А вы знаете, что во Второй мировой войне из оружия массового поражения применялось не только ядерное оружие? Было еще химическое. После Первой мировой войны использование отравляющих газов на полях сражений было осуждено Женевской конвенцией 1925 года. Гитлер эту конвенцию соблюдал. Притом, до конца. У Германии химоружие было, но она его не использовала.
А кто использовал?
Да, собственно, те же, кто и Хиросиму бомбил. США.
Жертвами тоже стали, в основном, гражданские.
Об этом не любят говорить. В том числе, почему-то и у нас. Большинство и не знает, что 2 декабря, благодаря американцам, итальянский город Бари подвергся химической атаке. Число жертв неизвестно до сих пор. Предположительно многие тысячи.
К тому же, 2 декабря 1943 года - это день невероятного позора американского оружия. Представьте себе Пирл-Харбор и Цусиму в одном флаконе. Плюс химоружие. Причем, своё же.
***
Итак. После окончания боевых действий в Северной Африке, союзники формально открыли второй фронт. В Италии. Но по масштабу итальянский фронт не был сопоставим с Восточным.
После вторжения в Италии произошли события: Муссолини отправили в отставку с поста премьера, потом бежал король, Италия объявила Гитлеру войну, но тут немецкая разведка похитила из тюрьмы Муссолини, и он создал на севере страны республику Сало.
А южная Италия всё еще была против Гитлера. Немцы отступали, не в последней степени благодаря сотрудничеству сша с итальянской мафией (диверсионная деятельность в обмен на жЫрные куски, обещанные как во время, так и после). И американцы с англичанами стали высаживаться в Италии основательно.
Но подходящих гаваней было мало. Имелся в наличии небольшой порт Бари на Адриатике. Площадь его была маленькой, всего 5 кв. км. А разгрузить надо было много. На минимальной площади скопилось около пятидесяти судов с разными грузами - продовольствием, оружием. Поскольку места у причалов не хватало, суда швартовались одно к другому.
И было среди них одно неприметное судно - теплоход «Джон Харвуд», в трюмах которого хранился абсолютно засекреченный груз. Две тысячи стокилограммовых авиабомб По 30 кг газа иприт в каждой.
Наверно, не надо думать, что бомбы во время войны везутся для выставки на памятники? США всегда клали толстый болт на любые конвенции, и запрет химоружия не был исключением ни тогда ни позже (вспоминаем Ирано-Иракский конфликт, Сирию, Украину, т.д.)
Война и без того была адом. А теперь давайте представим, во что бы она превратилась, начни применяться химоружие. Эйзенхауэр (будущий президент, а тогда командующий вторжением) не мог быть не в курсе, любые утверждения обратного - ЛПП.
Зато англичане в курсе не были. Равно как и новые итальянские союзники. Им-то зачем раньше времени волноваться по таким мелочам, как загаживание их родины химоружием?
***
Толь атмосфера Италии так расслабила союзников, то ли война там была - не бей лежачего, но американо-британские силы вторжения проявили просто чудеса разгильдяйства. Вечером 2 декабря они даже подсветили гавань прожекторами, чтоб разгрузка могла вестись круглосуточно.
В существование Люфтваффе союзники, видимо, не верили, как несознательные граждане - в коронавирус. «Вся гитлеровская авиация на Востоке». Поэтому союзники и расслабились. И цели подсветили.
Люфтваффе ожиданий не оправдало. Хваленую американскую ПВО забросали резаной фольгой, ослепили радары. А потом 96 Ju-88 сбросили на гавань Бари 200 тонн боеприпасов. Примерно по 2 тонны на брата. И расхреначили все, что там было. 28 военных кораблей и 22 грузовых общим водоизмещением более 100 тысяч тонн пошли на дно. 12 судов как-то удалось спасти.
Немцы потеряли 1 бомбардировщик.
Цусимы-то - они не только у русских бывают.
Горело все. Немецкие бомбы раздолбали нефтепровод, и нефть вылилась в Адриатику. Люди прыгали с разбомбленных судов. А море - горело. Город тоже превратился в огненный ад.
Выжившие под бомбежкой думали, что худшее позади. А оно впереди оказалось, худшее-то…
***
«Джон Харвуд» с грузом химоружия тоже пошел на дно. Но сами ипритовые бомбы сдетонировать успели. И на город пошел газ. 60 тонн иприта.
Газ иприт коварен своим отложенным действием. Последствия химудара могут ощущаться и через восемь часов. А до того времени - считайте ничего не произошло.
Наутро пережившие налет гражданские стали обнаруживать странное - неизвестно почему их тела стали покрываться ожогами, язвами. Они стали слепнуть. В глаза как песка насыпало. Многие - особенно старики - вдруг стали задыхаться.
Американский эсминец «Бистера», чудом выскользнувший из гавани Бари, подобрал раненых, попал под химическое облако, и весь экипаж ослеп. Швартовались в гавани соседнего Таранто наощупь! Вслепую! Это единственный героический и красивый эпизод в этой истории. Остальное - тупо позор.
Диагноз «поражение отравляющими веществами» по понятным причинам ставить было запрещено. Лечили их от другого. Люди умирали. Сколько точно погибло мирных итальянцев, точно не известно, да и кого в «цитадели демократии» волнуют потери «всяких европейских дикарей»? Погибших записывали жертвами авиаудара. Пукиведия называет 628 погибших, но никакого подтверждения этой цифре нет. Американские потери подсчитаны - 83 человека, что при полусотне погибших кораблей и куче военых в порту выглядит примерно как один человек на каждый корабль. То есть, очевидная липа. Мирных жителей также, по самым приблизительным оценкам погибло в десятки раз больше.
***
Американцы эту историю очень не любят. До 1967 года она была засекречена. Примерно как британцы секретили индийский геноцид 1943-44 годов.
Жертвы химатаки в Бари 2 декабря 1943 года смогли отсудить себе компенсацию только в 1986 году. Только тогда власти США и Великобритании официально признали этих людей жертвами применения химоружия.
Можно было бы сказать, что этот эпизод вошел в историю, как самый большой позор американского оружия (если не считать Пирл-Харбора). Но вошел ли этот позор в историю? Не вымарывается ли он из нее?
Поднимите руки, кто знал об этом раньше.