На следующий день дорога наша пролегала по мощному ущелью с высокими стенами, прямо как в фильмах про боевиков показывают. Там на дне река бежит горная, бурная, а вокруг мощь несусветная да дорога извилистая. Еще там в рациях шумы постоянные были, связисты наши штатные что-то рассказывали про интерференцию и отражение волн от скальной породы, а я знай себе крутил шумодав туда-сюда. По дороге встретили водопадик, красиво отороченный бордюрами и лавочками. При виде его Саша сразу выскочил из Буханки уже в купальнике и побежал нырять, но вовремя остановился, потому что нырять там можно было только один раз и сразу на острые камни. А еще там бурятские религиозные аксессуары расставлены, и бурят один мимо на "девятке" проезжал, остановился, монетку бросил, поклонился, да еще с нами побеседовал. Рассказал, что в Орлике, куда мы едем, даже магазины автозапчастей есть.
<< Предыдущая часть |
Следующая >>
Потом ущелье закончилось и мы забрались на плоскую равнину, откуда вдруг показался хребет Мунку-Сардык - высшая точка Саян, три с половиной тыщи метров.
У меня теперь даже есть эпическая фотография о том, как я кручу гайки на фоне Мунку-Сардыка. Эстакада просто встретилась на пути, решили заехать в профилактических целях, заодно нашли пару открутившихся гаек, ну да это нормально на уазике.
Долго ли, коротко ли, дорога эта наконец привела в Орлик. Населенный пункт средних размеров, находящийся в удалении от очагов цивилизации, оснащенный двумя заправками, ассортимент по видам топлива которых не пересекался. Еще там есть сотовая вышка МТС прямо в центре деревни, столовая, магазин запчастей, где есть все, кроме того, что нужно в текущий момент, и порядочное количество продуктовых и хозяйственных магазинов.
Возле одного из таких магазинов мы остановились на стихийный ремонт генератора Нивы, который скончался от тряски на гравийках. Наши мастера распотрошили его на мелкие части, выкинули лишние, нашли что-то подобное в местном магазине и стали собирать обратно. Нашли повреждение в лакокрасочном покрытии статора, которое выполняет изоляционную функцию, и чтобы эту неприятность устранить, нужен какой-нибудь лак или краска. И тут настал момент истины для нашей женской половины команды - кто первая сознается, что взяла с собой в тайгу лак для ногтей!
Лак для ногтей оказался почти у всех, даже у меня, даже я хотел предложить средство для "затыкивания" сколов на автомобиле. Однако, все эти ремонтные средства результата не дали и генератор так и остался трупом, и выполнял исключительно декоративную функцию - занимал пустое место под капотом. Подобная проблема с электричеством приключилась и на Патруле, но у них погасло вообще все, кроме стартера. То бишь он мог ехать, но ни одной лампочки и ни одного прибора у него не работало. Таким образом, еще перед началом категорийного участка экспедиции, два экипажа остались без собственного электричества и весь дальнейший путь проделывали на аккумуляторах, периодически меняясь ими с тем, кто мог их подзаряжать.
Едем дальше, хотим сегодня забраться как можно глубже в глушь. На выезде из Орлика Саша подобрал попутчицу, молодую бурятскую девочку, которая без конца строчила смски на айфоне. Саша пытался разговорить девчонку и спрашивал о ее родных краях. Но девочка оказалась глубоко в айфоне, поэтому разговоры были примерно такие:
- А что это у вас за лохматые коровы такие? Как называются? Яки?
- Где лохматые коровы??? Какие???
- Ну вон, смотри, пасутся!
- Ух ты! И правда лохматые коровы! Никогда таких не видела, здорово!
- А ты давно тут живешь?
- Родилась тут и живу всю жизнь...
Тут из недр Симбирки стали доноситься какие-то негативные вибрации. Мы вылезли, и стали ползать под машиной, проверять все подушки силового агрегата. И тут еще у меня вдруг стало ноги отрывать, и я убежал в лес, вот тоже ситуация зашибись, ппц. Дальнейшее обследование подушек не выявило видимых повреждений, но вибрация явно исходила от правой подушки двигателя. Все-таки уазовские подушки оказались слишком мягкими для японского дизеля, который на пятьдесят кило тяжелее, и съело резину в подушке, решили мы. Насобирали на дороге обрывков какой-то резины, заныкали до лучших времен и поехали дальше. Решили снимать подушку на ближайшей стоянке и набивать ее жеваным хлебом резиной как получится.
