Киносериал про Бэтмена стал пугающе реалистическим

Jul 26, 2012 03:26



Новые враги Бэтмена - террористы. В «Темном рыцаре: Возрождении легенды» большинство из них - что считается в Голливуде политически некорректным - имеют отчетливо мусульманскую внешность.

Наши прокатчики побоялись подставлять под кассового Бэтмена другие достойные фильмы, поэтому в этот раз ничего, кроме третьего «Темного рыцаря», мы не рекомендуем.

Рецензировать «Рыцаря», не учитывая того, что случилось в американском городе Аврора, разумеется, нельзя. Ублюдок, олицетворяющий себя с антигероем предыдущего «Темного рыцаря», садистом и социопатом Джокером, расстрелял публику на предпремьерном сеансе. Но для начала все же о фильме. А потом уже перейдем к соображениям о том, виновно ли кино в трагедии и чем она может аукнуться у нас.

О чем это. О том, что мегаполис Готэм-сити атакуют террористы, которых возглавляет загадочный Бейн - жестокий и умный вождь и убийца, чье лицо наполовину скрыто железной маской, неслучайно (как впоследствии выяснится) напоминающей респиратор. Террористам удается заманить городскую полицию в подземную ловушку, устроить страшный показательный взрыв на переполненном стадионе во время игры в американский футбол - в результате они овладевают Готэм-сити и объявляют в нем народовластие.

На деле это пародия на власть народа и шутовские революционные суды, моментально осуждающие «врагов народа», как осуждали на гильотину робеспьеровские трибуналы или на расстрел - сталинские тройки. У новой власти судья и вовсе один - вызволенный террористами из заключения злодей из первых частей трилогии, сумасшедший доктор Пугало, в короткой роли которого вновь с удовольствием снялся Киллиан Мерфи.


Народовластие в Готэм-сити липовое еще и потому, что тайная цель захватчиков не власть, а уничтожение народа (двенадцати миллионов жителей) с помощью заложенной под город ядерной бомбы. Задача ритуальная; в ее смысле я сам не вполне разобрался. Речь об установлении некоего равновесия в мире по заказу тайного тибетского ордена, когда-то возглавляемого склонным к Темной силе (привет «Звездным войнам», Дарту Вейдеру, Анакину Скайуокеру etc.) персонажем Лайема Нисона - он возникает в новом фильме как видение.

В итоге Брюс Уэйн, чтобы спасти людей, вновь вынужден стать Бэтменом. Но сделать это непросто. Ведь он уже лет восемь как хромает после боев во второй серии фильма - утратил былую физическую мощь. И вдобавок Бэтмен считается все эти годы врагом человечества, которого разыскивает полиция. Ведь опять-таки по слегка забытым мной обстоятельствам в конце второго фильма он взял на себя вину за чужие злодеяния (прокурора, поначалу бывшего героем, чтобы люди верили, что обычный человек, а не только летучая мышь со сверхъестественными способностями, способен на подвиг и противостояние с монстрами типа Джокера).

Прочее разглашать не стану. Кристофер Нолан просил не выдавать в рецензиях повороты сюжета, тем более что финальный действительно крут (впрочем, я просчитал его задолго).

Что в этом хорошего. Фильмы про Бэтмена конца 80-90-х годов были фирменными кинокомиксами. Талантливыми (первые два), когда над ними колдовал Тим Бертон, или дурацкими, когда их делал середняк Джоэл Шумахер. В любом случае Человек-Летучая мышь бился со столь же опереточными злодеями.

Но когда за дело взялся Нолан, бэтмениана (как и бондиана) опрокинулась в реальность. Бэтмен теперь сражается не с фантастическими злодеями, а с вполне - пугающе - реальными негодяями, бессмысленно безумными, сродни тому, кто и устроил бойню в городе Аврора и, обладая данными минера, как упомянутый Джокер, устроил ловушку еще и в своем доме, надеясь угробить полицейских. Джокер Хита Леджера из фильма Кристофера Нолана - моральный урод, каковых в жизни достаточно. Он не демон - он изверг.

Новые враги Бэтмена - террористы. В «Темном рыцаре: Возрождении легенды» большинство из них - что считается в Голливуде политически некорректным - имеют отчетливо мусульманскую внешность.

