Не вижу ничего плохого в том, что человек иногда позволяет себе тайком от друзей, в темноте под одеялом послушать немного джаза. Иногда он так увлекается, что в его голове возникают странные образы и еще более странные вопросы. Вот меня несколько недель назад заинтересовало - какие джазовые барабанщики считаются самыми-пресамыми наикрутейшими. Как только я узнал ответ, купил четыре альбома наиболее именитых барабанящих джазменов. А в довесок (по привычке) кое-что из фри-джаза.
JAZZ, FREE JAZZ
Gene Krupa & Buddy Rich • Elvin Jones & Richard Davis • Art Blakey • Dave Weckl • John Coltrane • Ornette Coleman • Bill Frisell
GENE KRUPA AND BUDDY RICH "The Drum Battle at JATP" [1952]
Уроженец Чикаго Джин Крупа стал самой первой суперзвездой джаза с барабанного фронта. Бруклинец Бадди Рич в один прекрасный момент своей 70-летней жизни был назван "Величайшим барабанщиком мира". Давай за них обоих порадуемся. На этом концертном альбоме 1952 года они встречаются вместе, чтобы отыграть вполне себе традиционный эстрадный развлекательный джаз (в последней песне им даже ненавязчиво подпевает что-то бессвязное Элла Фитцджеральд). А в треке "The Drum Battle" оба ударника скрещивают свои палочки в барабанной дуэли. Собственно, этот момент схватки и стоит целого альбома.
• • • > The Drum Battle ART BLAKEY AND THE JAZZ MESSENGERS "Free For All" [1964]
Один из основоположников современной джазовой барабанной школы подыгрывал многим музыкантам уровня Майлза Дэйвиса. Однако его лучше знают как лидера проекта Jazz Messengers. "Free for All" - один из наиболее удачных альбомов этого джаз-бэнда, бодрая и позитивная музыка которая не может не порадовать даже вусмерть глухую бестолочь. Так уж тяжело сложилась моя судьба, что сам я не ударник. И, к сожалению, далеко не все мои друзья и родственники - ударники. Но "Free for All" точно произведет впечатление даже на таких клинических неучей.
• • • > Free For All ELVIN JONES AND RICHARD DAVIS "Heavy Sounds" [1967]
С 1960 по 1966 легендарный барабанщик Элвин Джонс был членом квартета Джона Колтрейна, и его можно (и нужно!) услышать на альбоме "A Love Supreme" (о нем речь будет ниже). Элвин почти дожил до наших дней, лишь в 2004 году ему пришлось таки умереть от сердечного приступа, оставим тьму работ, в том числе и с музыкантами помоложе -- вроде Билла Фризелла (о нем тоже будет речь ниже). Собственно, этот его альбом с басистом Ричардом Дэвисом довольно сильно отдает "колтрейновщиной", что трудно назвать недостатком. И здесь есть пронзительная и медитативная одновременно фри-джазовая версия "Summertime" Гершвина.
• • • > Summertime DAVE WECKL "Master Plan" [1990]
Дэйв Векль - один из самых знаменитых и почитаемых современных ударников на третьей планете от Солнца. Изначально прославился работой с Чиком Кориа, хотя в портфолио Дэйва также зафиксированы перфомансы с Джорджем Бенсоном и даже Мадонной. "Master Plan" - его первый сольный альбом, и честно говоря, меня он так и не зацепил. Уж не знаю что тому виной - то ли легковесное фьюжн-звучание, то ли педантизм и прагматизм самой музыки, более пригодной быть приложением к самоучителю барабанного мастерства, чем самостодостаточным музыкальным произведением.
• • • > Festival de Ritmo В общем, бог с ними, с барабанщиками. Посмотрим, что делают другие музыканты на фри-джазовом фронте.
JOHN COLTRANE "A Love Supreme" [1965]
Переломный (ну или один из переломных) альбомов в карьере Колтрейна, пластинка, которая в джазовых сферах является примерно тем же, чем "The Dark Side of the Moon" Pink Floyd в рокерской. То есть новаторская, экспериментальная и в то же время легкодоступная и потому жутко популярная вещь. Красочный, но невеселый и драматический религиозный фри-джазовый опус, занимающий седьмую позицию в рейтинге лучших альбомов всех времен сайта
RYM.
• • • > Part I - Acknowledgement ORNETTE COLEMAN
"The Shape of Jazz to Come" [1959]
"This is our Music" [1960]
"Ornette on Tenor" [1962]
"At the Golden Circle, vol.2" [1965]
Из этих четырех альбомов Коулмана наибольший интерес для изыскателя представляет "The Shape of Jazz to Come" - его обычно зовут самой первой фри-джазовой пластинкой в истории. Слушать его так же забавно, как отслеживать корни хэви-метала в его первобытном виде на первом альбоме Led Zeppelin. С каждой следующей пластинкой Коулман крепчал и матерел. И что занятно - любой из его многочисленных дисков "золотой эпохи" 1959-1962 годов не похож на остальные. Общая тенденция прогрессирующего безумия и извлечения все более и более анархических нот из саксофона у Коулмана сохранилась вплоть до середины 70-х. Это особенно ценно, если учитывать, что все другие главные суперзвезды раннего фри-джаза перемерли еще в 60-е.
• • • > Chronology (1959) BILL FRISELL
"Unspeakable" [2004]
"East/West" 2CD [2005]
Колосс джазовой гитары, участник проекта Naked City Билл Фризелл поражает своей стабильностью - доселе мне так и не попалась ни одна слабая, или хотя бы скучная пластинка. Хотя это конечно, не зорновские хиханьки да хаханьки, тут ни головной боли, ни экстрима, но много-много очаровательных мотивов и узнаваемой звонкой гитары Фризелла. За "Unspeakable" он в итоге получил заслуженную премию "Грэмми" (хотя номинировался еще годом ранее с ничуть не менее слабым альбомом "The Intercontinentals").
Двойной концертник "East/West" чуть менее занятен, Фризелл с компанией выворачивают наизнанку охапку фолковых и поп-музыкальных американских классических песен, правда делают это слишком деликатно и приземленно, лишь пару раз решились наступить кошке на хвост (то есть напустив страшного нойзу). Однако терпеливо все это выслушав из него можно выудить немало прелюбопытных моментов.
• • • > White Fang• • • > I Heard It Through the Grapevine