Лучшая работа режиссера - Тимофей Кулябин, «Онегин», театр «Красный факел», Новосибирск
Спектакль «Онегин»
За последние годы Тимофей Кулябин успел стать одним из самых ярких и неординарных молодых режиссеров в России. Мало кто в его поколении умеет так виртуозно и профессионально работать в большой форме, мыслит так же жестко и концептуально. В своем пока единственном спектакле в Москве - «Электре» в Театре наций - он обошелся с античной драмой предельно резко:
перенес действие в аэропорт, дополнил его высказываниями ученых-нобелиатов, а в финале произнес открытым текстом: «Бога нет».
«Онегин», созданный режиссером в новосибирском «Красном факеле», где Кулябин постоянно ставит, совсем не столь радикален. Главные достоинства этой постановки - в детальной проработке многофигурных мизансцен и удивительном, парадоксальном и очень чувствительном отношении к тексту Пушкина.
Довольно резкое осовременивание (Онегин даже зачитывает с экрана обращение, в котором рассуждает о статусах в фейсбуке) сочетается с восторгом, почти пиететом перед поэтом; мелодика пушкинского стиха льется легко и вдохновенно и во многих эпизодах становится фоном для действия, когда текст звучит в записи, а сцены разыгрываются бессловесно. Тем не менее своим более маститым и известным коллегам по конкурсу - Римасу Туминасу, Льву Додину - Кулябин пока уступает. Самое большее, что он может получить на «Маске», - спецприз жюри.
Лучшая женская роль - Ольга Белинская (Нора), «Кукольный дом», театр «Приют комедианта», режиссер - Юрий Квятковский
Режиссер Юрий Квятковский и драматург Андрей Стадников пошли на непростой эксперимент: они не только перенесли действие пьесы Ибсена «Кукольный дом» в далекое будущее, но и соединили ее с документальными монологами актеров. В них артисты делятся со зрителями глубоко личными воспоминаниями и пытаются найти в себе что-то общее со своими героями.
Не у всех получается, однако слова Ольги Белинской, на которой по-настоящему держится этот спектакль, не просто делают такой прием оправданным, а рождают главный смысл, ради коего эта постановка была затеяна.
Белинская идет на редкую для актрисы самоотверженность, рассказывая те истории, которыми, возможно, раньше она не делилась даже с самыми близкими.
Но главное - актриса обнаруживает в себе ибсеновскую Нору и срастается с ней до полной неразличимости.
Она рассказывает свою личную историю о жизни в огромном богатом доме на краю бедной деревни, с любящим мужем и всеми благами, и о том, как в один прекрасный день решила все это бросить. Оказывается, что это она на самом деле Нора и спектакль не о героине, а об актрисе.
Возможно, Белинская и могла бы претендовать на «Маску», но очевидно, что главная борьба в этой номинации развернется между двумя актрисами, сыгравшими главные роли в двух спектаклях Юрия Бутусова (Александра Урсуляк, сыгравшая Шен Те в «Добром человеке из Сезуана», и Лаура Пицхелаури в «Макбете. Кино»).