В
1914 году Российская империя вступила в
Первую мировую войну. Возникла необходимость в железной дороге к незамерзающим заливам
Баренцева моря. В
1915 году началось сооружение
Мурманского порта в
Кольском заливе, двух небольших портов в Кеми и Сороке, а также
железной дороги, которая должна была соединить
Романов-на-Мурмане с
Петроградом.
Постройка станции и посёлка
Станция Медвежья гора была построена на необжитом берегу Онежского озера. При станции появился одноименной посёлок. В
1915 году на берегу озера была построена пристань. Материалы для строительства железной дороги стали доставляться водой из
Петрограда не в
Повенец, как раньше, а в будущую Медвежью Гору. В строительстве дороги в качестве наблюдателей участвовали офицеры из союзных России стран: Англии и Франции.
[4] Также было построено временное здание депо.
В
1916 году по проекту архитектора
Р. М. Габе было построено деревянное здание вокзала с шатровой крышей и шпилем. Здание это, с небольшими переделками, сохранилось до сих пор. В ноябре 1916 года пошли первые поезда. К этому времени при станции проживало уже 300 жителей, в двух посёлках - в Захарьевском и Железнодорожном. В административном отношении станция находилась на территории
Повенецкого уезда.
В январе
1942 года советские войска провели
Медвежьегорскую наступательную операцию. Существенно потеснить финские силы не удалось, но в результате операции медвежьегорская группировка противника оказалась вынуждена ввести в бои все имевшиеся резервы и не смогла предпринять наступательных действий в кампании 1942 года.
В 1942 году командующим финской армией
Густав Маннергейм отдал приказ о начале строительства долговременного рубежа на Масельском перешейке.
К середине
1944 года финская армия создала прифронтовой Медвежьегорский рубеж обороны, который перехватывал перешеек между озером
Сегозерои Повенецким заливом Онежского озера.
Медвежьегорск и подступы к нему были превращены в мощный и глубоко эшелонированный узел обороны. Были построены две линии - передовая в основном полевого характера (в непосредственной близости от линии фронта) и основная долговременная, на удалении от линии фронта от 10 до 20 км. Передовая линия, выдвинутая с Масельского перешейка и основной рубеж, расположенный в самом узком месте перешейка, соединили берега двух озёр по кратчайшему расстоянию. На всех господствующих высотах с севера, северо-востока и северо-запада от города были построены 11 опорных пунктов с огневыми точками, прикрытыми проволочными заграждениями и минными полями. На 1 км фронта медвежьегорского укрепрайона приходилось по 4-5 дотов и несколько дзотов.
В
1930 году советское правительство приняло решение о строительстве
Беломорско-Балтийского канала шлюзы беломорканала
фильм Андрея Леонтьева про Медвежьегорск
http://www.youtube.com/watch?v=0CieZctdN7A источник -
http://medgora-rayon.ru/