Вот Рома залез под капот и сидит там:
Однако, забегая вперед скажу, что ничего я с этим так и не сделал, проехал всю экспедицию, и еще дома неделю ездил на работу. А когда залез менять подушку, увидел, что подушке хоть бы хрен, а сломало кронштейн крепления двигателя, и двигатель упал голой жопой на раму и лежал там вибрировал.
Ничего не напоминает? Покупайте наших слонов - с выпавшим двигателем, свободно лежащим под капотом, я проехал пятьсот километров безасфальтья и две тыщи асфальта до дома.
Далее в нашей программе встретилось место, обозначенное в умах экспедиционеров как "лебедь". Это такая поляна, где стоит красивая стела, снабженная красивой легендой. Сюда раз в год съезжаются некие семейные кланы бурятов и встречаются. Как съедутся, да как давай встречаться! Экипаж Красного поведал нам эту легенду, а девочка-айфон даже смогла идентифицировать себя как принадлежащую к роду Хонгодоров. Один из родов, которые сюда приезжают.
Дорога свернула в сторону от наезженной тропы и повела нас вдоль одиноких пастбищ и жилищ местных отшельников, возле одного из которых Саша и высадил свою попутчицу. Потом дорога все глубже уходила в лес, и начались скалы прямо на дороге, по которым пришлось триалить.
Потом лес раздвинулся немного, и нашему взору открылось Его Величество Хутэльское болото! Им нас пугали все, кто ранее бывал здесь. Мол, здесь ходят только Зилы, да только на лебедках и пассажиров высаживают, чтобы наверняка. Но мы давно уже уяснили для себя простое правило - где ходят Зилы да Уралы, там пройдет и Нива. Пусть это займет больше времени, но пройдет.
Еще на подходах к болоту я подкатился поближе, начал влипать и пошел травить колеса. Всё. Пока травил, мы уже погрузились глубже, и двигаться Симбирка без посторонней помощи отказался. Время уже восемь часов вечера, но консилиум почему-то пришел к мнению, что вставать на ночевку на этом берегу болота это лишнее, и мы решили рубиться до победного.
Размотали лебедки, приготовили сенд-треки, спустили колеса, а кто-то наоборот надел цепи, чтобы через неделю уверенно сказать, что это была плохая идея. Мы, будучи головной машиной, подпираемой сзади остальными, не имели другого пути, как ехать вперед, стали тянуться на лебедке, а легкий состав (Нива и Красный) в это время пошли другим путем, вылезли из леса и стали искать себе тропу по болотной целине.
Тут навстречу показались аборигены на Зиле. Их тактика прохождения болота была предельно проста: видим знакомый пень на болоте, тапку в пол, разгоняемся и прем до пня, сколько получится, а когда останавливаемся, достаем скотский трос лебедки и лебедимся. Таким образом у них получается пробираться довольно быстро, и они преодолевают этот участок примерно за час.
Вот только корозащитка? Что это? Не смешите мои тапочки. После каждого их проезда количество деревьев стремительно уменьшается.
Нива и Красный были уже где-то на середине болота, когда на него ступили Буханка и Симбир. Ладно, тут мы пролебедились среди деревьев, а дальше голое болото, там лебедиться не за что. Теперь нужно бегать по болоту ногами и искать хитрую траекторию для проезда. Нужно проскочить между полыньями и топкими местами. Машина на спущенных колесах продавливает травяной ковер сантиметров на пятнадцать, и каждое колесо стоит в своей лунке. Чтобы тронуться с места, нужна значительно большая мощность, чем обычно. А если колеса провернутся, буксанут, то травяной ковер порвется, и мы провалимся в воду.
Я однажды провалился в жижу пешком почти по пояс, но только одной ногой. Чтобы не оставить там сапог мне пришлось звать подмогу и тянули меня оттуда втроем! И не факт, что я смог бы выбраться один даже оставив там сапог.
Задняя часть колонны в составе Земи, Лешего и Патруля тем временем пыталась выковырять Лешего из глубокой чачи, куда он провалился, рванув по нашим следам. В болотах нельзя ездить по чужим следам, но это был заболоченный лес, там между деревьев особо не порулишь.
