Новороссия. Сводка с фронта за 18 сентября 2014 года

Sep 19, 2014 20:30

Оригинал взят у alex_leshy в Новороссия. Сводка с фронта за 18 сентября 2014 года
За истекший 13-й день Временного прекращения огня, 18 сентября, стало окончательно ясно, что, в общем, соблюдение соглашения уже никого особо не волнует. Количество его нарушений давно перешло в качество. Перечислять - где, когда и сколько раз ВСУ нарушали Перемирие, а также разбираться, где огонь открывался в ответ (или не в ответ) - лишено всякого смысла. Более того, после обновления основных событийных реперов по открытым источникам стало очевидным, что общее контрнаступление украинской армии на юго-востоке Украины уже началось. Причем, почти в ожидавшейся две недели назад конфигурации. Правда, во-первых, как и вся эта странная война, выглядит оно не совсем привычным образом, во-вторых, войска Новороссии сумели опередить его своими контрмерами более чем на 48 часов, чем сильно спутали планы оккупантов.




Все предыдущие «этапы АТО» выглядели как классические наступательные операции смеси армии с полицией. В ней сначала доля полицейских методов и приемов явно превышала долю армии, но потом пропорции постепенно менялись в сторону армии. Во всяком случае, в украинском представлении характера «правильных» действий национальных вооруженных сил. По этому, до сего дня и неизбежный контрудар ВСУ ожидался в том же формате. С массированными артподготовками и концентрированными ударами тяжелых танковых и механизированных батальонных групп. Реальность оказалась иной, потому начало событий потерялось за валом ежедневной рутины этой странной войны.



ВСУ наступление все же начали. Но не массированной атакой, а применив тактику просачивания сквозь далеко не сплошные порядки обороны армии Новороссии. В общем стратегическом смысле решение выглядело верным. В «Ждановском котле» «сидит» почти целая батальонная тактическая группа. В своей основе - танковая, т.е. «тяжелая». Ее конечно пытались ликвидировать, но сил у ВСН на все направления явно недоставало, потому котел особо не трогали, так как длительное время он собственной активности не проявлял. Ну сидят себе солдаты хунты в полях и перелесках, ну и пусть себе сидят. Кончатся боеприпасы - сами выйдут. Однако штаб АТО сумел решить две задачи. Во-первых, наладить, пусть не достаточно большое, но тем не менее обеспечивающее необходимый минимум, снабжение блокированных частей. Т.е. худо-бедно топливо, боеприпасы, продовольствие и медикаменты туда поступали. Опять же обеспечивался вывоз раненых, и проход взводных групп свежей пехоты. Тем самым вся группировка сохраняла высокий уровень своей боеспособности. Во-вторых, в район окружения стали отступать остатки украинских подразделений, разгромленных южнее линии Иловайск - Саур. Часть из них сконцентрировались в зоне северо-западнее Амвросиевки (р-н окружения БТГ 51-й ОМБр), а часть «пошла на север» и добралась до Ждановки, тем самым дополнительно пополнив блокированные там части ВСУ личным составом и техникой.



В результате получились как бы две одинаково правильные карты. На «нашей» под Ждановкой продолжал сохраняться классический котел с четкой линией как бы сплошного окружения. На «карте Генштаба ВСУ» между Пантелеймоновкой и Енакивево, по линии Корсунь - Щебенка - Розовка значился как бы контролируемый хунтой коридор, ведущий прямо к Ждановке. На самом деле эта территория являлась скорее просто «частично проницаемой» для отдельных колонн ВСУ. Во всяком случае, серьезное наступление силой до одной усиленной БТГ войска Новороссии четыре дня назад успешно отразили. В первую очередь потому, что нынешние боевые действия на Донбассе очень похожи на событий Гражданской войны в 1917 - 1923 годах в России, когда подавляющее большинство сражений велось строго по дорогам или в непосредственной близости от них. Т.е. достаточно упрямая и нормально оснащенная рота, хорошо окопавшаяся на важном перекрестке транспортных магистралей, могла остановить батальон, а в некоторых случаях - даже полк. Словом, пробить торную дорогу на Ждановку штаб АТО не сумел, но в зазоры между опорными пунктами мелкие (до 1 - 2 взводов мотопехоты) группы армейских частей хунты и колонны снабжения в котел проникать продолжали. Доведя численность его сил до 2 - 2,5 тыс. солдат и офицеров.



