Так приезжайте, милые, рядами и колоннами.
Хотя вы все там химики и нет на вас креста,
Но вы ж там все задохнетесь, за синхрофазотронами, -
А здесь места отличные, воздушные места!
Товарищи ученые! Не сумневайтесь, милые:
Коль что у вас не ладится - ну, там, не тот aффект, -
Мы мигом к вам заявимся с лопатами и с вилами,
Денечек покумекаем - и выправим дефект.
(В.С. Высоцкий «Товарищи ученые»)
Информационным поводом для этой статьи послужила встреча Н.С. Диканского (физик с мировым именем, специалист в области ускорителей и накопителей заряженных частиц, заведующий лабораторией в ИЯФе, с 2011 года академик, ректор Новосибирского государственного университета (20 ноября 1997 - 30 июля 2007). Профессор НГУ, декан физического факультета (1982-1990)) с общественностью, на которую он пригласил всех желающих. Я тоже возжелал и вот что из этого получилось.
Вчера вечером Николай Сергеевич решил рассказать заинтересованной общественности о проектировании и строительстве нового главного корпуса НГУ. Встреча состоялась. Жаль, что проходила не в новом здании, а в поточной аудитории старого главного корпуса, но все равно было познавательно и интересно. За это ему большое спасибо!
Жаль заинтересованной общественности собралось совсем немного, от силы человек 15 - 20, что показывает низкую заинтересованность большинства жителей Городка к проблемах Универа и его постройки. Зато присутствовал нынешний ректор НГУ Михаил Петрович Федорук, приоткрывший секрет окончания строительства.
Большая часть рассказа уважаемого Николая Сергеевича оказалась посвящена перипетиям начала его ректорской деятельности, сложностям выхода из финансовых проблем, встречам его с чиновниками всех уровней и, наконец, пробивание 6 ярдов рублей на проектирование и строительство новых учебных, общественных и жилых площадей.
Интересовавшей меня теме проектирования Диканский уделил не так много внимания, как она того заслуживает. Оно и понятно - проектирование не та область, что интересная физикам. На вопрос об авторстве проектного решения ответа мне получить не удалось, хоть я и задал его раза три.
В тяжелые 90-е годы Академгородк избежал стагнации, которая коснулась многих моногородов, только благодаря интеграции с университетом. Но сам НГУ едва не был обанкрочен и расформирован. Для того, чтобы снизить вероятнгость такого печального исхода он должен развиваться, внедрять в учебный процесс новые направления науки и получить, наконец, статус федерального. Для этого универу нужны большие, чем имелись на тот момент площади. Между тем, получить федеральное финансирование на строительство очень сложно. Много раз НГУ безрезультатно обращался к правительству РФ с этой просьбой. Но министры-монетаристы вкладывать деньги в российскую науку не стремились. Удалось получить федеральные деньги только благодаря обращению лично к ВВП во время его визита в Новосибирск в 2005 году.
Изначально НГУ проектировался, как поставщик квалифицированных кадров для НИИ СО АН. Но уже в 80-е начался рост числа студентов и факультетов. ГИПРОНИИ СО АН в это время разработал ПДП (проект детальной планировки) перспективного развития НГУ, заложив в основу идеи генерального плана 1958 года.
ПДП 80-х годов прошлого века
"Лаврентьевская" схема центральной части Академгородка.
На схемах ПДП видно, что изначально университет предполагалось разместить именно в том месте, где его и расположили. Место это не случайное. Дело в том, что композиционно точка пересечения Пирогова и Университетского проспекта очень важна для главной экспланады Городка - улицы Ильича. Она требует доминанты просто в силу визуального восприятия. Диканский интуитивно это понимает и совершенно правомерно отстоивает от местных зеленых человечков именно это решение. Жаль, что ошиблись с масштабом и задвинули слишком далеко в лес. Университетская площадь получилась слишком велика, а вертикальная ось блока ректората оказалась отнесена от оси Ильича. Это здорово снизило эффект замыкающей доминанты.
Благодаря обращению Сергея Николаевича лично к ВВП финансирование в 2005 году было обещано. Начались проектные работы.
Задание на проектирование, которое предусматривало 128 тысяч м2, базировалось на гипотетических идеях взрывного роста численности сотрудников технопарка. Однако финансирование удалось получить только на 55000 м2, что радует, поскольку планы исследовательских работ на базе ТП весьма туманны.
ТЗ предусматривало:
Актовый зал на 1500 мест, конференц-зал на 150 мест, ректорат, 16 поточных аудиторий на 100-400 мест, 300 аудиторий на 15-50 мест, 40 компьютерных классов, учебные лаборатории факультетов химического и физического профилей, лаборатории медицинского факультета, блок помещений библиотеки на 1 млн. томов с читальными залами, музей древних рукописей и музей естествознания.