При этом «Возрождение легенды» - очередной шаг в реальность, который поначалу даже озадачивает. Когда в одном из кадров я увидел на каком-то здании размытый оптикой американский флаг, то решил, что это операторский и режиссерский огрех. Просмотрели! Ничего подобного: флаг появится еще несколько раз в более четком изображении, в том числе на лацкане крупного чиновника. Да, всегда подразумевалось, что бэтменовский Готэм-сити - это Нью-Йорк. Но вымышленный! Нью-Йорк непонятно каких времен. Теперь же - это Нью-Йорк сегодняшний. Точнее, сегодняшний Манхэттен (можно разглядеть некоторые известные небоскребы). Именно его террористы и собираются взорвать.

Реализму противоречит опереточная маска Бэтмена. Нолан это понимает. Поэтому в фильме звучит разъяснение, зачем нужна маска: чтобы никто не узнал, кто такой Бэтмен, и не пострадали его близкие.

Странности. Новый «Темный рыцарь» революционен еще и тем, что не дает подсказок неподготовленному зрителю. Обычно сиквелы в первые минут десять кратко иллюстрируют предысторию событий, растолковывая кто есть кто. Но Нолан решил не тратить время на ерунду - ведь фильм и так длинный, 2 часа 44 минуты. Зрителю-неофиту въехать в фильм, не зная деталей двух предыдущих, непросто.

Еще одна странность: поведение подручных главного террориста. Мы говорили о том, что бандиты в фильмах Нолана пугающе реальны - но речь о вождях. А вот террористическая массовка ведет себя по-прежнему комиксово - легко отдавая жизнь за хозяина и некую абстрактную идею зла, позволяя ему убивать своих за малейшую провинность - так же вели себя в прошлом фильме подручные Джокера, так же некогда - слуги французского, совсем уже комиксового Фантомаса 1960-х годов.

Возможные российские последствия бойни. Кошмар в Авроре вызвал в Америке очередную дискуссию о том, насколько резонна тамошняя свобода в обладании оружием. У нас эта бойня вызывает очередные обвинения кинематографа в том, что он провоцирует агрессию.

Естественно, кинематограф способен провоцировать психопатов. Мало ли что их может спровоцировать? Кого-то - яркая вспышка красного света на экране. Кого-то - оголенная девичья коленка в троллейбусе. Кого-то - реклама нового бургера. Кого-то - штрихкод несуразных размеров.

Но все же кажется, что кино, а теперь и интернет скорее сублимируют, перенаправляют агрессивную энергию потенциальных маньяков. Те, кто раньше непременно вышел бы на улицу, чтобы наконец-то выяснить, что там у человека под кожей или у девчонки под юбчонкой, теперь могут посмотреть ужастик или зайти на порносайт - и хотя бы на время удовлетвориться. О пользе блогов, концентрирующих в себе массу отрицательной энергии, которая прежде непременно прорвалась бы в реальную жизнь, и говорить нечего. Раньше псих пошел бы с ножом беситься в люди - теперь он бесится в блоге и вполне собою доволен.

«Московские новости» уже писали о том, что только за время президентства Обамы было пять случаев массовых расстрелов населения психопатами - и прежние не были порождены кинематографом. А сколько было массовых убийц в США до Обамы - вспомнить одного только вашингтонского снайпера? А норвежский фашист-изувер Брейвик - что, тоже действовал под влиянием кинематографа? А неоднократные (и тоже приведшие однажды к восьми убитым) выстрелы в школах столь же тихой Финляндии - тоже были порождены кино?

Тогда уж в первую очередь надо запретить футбол - вот уж что поощряет агрессию (естественно, я это с иронией - сам футбольный болельщик).

Нолан не спровоцировал, а предугадал появление подобных психопатов, которые и стрелять готовы, и мины-ловушки расставлять. Обратите внимание: со времени выхода предыдущего фильма «Темный рыцарь», где и действовал Джокер-Леджер (напомню, что актер посмертно получил «Оскара»), прошло аж четыре года. Если кино провоцирует, почему же убийца, подобный нынешнему из Авроры, не появился раньше?

Но у нас, где пытаются возродить цензуру в кино и ввести полвека спустя заклейменный в самой Америке и особенно Европе как символ мракобесия кодекс Хейса, я уверен, ухватятся за трагедию в Авроре, чтобы еще раз обосновать необходимость цензуры в кино.

Между тем, если уж делать полезный для нашего общества вывод из «Темного рыцаря: Возрождения легенды», то он в следующем: это не пропаганда социопатии и терроризма. Это фильм, наполненный верой в то, что в мире все-таки возможны бескорыстные герои, которые служат людям. В России мы эту веру утратили. http://mn.ru/culture_film/20120726/323685551.html

Жадность, кино

Previous post Next post
Up