CD шоппинг. Выпуск 7620.

Aug 21, 2009 14:35

Тяжелый рок (на самом деле в цивилизованных англо-американских странах его все-таки принято звать heavy metal, а хард-роком там зовут любой утяжеленный гитарный рок, начиная с The Who и Rolling Stones) был доминирующим музыкальным жанром в семидесятых годах.
В нашу эпоху пост-модерна, если человек вдруг нечаянно признается, что скупает такой ветхий утиль, автоматически получает диагноз "престарелый маразматик". Ну разве что Led Zeppelin с Black Sabbath сохранили какой-то авторитет в среде распущенных необразованных хипстеров. Но так как нам на хипстеров плевать с высоты египетских пирамид, то мы будем послушно покупать такие пластинки и делиться впечатлениями. Тем более, что хипстерам есть чему поучиться даже у самых закостенелых динозавров.

ТЯЖЕЛЫЙ РОК
BLUE CHEER • LIGHT OF DARKNESS • FREE • QUEEN + PAUL RODGERS • MOUNTAIN • AC/DC • DEEP PURPLE • BLACK SABBATH • TEN YEARS AFTER • U.F.O. • M.S.G.


BLUE CHEER «Outside Inside» [1968]

Как я уже писал с полгода тому назад, три отмороженных калифорнийца, окрестившие свою команду в честь ЛСД "Blue Cheer", опередили Led Zeppelin (а также MC5 и The Stooges) на добрый год, выдав на гора две самые тяжелые и громогласные пластинки 1968 года.

Вторая из них, "Outside Inside" начинается миролюбиво, потихоньку раскачиваясь с психоделического блюза до гаражного металлического рева. А в середине альбома парни так и вовсе съезжают с катушек, подвергая полной деконструкции (если не сказать расчленению) "стоуновскую" "I Can't Get No Satisfaction" - получилось даже шизофреничнее, чем у Devo десять лет спустя. Такое надо услышать хотя бы раз в жизни, чтобы рассказывать детям, как наблюдал Большой Взрыв, который создал Вселенную Хэви-метала.

-- слушать -- “Just a Little Bit” - Blue Cheer - 3:28 - Outside Inside - 1968


LIGHT OF DARKNESS «Light of Darkness» [1971]

Данный диск был мне продан вместе с устным духовно-спиритическим назиданием: "Береги его. Этот диск люди годами ищут, любые деньги платят. Не подведи!"
Что такое Light Of Darkness замалчивает всезнающая "Википедия", но есть и другие источники для черпания знаний - разрозненные ошметки сакральной информации можно найти в буклете к диску. Light Of Darkness - музифицирующие шотландцы, которые проживая в Германии, собрали  железный коллектив и удосужились выпустить никому неведомый единственный лонгплей в 1971 году.

Поначалу прослушивание оного не предвещало ничего экстраординарного. Ну хард-рок. Ну похоже на Black Sabbath (иногда до постыднейшего копирования). Ну и гаражное что-то во всем этом живет, шевелится.
Но где-то к середине пластинки начало на меня снисходить некое мистическое озарение. В какой-то момент я понял, что число штампов и цитат из рок-н-ролльной классики здесь зашкаливает за критическую массу, и мы - возможно - имеем дело с легким пост-модернистским издевательством и еле уловимой пародией на всю рок-музыку конца шестидесятых - начала семидесятых.
Перелистал все, что нашлось в Интернете на заданную тему, но не обнаружил никаких подтверждений своей смелой гипотезы. Тем не менее от нее не отказываюсь. В таком сатирическом ракурсе альбом заиграл совершенно новыми красками, преобразился и заблистал. Да, песни здесь минималистичны, зато запоминаются со второй попытки, и заставляют себя многократно переслушивать. Удивительно завлекательная штуковина, признаюсь.

-- слушать -- “Movin' Along” - Light Of Darkness - 4:16 - Light of Darkness - 1971


FREE «Fire and Water» [1970]

Лондонская команда, собранная в 1968 году и нынче памятная седым музыкоедам как стартовая площадка Пола Роджерса. Того самого Пола Роджерса, который заместил в Queen отлучившегося в Рай по делам Фреда Меркьюри. Если верить альбому "Fire and Water", Free практиковали весьма необычную форму хард-рока - такое ощущение, что команда была собрана по заявкам слушателей Motown. Это абсолютно черный соул-фанковый-r'n'b-шный тяжелый рок. Мягкий, пластичный, грациозный и совсем не кусачий. Лучшего вокалиста, чем Роджерс для такого концепта и представить невозможно, осталось только гуталином ему физиономию вымазать.
Главный народный хит альбома и группы Free вообще - финальный трек "All Right Now". Добрые языки говорят, что на концерте Queen в Москве ему подпевали полстадиона. Если честно "All Right Now" совершенно не отражает общего настроя пластинки, зато гитарным риффом смахивает на очевидный прототип AC/DC, что уже весомое достижение.