Начался занудный затяжной дождь. Роман, как самый физически подготовленный конь, носился по болоту в шортах и дождевике, протоптал нам траекторию, по которой Симбир и Буханка прорвались через болото и встали за ручьем, который пересекает все болото и, собственно, является виновником торжества. Мы с Романом отправились дальше, искать место для лагеря, а Саша оставил Буханку и пошел помогать остальным.
Только мы обрадовались, что закончилось болото, как тут же наткнулись на здоровый котлован, который размыл все тот же ручей. На берегу котлована стоял сломанный Зил, из которого снизу торчали потроха коробки и карданы. Врюхались туда и лебедились в другую сторону от Зила, выволакивая перед собой кубометры говнилина. Такие кубометры, что лебедка с тяговым усилием 4,3 тонны порой останавливалась от бессилия. Пришлось прокинуть трос через блок, увеличив, таким образом, тяговое усилие лебедки в два раза. Почти девять тонн еще никогда не подводили, и мы вскоре были на суше, правда кубометры говен подмяли под могучую грудь Симбира все жестяные брызговики и даже рулевые тяги, которые потом пришлось править.
Дальше началась лесная дорога со следами Зилов, да такими следами, что глубина колеи местами могла почти достигать человеческого роста. Но ее мы преодолели не разматывая лебедки, нашли в стороне от дороги уютное место для лагеря, на берегу реки Сенцы, и поехали обратно, на помощь остальным.
Нива и Красный уже пробрались через болото, каким-то неведомым для нас образом перепрыгнули котлован и попались нам навстречу. Мы отправили их ставить лагерь, оставили там Ниву, Красного, женщин, детей и Антона им в придачу, в качестве грубой мужской силы для колки дров и т.п.
Рома сразу вооружился бензопилой и убежал пешком на болото. На дворе уже ночь, все еще льет дождь. С Денисом-Красным мы погрузились в Симбира и поехали тоже на болото. В котловане Денис умудрился зацепить крюк лебедки за голую землю, откопав в ней остатки старой трубы, по которой когда-то тек ручей, до того, как его размесили Зилы.
На болото тем временем выкатились Земи, Патруль и Леший, которого таки выковыряли из говняного плена. Мы приехали им навстречу по самой чаче болота, и шансы проехать по нему снова с каждым разом падали. Ведь, как известно, нельзя ехать по чьим-то следам, а неизъезженные участки болота уже заканчивались. Далее была чехарда из взаимных лебежений, потом я много раз прыгал в жижу, пытаясь проскочить на устойчивую часть болота, а Леший меня много раз выдергивал назад, пока я не влип окончательно. Потом у всех закончились физические и душевные силы, Земи с Патрулем категорически заявили, что больше шевелиться не будут и разворачивают ночевку прямо здесь. Остальные (Леший, Буханка и Симбир) ночевать тут особо не хотели, но, понимая бессмысленность ночных терзаний, смирились. Вот только надо бы вытащить на поверхность тех, кто еще погружен в жижу, ибо спать все-таки хотелось на горизонтальной поверхности. Земи и Патруль двумя лебедками вытащили меня и стали готовить отход ко сну, ибо второй час ночи.
Тут в дело вступил неутомимый Роман-кабан. Машины стоят на поверхности, могут самостоятельно двигаться, а значит нужно всего лишь отсюда выехать. Вооружившись фонарями, он еще раз обежал болото в темноте, нашел траекторию и повел нас. Я снова плюхнулся в жижу, но тут Ромайор совершил невозможное. Из-за руля для меня это выглядело, как будто он утащил трос лебедки на другой берег лужи, положил на землю, наступил на него ногой и сказал: «Тащи!». Я включил лебедку и вылез из лужи!
На самом деле, он нашел какой-то обломок бревна, зацепил за него трос, бревно воткнул в землю, упер в какую-то кочку и придерживал его. Так мы оказались на более-менее устойчивой части болота, и дальнейшее было делом техники. Протащив за собой Лешего, мы выехали к Буханке, которая так и стояла весь вечер у ручья.
И уже втроем приехали к котловану с дохлым Зилом. Чтобы не выворачивать из ямы опять эти кубометры говнилина, мы нашли траекторию по другому краю, но там было не за что цеплять лебедку. Поэтому Рома залез в Зил, который был не закрыт и полон вещей, нашел там нечто, напоминающее ручник, и попытался зафиксировать этого бегемота. Зацепили лебедку за его могучий клык на переднем бампере и тянули до тех пор, пока он не покатился нам навстречу, даже не смотря на то, что тянули мы под прямым углом в бок. А там, глядишь, и клык ему погнули.
