое вообще возможно, что ребенок может отпустить своего взрослого (чаще маму) без слез, то слушайте мою историю дальше :)
Когда моей высокочувствительной девице исполнилось три года, и она не то что бы пошла на контакт с детьми, но по крайней мере перестала при виде других детей карабкаться на меня как мартышка, я решила попробовать поводить ее на какие-нибудь коллективные занятия (в целях, собсна, постепенной адаптации к этим самым коллективам). Выбрала занятия, которые она любит больше всего - танцы и музыку. Я точно знала, что перечисленные выше варианты адаптации ей не подойдут, а адаптация к коллективу ценой травмы мне не нужна. Поэтому я с порога сказала заведующей, что буду присутствовать на всех занятиях до упора, сколько потребуется. Заведующая вытянулась лицом (где это видано, чтобы мама пасла трехлетку!), но дала добро.
Перед первым занятием я проводила большую подготовительную работу: во-первых, занятия дочке надо было "продать", притом очень вкусно, потому что уговорить ее попробовать что-то новое довольно сложно. В итоге она ждала занятий с ощущением праздника. Поскольку петь и танцевать она очень любит, я была уверена, что эти кружки ей понравятся. Так и получилось. Во-вторых, я описывала и даже рисовала комиксы на тему того, что будет происходить, кто такой преподаватель, и что дочке нужно будет делать, и где в это время буду я (сидеть в классе). В-третьих, я сразу изложила далеко идущие планы: что она со временем привыкнет, и я уже буду не нужна ей на занятиях, буду ждать ее за дверью, как все другие мамы. Никаких обманов и подслащенных пилюль! (сто раз наблюдала "мама, а ты не уйдешь? - нет, нет. - и тут же за дверь как только ребенок отвернулся) Даже несмотря на то, что эта информация вызывала бурю протеста ("Да, тебе сейчас не нравится эта мысль, но мамы всегда ждут детишек за дверью, такие правила. Я буду сидеть внутри столько, сколько тебе потребуется, а когда ты привыкнешь, скажешь мне сама, чтобы я шла за дверь". Это "скажешь мне сама", по-моему, дало ребенку ощущение контроля над ситуацией).
Ну а дальше.. Дальше я сидела и ждала :) Периодически спрашивала дочку без нажима, нужно ли еще мое присутствие на занятиях, или она пойдет сама (она всегда в ответ требовала продолжения присутствия). И вот, через три месяца без запроса с моей стороны она вдруг сказала: "Мама, я уже привыкла к Тамаре (это преподавательница), так что буду теперь сама заниматься". С тех пор мое присутствие больше не требовалось. Ни разу ни единой слезинки или нотки нытья.
Итого, на супер-мягкую адаптацию потребовалось всего 3 месяца (занятия были 3 раза в неделю), из них минус месяц на поездку и болезнь, то есть, по факту, два месяца. На старте я ожидала, что потребуется гораздо больше. Главное - спокойствие и вера в своего ребенка, ну собственно как и во всем остальном :)
Я написала эту историю не для того, чтобы покрасоваться тут в белом пальто, а для того, чтобы показать, что такой вариант возможен, и в ваших силах его использовать. Преимущества мягкой адаптации я наблюдаю постоянно. Самый показательный пример приведу: у дочки был первый концерт в музыкальном театре. Дело было в субботу, когда у них длинные занятия: 4 часа. Сначала всех родителей пригласили в зал, показали спектакль на 40 минут, а потом родители должны были отправиться по домам, а дети должны были обсудить выступление, проработать ошибки, короче оставались заниматься на оставшиеся 3 часа. Дальше привожу рассказ моей дочки (она, на минуточку, в группе самая младшая, единственная из 20 детей трехлетка, остальные 4-7 лет): "Мам, представляешь, когда вы все ушли, все дети начали плакать!!! Вообще все! Я там только одна не плакала (подтверждено преподавателями)! Я так удивилась, чего это они!" Что тут скажешь...
"А что делать если ребенок маленький?" Да имхо то же самое, только времени потребуется больше. И, конечно, ребенку в том месте, куда вы его отводите, должно быть ОЧЕНЬ интересно.
"А если нет времени сидеть? Если маме надо на работу, а ребенка в сад?" Если надо, значит надо. Мягкая адаптация - не повод семье голодать, надо считаться с действительностью (ну если действительно исключены все другие варианты вообще).
"А если воспитатели/заведующая/преподаватели не разрешают сидеть?" Спросите их, почему. Обычно говорят, что мама на занятиях мешает, дети отвлекаются. Поскольку я сама имею небольшой опыт преподавания, ответственно заявляю, что это чушь. Адекватные преподаватели просто попросят вас сидеть тихо (не ходить, не разговаривать по телефону), а само по себе присутствие мамы ничем не мешает. Еще может быть вариант, что якобы другие дети, у которых мамы не присутствуют, будут задавать вопросы. Ну да, задают, и наши преподаватели отлично с этим справлялись. Преподавательница по музыке вообще взяла меня в оборот и предложила детям научить маму (т.е. меня) петь. Дети очень веселились ) Могут отговариваться санитарными нормами - тоже не более чем отмазки. Я брала сменную обувь, это сняло подобные вопросы. В общем, в нормальном детском заведении нет ни одной причины, чтобы не пускать родителей в класс на время адаптации. А если вас не слышат и упорно не пускают - значит, на мой взгляд, им есть, что скрывать. Решайте сами, стоит ли туда водить ребенка.
Заключение: действительно мягкая адаптация возможна, все в ваших руках!