По мнению украинских генералов наступление можно было считать развивающимся достаточно успешно. От Ждановки до Зугреса, пусть по проселкам, но все равно не более 20 - 25 километров. Практически один суточный переход наступающего батальона. И все, Донецк оказывается в окружении. Останется нанести вспомогательный удар из Волновахи на Моспино и все коммуникации, обеспечивающие снабжение одного из двух основных центров сопротивления на Донбассе , оказываются надежно перерезаны. Остальное бы доделала зима. Плюс к тому 48 часов назад из района Дебальцево оккупанты нанесли сильный удар по обороне Енакиево. Т.е. был реализован вариант «малого окружения Горловки», о котором говорилось еще в первых числах сентября. Но донецкая армия свои позиции удержала и до «Ждановского котла» наступающие части карателей не пропустила.



В это же время командование ВСН пошло на опережение и сосредоточило на обоих флангах Горловского выступа достаточно сил. Позавчера, точно также, без массированных штурмовых боев и широких фронтов, двумя встречными ударами установило прочный контроль над шоссе, соединяющим Горловку и Пантелеймоновку. Уплотнив порядки на столько, что фактически создался действительно сплошной фронт. Тем самым к вечеру вчерашнего дня, 18 сентября, крышка «Ждановского котла» действительно захлопнулась. Его командование угрозу осознало и попробовало сначала вырваться назад, через блокированное шоссе. Прорыв захлебнулся через два часа боев. Сложно наступать колоннами по дорогам общего пользования, когда по ним массированно работает ствольная и реактивная артиллерия ополчения. К тому же все «удобные для обороны точки» уже пристреляны минометными батареями. Видя, что прорыв на северо-запад явно захлебывается, направление прорыва сменилось на северо-восточное, в обход Енакиево с востока. С общей целью пробиться к Дебальцево или хотя бы установить с ним достаточно свободную связь. К вечеру стало ясно, что тут пробиться не получается тоже. Это позволяет с уверенность говорить о том, что 2,5 тыс. солдат и офицеров хунты, при не менее чем 20 - 30 танках и до 50 прочих бронемашин, плюс, как минимум, дивизион артиллерии, попали в окружение и сейчас их активно бьют.

При этом шансов дождаться помощи из Дебальцево скорее всего нет. Формально в населенном пункте, точнее в созданном там укрепрайоне находятся до 5 тыс. солдат. Ударная группировка. Но вот уже третьи сутки ополчение тихой сапой, шаг за шагом, вытесняет оккупантов с периферийных блокпостов, вынуждая командование АТО оттягивать их гарнизоны либо в городскую черту Дебальцево, либо на оборонительные позиции Светлодарск - Луганское - Мироновский. На данный момент представители Главного штаба ВС ДНР заявляют о создании огневого окружения всей Дебальцевской группировки карателей. Это значит, что шоссе Е40 на всем протяжении 20 км до Луганского армией Новороссии просматривается и ее тяжелым вооружением простреливается. По крайней мере - маневренными группами бригады «Призрак» Алексея Мозгового и казаками Козицына, чьи передовые группы уже закрепились в 5 - 15 км от предместий Дебальцево, а местами и оперируют в черте города. В свою очередь с запада бригада Безлера тоже постепенно поджимает передний край Дебальцевского укрепрайона. В южной части линии соприкосновения войск ополчение все чаще заходит в Углегорск со стороны Каютино, а с севера бои низкой интенсивности уже идут за н.п. Лозовое, от которого до Е40 не более 5 километров по прямой. В таких условиях уходить дальше вглубь территории противника для группы войск хунты в Зоне С является особо изощренной формой самоубийства. За прошедшие три месяца этот урок Генштаб Украины проходил уже трижды. Каждый раз с одним и тем же результатом. Прорыв. Вклинение. Застревание. Блокирование. Отрезание от снабжения. Методичное перемножение на ноль ствольной и реактивной артиллерией. Дальше капитуляция с незначительной вариабельностью. Судя по прекращению попыток наступательных действий Минобороны ВСУ сей урок наконец усвоило.