Долго ли, коротко ли, но мы все-таки оказались в лагере, где уже все спали и нас встречал сонный Антон, который начерпал нам верхонками супу по тарелкам, налил по сто грамм для крепкого сна, и моментально заснул богатырским сном в своей палатке.
«Ну что, Рома, спать? Ты жив еще?» - спросил я. «Да я что-то и не устал даже», - отвечал Роман-кабан, благодаря которому мы сегодня ночевали в уютном лагере, а не в болоте. Еще немного повошкались, да тоже спать пошли.
Утро следующего дня для меня настало далеко за полдень, когда Земи и Патруль, ночевавшие на болоте, уже прибыли в лагерь. Утром при ясном свете оставшийся путь не вызвал у них особых проблем.
Патруль лебедится там, где мы вчера выворачивали кубометры:
Панорама битвы:
Болото просто так не отпускает ничего:
Тем временем в лагере:
А вот эти картинки я тут просто кучкой сложу:
Дальнейшая наша дорога продолжилась опять колеями от Зилов, по которым еще пришлось попрыгать, и вскоре вышла к броду на реке Сенца. Там нужно было вдоль по течению проехать несколько десятков метров по воде. И не было бы ничего в этом сложного, однако, я впоролся в камень в воде и хорошо распорол боковину правого переднего колеса. Несколько минут ушло на замену колеса на «банан», и теперь вместо нормальной «мудовой» резины на правом колесе красовалась отечественная пародия «Я-471», которая, как известно, довольно лысая и принципиально не умеет выбираться из колеи. Так мы на ней и отъездили весь категорийный участок экспедиции.
Нас нагнали Зилы, которые везли очередную партию туристов на Хойто-Гол. Ох, и любят же аборигены неистово сигналить во всю мощь дудками своих грузовиков по любому поводу. Особенно пробираясь через толпу живых людей, а ведь их сигналами наверно можно валить деревья. Как лопались наши барабанные перепонки, можно себе представить.
Я увязался за Зилом и в одном месте поторопился. Там был выезд из лужи, пропиленный циклопическими колесами Зилов. Опять колея глубиной с человеческий рост. Я поехал по ней вразрез, чтобы оставить ямы у себя между колес, но видимо меня подвел «банан», и я свалился в колею таким образом, что оказался практически лежа на боку.
Все бы ничего, даже двигатель в таком положении нормально работал, но я его заглушил за ненадобностью. Вот только из левого бака стала стремительно утекать драгоценная солярка. А мы таки в автономке, заправок кругом нет. Я объявил в радиоэфир, что мы терпим бедствие и стал ждать. Роман в это время вылез через верхнюю боковую дверь, ходил вокруг, хихикал и снимал на видео. Я вылезать не стал, потому что не смог бы этого сделать, не затоптав сидений.
Леха и Рома ловят ускользающую соляру:
Через несколько минут нас нагнала колонна и началась спасательная операция. Положение машины было таким, что непонятно было куда тянуть, и вообще, что делать. После нескольких неудачных попыток вытаскивания, нащупали правильную стратегию. Я своей лебедкой тянулся вперед, Патруль тянул в сторону, чтобы я не заваливался еще больше, а Буханка через блок вытаскивала меня из колеи в другую сторону. Еще несколько минут и мы на свободе. Отделались легким испугом, несколькими литрами соляры, и помятым передним левым крылом, которое дома мне знакомый жестянщик выпрямил голыми руками.
Сегодняшний день к этому времени уже клонился к закату, потому что начался поздно, и надо было опять искать место для ночевки. Прошвырнувшись по одному каменистому ручейку вверх сначала на колесах, потом пешком, нашел приятное уютное место на берегу в густом лесу. Там было бы превосходно встать двумя-тремя машинами, а наша толпа могла бы встать только разрозненными островками цивилизации, между которыми пришлось бы возводить мосты, поэтому мы поехали дальше.
Трололо!
В стороне от дороги показалась просторная полянка, а вблизи оказалось, что она покрыта мягким песком, на котором будут удобно стоять палатки. Воды там поблизости не оказалось, но у нас ее достаточно с собой, поэтому решено было остаться здесь до утра.
<< Предыдущая часть |
Продолжение >>