-- слушать -- “Mr. Big” - Free - 5:56 - Fire and Water - 1970


QUEEN + PAUL RODGERS «The Cosmos Rocks» [2008]

Опять Пол Роджерс, в компании совсем, казалось бы, чуждых ему людей. Признаться, я Не испытывал никакого желания не то что покупать, но даже слушать последний альбом Queen, но жизнь состроила страшную гримасу - кто-то подарил мне этот CD. Пришлость запастись валидолом и рискнуть послушать.

Пачка валидола осталась невскрытой - стыдно говорить, но "The Cosmos Rocks" мне понравился больше, чем "Made in Heaven". Глупо утверждать, будто Роджерс может заменить Фредди, мало того - он и не пытается. Он - кошка, которая поет сама по себе. Благолепных нот на этой пластинке собрана уйма, только где-то к середине они слегка блекнут. В целом - ощущение доброкачественной хард-роковой работы, где лишь слегка переборщили с помпезностью.

-- слушать -- “Time to Shine” - Queen & Paul Rodgers - 4:23 - The Cosmos Rocks - 2008


MOUNTAIN «Flowers of Evil» [1971]

Насколько мне нравятся первые два альбома Mountain - "Climbing!" и "Nantucket Sleighride", настолько же я не смог оценить красот этого. Mountain - одни из тяжелейших американских хард-рокеров тех бурных лет, не испытывавшие дефицита ни в чем - ни в энергетике, ни в хуках, здесь как-то бессовестно расслабились и затянули вялое пиршество на просроченных риффах.
Обидно, что в самый ответственный момент, когда любая хард-роковая команда получила шанс оказаться на белом коне с платиновым альбомом в кармане, Mountain дали слабину и не сдали госэкзамен на профпригодность. Потому и помнит их редкий случайный маргинал, или же страдающий бессонницей хиппи, пересматривающий хронику "Вудстока" (где Mountain дебютировали во всей первозданной красе).

-- слушать -- “Crossroader” - Mountain - 4:53 - Flowers of Evil - 1971

 

AC/DC «High Voltage» [1976, Япония, картон]

AC/DC «Dirty Deeds Done Dirt Cheap» [1976, Япония, картон]

Долго терпел, выискивая австралийские копии первых четырех альбомов AC/DC, но в итоге сдался и взял что было японское.

В Британии австралийцев вообще по жизни держат за деревенских дурачков. Представляю, какое ликование охватило англичан, когда они впервые услышали AC/DC - как пить дать хором загоготали "Смотрите, джентльмены! Австралийцы на самом деле идиоты и алкоголики, как мы себе и представляли!".
В общем, прибыв в Британию AC/DC встретили довольно своеобразный прием, но нашлись и те, кто не стал над ними глумиться. Подозреваю, что это была та прослойка британцев, которая уже слегка устала от Slade, но еще не успела заметить надвигающихся панков - то есть целевая рок-н-ролльная аудитория.

"High Voltage" 1976 года - это на самом деле компиляция песен с двух первых австралийских альбомов AC/DC 1974 и 1975 года, в основном со второго. Девять треков звучащие как творение победителей всемирного конкурса школьных рок-групп. Сегодня кажется, что этот альбом слишком хорош, чтобы быть правдой - записать оду звездному року используя пластмассовый набор "Юный Рокенрольщик" купленный в "Детском Мире" - это ли не гениально?

"Dirty Deeds Done Dirt Cheap" того же поля ягода, только саркастичнее, язвительнее и звонче. А еще здесь запрятан претендент на звание самой глупой песни в истории хэви-метала - каламбур от порутчика Ржевского "Big Balls", обычно его все любят в первую очередь. А если кто-то вдруг не любит, то я не понимаю зачем он вторгся на территорию AC/DC, там же написано "не влезай убьет!".

-- слушать -- “T.N.T.” - AC/DC - 3:35 - High Voltage - 1976
-- слушать -- “Dirty Deeds Done Dirt Cheap” AC/DC - 3:52 - Dirty Deeds Done Dirt Cheap - 1976


DEEP PURPLE «Come Taste the Band» [1975, Япония, картон]

Как известно, Deep Purple начинали как радиоформатная поп-рок группа, и несмотря на все свои титанические подвиги на ниве тяжелых риффов и одиозных японских концертов в итоге опять-таки пришли к тому, с чего начинали. В принципе еще альбом "Who Do We Think We Are" (1973) был развеселой, легкой, щегольской безделушкой (и в этом преуспел). Но спустя пару лет, пережив болезненые смены состава и выпустив две почти серьезные пластинки, Deep Purple окончательно расписались в своих развлекательных амбициях.