В итоге можно резюмировать следующее. Вариант фильтационного проникновения армейских подразделений хунты на территорию Новороссии армией ополчения купирован. Первый этап сражения ВСН фактически выигран. Направление главного удара вскрыто и сам удар отражен. Контрмерами донецкой и луганской армий одна группировка обескровлена и, судя по участившимся сообщениям о передвижении в район Красноармейск - Авдеевка - Дзержинск новых армейских колонн ВСУ, ее наступательный потенциал уменьшен до уровня, делающие наступление их этого районе если не невозможным, то крайне затруднительным для украинских силовиков. Опять же район оказался под огневым давлением новороссийской артиллерии. Сложно воевать, когда с таким трудом созданный склад боеприпасов вскоре взлетает в воздух из-за артиллерийского налета или диверсии злых людей неизвестной принадлежности. Аналогичными мерами крупная ударная группировка ВСУ в Дебальцево, которую там собирали больше месяца, сама оказалась больше думать о спасении, чем о наступлении.

Следует отметить, что сейчас Перемирие играет уже заметно против Киева. Сегодня можно сказать, что недавняя попытка военного переворота в Новороссии, скорее всего являлась не столько местной самодеятельностью «вольных полевых командиров», сколько целенаправленной акцией СБУ. Простая трехходовка. Переворот и публичное заявление самопровозглашенного министра обороны Новороссии о своем отказе соблюдать предательское Временное Перемирие. Далее какая-нибудь громкая атака ополчения (или кого-нибудь под видом ополчения или и то и другое вместе) на позиции ВСУ. Не исключено, под видеозапись и чуть ли не в прямом эфире каких-нибудь телеканалов. Сегодня это не сложно. И тут же вполне закономерное ответное заявление Украины на счет того, что... ну... вот... мы за мир, а сепаратисты продолжают людей убивать, потому, наши руки чисты! Танки - вперед! Но не срослось. Качественно сработала контрразведка Новороссии и ее «Плохой солдат». Сформировать удобный повод для официального прекращения Временного перемирия не получилось. Тем самым Киев лишен возможности отвечать на ползучее наступление ВСН единственным своим оставшимся козырем - пока еще многократным превосходством в количестве тяжелого вооружения, в первую очередь - крупнокалиберной артиллерии.

Если сложившаяся на сегодня динамика событий сохранится, то можно говорить о создании следующей серьезной угрозы - риска обвала всего центрального сектора фронта в Новороссии. Как минимум потому, что сначала хунте понадобиться восстановить новую линию фронта, для чего снять часть войск хотя бы из Мариуполя (где столько уже действительно не нужно) и из-под Волновахи, где они как раз требуются для наступления. Что снижает вероятность дальнейшего развития наступления ВСУ как единой крупной операции. Далее - простая математика. В двух котлах сидят примерно 7 - 7,5 тыс. самых боеспособных частей «первой линии» из всех 25 - 30 тыс. вообще имеющихся у ВСУ. Т.е. под угрозой уничтожения оказалась треть всех накопленных сил.

На остальных направлениях все без особых изменений. Перестрелки. Рейды. Диверсанты. Наши и противника. Артиллерия. Луганску достается только по северным пригородам. Донецку - почти везде. Оккупанты в донецком аэропорту держатся. Там тяжелые бои. Со стороны Песков ВСУ не оставляет попыток прорыва на соединение с окруженцами, но каждый раз их останавливают позиции донецкой армии.

А так - в Новороссии Перемирие. По крайней мере - на бумаге.

Предыдущую сводку за 12 - 17 сентября 2014 года смотреть тут
Previous post Next post
Up