Также в главном корпусе будет столовая на 450 человек, множество кафетериев, а еще собственная телестудия, студия звукозаписи и Дом Студента с репетиционными залами, мини-театром и офисными помещениями.
Цена государственного контракта на проектирование главного корпуса составила 108.5 млн. рублей.
И вот тут у меня возникают вопрос. Кто и как считал? Откуда взялась такая сумма - 108,5 лямов? Если взять СБЦ (сборник базовых цен) на проектные работы, документ обязательный при определении стоимости проектирования для объектов финансируемых из бюджета, в том числе и университетов (гл. 2.4. табл. 12), то используя стандартную методику подсчета (даже для чистоты эксперимента, заведомо завышая показатели) мы получаем: Cпроекта = [a+(b*x)]ki = 1298,31 + (0,23*55000)*2,5 = 34 млн 870 тыс. Допустим, что отдельно посчитали все эти актовые залы, столовки, и прочую развлекуху, что неправильно, но пусть, потянуло еще на такую же сумму, но куда делись еще 38 млн? К тому же, в реальности, по СБЦ никакая проектная контора не работает. Заказчик разными способами сбивает цену в 3-4 раза и перед торгами оглашает стартовую. Тут же мы наблюдаем обратный процесс.
Поиск генерального проектировщика тоже проходил, мягко говоря, странно. Объявление о конкурсе на эскизный проект администрация универа разместила на своем сайте и сайте министерства образования. То есть о конкурсе знали только те, кто был об этом оповещен непосредственно. Это может говорить о том, что претендент уже был. Учитывая, что в СОРАНе есть ГИПРОНИИ с Кондратьевым М.М. во главе, то формализация конкурса вроде бы понятна. Зачем отдавать столь лакомый кусок на сторону, если можно оставить здесь? Однако выбранная схема оказалась гораздо страньше.
Заявки на конкурс представили ОАО Новосибирский «Промстройпроект»,
ПО «ГИПРОНИИ СО РАН»,
ЗАО «Сибакадеминвест»
и ФГПУ «Технопромимпрот».
Откуда взялась эта московская компания, основной деятельностью которой является поставка оборудования и разработка технологических линий? Тайна веков.
Проектированием они тоже занимаются, но только в рамках проектного отдела строительного департамента. Такие карманные проектировщики, которые сделают то, что нужно строителям и поставщикам оборудования. Известная и распространенная схема. Но у нас оказалось еще хитрее. Главным архитектором Технопромимпрота вдруг оказывается малоизвестный в то время читинский архитектор Александр Ныров. Он параллельно открывает в Новосибирске в том же 2005 году со своей супругой Архитектурное бюро СП VII, действующее довольно успешно по сию пору.
Далее действия разворачивались еще интереснее. В качестве своих представителей Технопромимпрот нанимает на субподряд некую фирму «Роджер», которая нанимает Нырова, который, как мы помним главный архитектор у ТПИ. Ребята не постеснялись и слабали в качестве конкурсного веселенький проектик Лас-Вегасовского сталия на уровне клаузуры студентов 2-го курса.
Проект выставляется на конкурс от имени Технопромимпорта и побеждает!
Комиссия выбирает этот проект, отвергнув две проектные организации, имеющие свое имя не только в Новосибирске, и поручает работу посреднику, нанявшему субподрядчика не сделавшего до этого ни одного проекта!!! Экспертная комиссия ведущих архитекторов города не рекомендовала этот проект к реализации. Да кто ж этих "икспертов" слушать будет...
Проектные предложения трех других претендентов не сильно лучше. По чесноку, надо объявлять новый конкурс с привлечением, может быть, и иностранных мастеров. Деньги то приличные. Вполне можно было получить очень неплохие результаты, но… Времени нет! Надо срочно разрабатывать рабочку и строить. Иначе финансирование закроют.
Дальше тоже интересно. От победившего на конкурсе проекта в реальности не осталось ничего! От слова совсем! Больше всего он напоминает предложение Михаила Михайловича Кондратьева.
Такой же характер носит история выбора подрядчика для выполнения СМР.
Госконтракт на выполнение подрядных работ по строительству нового главного корпуса НГУ был заключен с компанией ОАО «СУ-9». Для участия в аукционе она представила аукционной комиссии копию платежного поручения, которая свидетельствовала о перечислении университету 200 млн. 661 тыс. 168 руб. 65 коп. в качестве обеспечения заявки. Еще три организации допуска к участию в аукционе не получили, так как обеспечение заявки в виде внесения денежных средств не произвели. Аукцион был признан несостоявшимся, контракт заключен с единственным участником аукциона - ОАО «СУ-9». Прокурорская проверка установила, что ОАО «СУ-9» не вносило денежных средств, обеспечивающих аукционную заявку, и, следовательно, не имело права на участие в конкурсе.