Любопытно, что хотя вся история Deep Purple рассматривается как бесконечные единство и борьба противоположностей (клавишника Лорда против гитариста Блэкмора), избавившись от соперника Лорд не превратил Deep Purple в клавишную группу - "Come Taste the Band" очень даже гитарная пластинка. И тот факт, что диск по-большому счету безделушка, совсем его не уродует. Ну да, не классика, но включив первую песню ты уже не оторвешься и дослушаешь до конца.

-- слушать -- “Lady Luck” - Deep Purple - 2:46 - Come Taste the Band - 1975


BLACK SABBATH «Sabotage» [1975, Япония, картон]

Я могу сколько угодно ныть, что на этом альбоме Black Sabbath слегка исписались и застопорились, что занудство здесь местами достигает критической массы, и так далее - но ты не слушай. Потому что в любом случаю я восхищен былой способностью Black Sabbath отписать серию из семи отменных альбомов подряд - с "Black Sabbath" по "Technical Ecstasy". Шестой элемент цепочки - "Sabotage" - содержит наименьшее количество классических песен (пожалуй, лишь "Symptom of the Universe", да ментально нездоровая "Am I Going Insane" дослужили до этого статуса), зато это самая разнообразная их пластинка. Неужели этого мало?

-- слушать -- “Am I Going Insane (Radio)” - Black Sabbath - 4:17 - Sabotage - 1975


TEN YEARS AFTER «A Space in Time» [1971]

Главные (после Fleetwood Mac) апологеты британского блюз-рока к 1971 году уже отметились седьмым альбомом. "A Space in Time" слегка насторожил старых фэнов - они не нашли в нем ни былой хард-рокерской тяжести, ни гитарных запилов, которыми славился Элвин Ли. Зато здесь много акустики, последних угасающих ароматов психоделии, и целых 37 минут безгранично красивой музыки. Уже за два только трека "I'd Love to Change the World" и "Over the Hill" группа в моих глазах заслужила памятник еще при жизни.

-- слушать -- “I'd Love to Change the World” - Ten Years After - 3:45 - A Space in Time - 1971

 
 

UFO «Force It» [1975]

UFO «Lights Out» [1977, Япония]

MICHAEL SCHENKER GROUP «Michael Schenker Group» [1980, Япония, картон]

Британская группа UFO в сознании сопричастных масс прочно ассоциируется с немецким именем Майкл Шенкер. Пока его брат Рудольф Шенкер пытался превратить Scorpions в нежный, но громогласный рупор тевтонского металла, Майкл присоединившись к UFO в 1974 году, начал делать из них развлекательную фабрику хитов для американского рынка.

"Force It" - идеальный хард-роковый party-альбом. Нечто подобное потом творили Van Halen, только хуже и зачастую с клавишами. UFO же сотворили праздник риффов и хуков для любителей выкрутить усилок до предела.
Любопытно, что на обложке снялись люди из совершенно иных музыкальных сфер - двое целующихся в зарослях сантехники голубков - никто иные, как будущие музыканты Throbbing Gristle - Genesis P Orridge и Cosey Fanni Tutti!

"Light Out" 1977 года в общих чертах повторяет все лучшее, испробованное на "Force It", за одним исключением - UFO понавешали на себя стадионного пафоса и торжественной многозначительности. Лично я немного болезненно отношусь к избытку патетики в тяжелом роке, но если у тебя иммунитет, альбом будет проглочен безболезненно и с большим удовольствием. Да, тут есть интересный неожиданный финт - кавер-версия "Alone Again Or" группы Love, надеюсь, я не испортил тебе сюрприза.

В 1979 году Майкл Шенкер распрощался с UFO, успел какое-то время поиграть со своим братом в Scorpions (есть мнение, что именно благодаря ему в 1979 году Scorpions радикально сменили свой рокерский вектор), и в итоге сколотил собственную команду.

Дебютный альбом Michael Shenker Group душой и сердцем принадлежит UFO, а вот саундом - новой волне британского металла. Любопытно послушать, как в новую стальную эпоху вписались матерые волки лесов прошлого. И в этом аспекте "Michael Shenker Group" столь же интересен для изучения, как "British Steel" Judas Priest того же года. Удивительно стабильный результат.

-- слушать -- “Shoot Shoot” - UFO - 3:40 - Force It - 1975
-- слушать -- “Lights Out” - UFO - 4:35 - Lights Out - 1977
-- слушать -- “Victim of Illusion” - Michael Schenker Group - 4:45 - Michael Schenker Group - 1980

rock and roll

Previous post Next post
Up