Бывают правила для тебя бесполезные, но знание которых почему-то приятно. Например, драматургические законы театра и кино. Вот смотришь ты в кинозале космический боевик, где лазерное ружье на стене у боцмана висит. И можешь нашептать на ухо подружке: «Чехов говорил, что если в первом акте на стене ружье, в последнем оно непременно должно выстрелить». И сразу чувствуешь себя умным, интеллигентным, культурным почти хипстером даже.
В театре и кино таких маленьких и больших законов миллион. Самый известный, наверное, сформулирован Хичкоком: «Фильм должен начинаться с землетрясения, а затем напряжение должно нарастать.» Или другой знаменитый принцип, приписываемый Сэму Фуллеру: «В кино болтовне не место: не говори, а показывай!»
Прикинь - вот такой фигне люди в киноинститутах по пять лет учатся! И сегодня я поведаю тебе тайное масонское знание о великолепной пятерке. Американцы зовут это Five-Man Band.
Телевизионные и голливудские сценаристы после того, как их принялись лишать бесплатных обедов за провальные проекты, вывели ряд формул совершенного сценария. Вот по ним мы и живет уже десятки лет. Five-Man Band - это идеальная команда персонажей в фильме. Знаешь как продюсер сколачивает мальчуковую поп-группу? Один блондин-спортсмен, один смуглый мачо, один хулиган с татуировками ну и так далее по списку - чтобы любая фанатка нашла в кого влюбиться.
В телесериалах и фильмах сходная, но более изощренная схема. Классическая экранная команда состоит из пяти фундаментальных типажей:
1. Лидер. Обычно именно он тянет на себе бремя Главного героя. Должен обладать или харизмой, или силой, или интеллектом, или всем сразу в достаточной мере, чтобы волочить за собой сюжет.
2. Замполит. Второй человек в команде. Обладает чертами, отсутствующими у Лидера. Дополняет главного героя, а может и конфликтовать с ним вплоть до статуса анти-героя. Если командир команды - двухметровый огнедышащий диктатор, то замполит изображается невысоким тихим любителем котят. Или наоборот.
3. Умник. Мозг компании. Не в состоянии быть лидером из-за физической или моральной слабости, но зато принимает ряд важнейших для сюжета интеллектуальных решений. На него также можно повесить большинство шуток и издевательств по сюжету.
4. Богатырь. То, что в ролевых играх называют «танком». Что то-то крупное, мускулистое, и не очень умное. Может и вовсе за весь фильм не проронить ни слова.
5. Барышня. Нечто нежное и деликатное. Барышня вносит равновесие и умиротворение в команду. Роль по-сути женская, хотя в исключительных случаях это правило можно обойти.
Такой боекомплект Five-Man Band зачастую сравнивают с типовой рок-группой: лидер это вокалист, его альтер-эго замполит - гитарист, умник - клавишник, богатырь - барабанщик. А барышня - она или на подтанцовках, или за бубен со скрипкой на сцене отвечает.
У сценаристов есть и усложненная схема команды, подразумевающая бонусных персонажей. Они тоже типовые и знакомы тебе по миллиону фильмов. Например, Гуру - некто мудрый и опытный, кто время от времени навещает команду и дает ценные наставления. Или так называемый Шестой Рейнджер - персонаж, который присоединяется к команде по случаю, и вносит некоторый диссонанс в налаженные отношения. Может оказаться мерзавцем. Ну а про детей, ручных животных и так далее ты и сам без подсказок все рассказать можешь.
Предположим, ты ничего не понял из того, что я выше написал. Какие фильмы надо смотреть, чтобы усвоить назубок классический расклад Five-Man Band? Да любой фильм с групповухой - хоть «Охотники за привидениями», хоть «Звездный десант», хоть «Кунг-фу панда».
Возьмем для примера «Начало» Нолана. Лидер у нас, безусловно, Кобб. Замполит - его напарник Артур. Есть грубая сила - Имс. Умник - химик Юсуф. И девочка-архитектор здесь догадайся кто (это тебе задание на дом).
Или «Матрица». Нео сойдет за главного. Морфеус - замполит. Умник почему-то зовется Танком. Богатыря звать Дозером. Барышня - Тринити. Гуру - конечно же Оракул. Есть и шестой рейнджер - предатель Сайфер.
Само собой, найдутся и нетрадиционные половые перверсии. Обратимся к «Чужим» Кэмерона. Смотрим и понимаем, что лидер у нас - женщина Рипли, замполиты - Хикс и еще противный Берк, умник - конечно же андроид Бишоп, богатырь - опять дама(!) Васкес, а рядовой Хадсон сойдет за барышню.
Принцип Five-Man Band невероятно надежный. Я могу припомнить случаи, когда сценаристы блистали оригинальностью и уходили от этой схемы. И, поверь мне, половина этих экспериментов не давала ничего хорошего. Потому что эти типажи легко рисуются, легко запоминаются, легко любятся. И что наиболее важно - между ними уже на стадии закладки фундамента появляются конфликты и отношения. То есть все то, чем надо заполнить фильм в перерывах между взрывами, погонями и расчлененкой.