Перспективная схема линий в начале 1932 года включала пять диаметров:
Мясницко-Усачёвский, Таганско-Тверской,
Арбатско-Покровский, Дзержинско-Замоскворецкий и Рогожско-Краснопресненский (каждый из диаметров планировалось сделать из двух соединяющихся радиусов). Летом 1932 года был предложен ещё один диаметр - Калужско-Тимирязевский. Британские специалисты, приглашённые в Москву, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как они планировались, а вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году
[1]. Замоскворецкий радиус был спроектирован в своём современном виде.
Первоначально участок Замоскворецкого радиуса от
«Площади Свердлова» до
Павелецкого вокзала было предложено построить в составе второй очереди метрополитена. На этом участке планировались станции «Москворецкая», «Климентовский переулок», «Вишняковский переулок». По
Генплану 1935 года станция «Вишняковский переулок» был убрана из проекта. 10 июля 1937 года
Совет народных комиссаров СССРпостановлением №1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции - «Новокузнецкая»,
«Павелецкая» и
«Завод имени Сталина», которые планировалось открыть в декабре 1939 года. Строительство началось в
1938 году
[1].
Центральный зал в 1940-е годы
Станция открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время
Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» - «Завод имени Сталина» одновременно с «Павелецкой». С
1 января 1943 года поезда на уже действующем участке «Площадь Свердлова» - «Завод имени Сталина» следовали через «Новокузнецкую» без остановки из-за задержек в поставке эскалаторов. В связи с тем, что завод по производству эскалаторов находился в
блокадном Ленинграде, заказ был передан московским предприятиям. Эскалаторы для глубоких станций третьей очереди поступили только к лету 1943 года
[2]. Изначально название писалось через дефис -«Ново-Кузнецкая». Проект станции в
1946 году удостоен
Сталинской премии 1-й степени.
В 1970 году центральный зал был удлинён, и в южном торце был устроен переход на одноимённую станцию
Калужско-Рижской линии (ныне южный зал станции
«Третьяковская»). В 1985 году был построен переход из центра зала в северный зал станции «Третьяковская». В 1996 году был построен дополнительный переход из центра южного зала «Третьяковская» в южный торец «Новокузнецкой»
[3].
ящик для бомб