Dec 07, 2012 18:37
ЛАУРЕАТЫ ВТОРОГО СОРТА
На наших патриотических, православных фестивалях любят говорить про любовь к ближнему, про бережное отношение к собратьям и духовность во взаимоотношениях. При этом всячески поносят так называемые либеральные сборища и премиальные тусовки. Но я не могу себе представить какого-нибудь литературного Букера или прохоровской премии «Нос», чтобы там собрали финалистов и лауреатов (причем, из других городов тоже) и хотя бы не представили их публике, не назвали премированные книги. Но именно так, к моему недоумению, и произошло на подведении итогов и награждении 6 декабря в Большом зале Дома кино Союза кинематографистов России в рамках Х Международного театрального форума и III Славянского литературного форума «Золотой Витязь».
Председатель жюри Владимир Крупин срочно выехал в Вологду на похороны Василия Белова, решение жюри должен был оглашать публицист Александр Казинцев, который заранее поздравил меня с лауреатством за публицистическую книгу «Поля и рубежи русской славы. Я бросил все дела, презрел простуду и приехал в ДК. Александр Иванович подошёл к нам, группе писателей, державшихся несколько особняком, и сказал в смущении, что, наверное, бессменный президент «Золотого Витязя» - народный артист России Н.П. Бурляев, не даст возможности всем подняться на сцену. Я как опытный ведущий литвечеров и телепрограмм, как лауреат многих премий выразил удивление, поскольку люди приехали из других городов и весей. Ничего ведь в этом особо длительного нет. Наоборот, вечер разворачивался неспешно, «по-домашнему», как выразился сам Николай Бурляев. Устанавливался и медленно уходил со сцены хор Центрального банка, играл подряд по две композиции оркестр «Баян» под руководством Анатолия Полетаева, выступали и даже пели (кстати, неудачную песню «на стихи Лермонтова и мои») некоторые актёры. Но когда дошла очередь до писателей, оркестр ушёл отдохнуть, и Казинцев под жидкие аплодисменты зачитал списком всех лауреатов, а на сцену пригласили лишь избранных, которым вручили статуэтки витязя. Сидевший позади меня поэт и публицист Юрий Щербаков, примчавшийся из Астрахани, спросил шёпотом: «Диплом-то хоть дадут?». - «Не знаю и знать не хочу!» - ответил я и покинул зал. Многих объявленных почётных гостей (с правом слова) в зале не было, так что регламент всё позволял. Ну, в крайнем случае, сними одну просторную музыкальную композицию. Нет, плюнули многим литераторам в душу.
Давно лично я не сталкивался с таким хамским отношением, но вообще-то только ещё раз укрепился в мысли, что за всеми словами о духовности, о всевластии Слова часто скрывается наплевательское отношение к русским писателям, кто это самое слово и несёт через тернии к народу. Вот и здесь они оказались, даже в отличие от киносценаристов (всех пригласили на сцену), лауреатами второго сорта. Я всегда старался писать о фестивале «Золотой витязь», о подвижничестве Бурляева, рассказывать по радио. Вот и сейчас хотел лично увидеть-узнать, кто же и за что награждён: такая география называлась - Нижегородская область, Самарская! Но, увы, жаль их, если тоже примчались. Как сказал Александр Казинцев: «Многие приехали издалека, чтобы только услышать свою фамилию». Точней не выразишься. Ну, ты хоть с места подними, чтобы поклонились. Нет, некогда и незачем!
Со сцены Николай Бурляев объявил об открытии Международного объединения журналистов «Золотой Витязь». Я, много раз писавший о нём, в это объединение теперь - входить не собираюсь!
Поэт и публицист,
секретарь правления Союза писателей России
Александр БОБРОВ