Оригинал взят у
unilevel в
postВопрос терминологии важен. Хотя я сама часто называю происходящее на Украине нацизмом или фашизмом, на самом деле я все-таки понимаю, что это не так. Да, совпадений много. Но есть и существенные отличия. Если их не учитывать, картина расплывается. Мы попадаем ровно в ту же ловушку, в какую попадают люди, считающие, что фашизм как раз у нас. Они начинают цепляться к разным деталям, вроде Олимпиады. Называют присоединение Крыма аншлюсом и т.д. Не учитывая отличий, они вообще не способны построить какую-либо предсказательную базу. Мы же с вами тут живем и понимаем, что никакой у нас не фашизм.
Точно так же и свидомые украинцы не могут понять, за что их называют фашистами и нацистами. Они же совсем не такие.
Действительно, этнического компонента в происходящем нет. Вы можете быть украинцем или русским, евреем или негром - и спокойно стать при этом свидомым. Достаточно выучить мову (или хотя бы понимать ее), кричать "героям слава", ненавидеть мифических москалей с колорадскими лентами, носить вышиванку. Словом, быть своим в этой огромной полу-секте - полу-тусовке. Разделение происходит не по крови, а по культурно-политической самоидентификации, отчего оно не делается менее острым. Это первый момент.
Второй момент. Нет фюрера. То есть, нет единого лидера с харизмой хотя бы на уровне Звиада Гамсахурдии времен его наибольшей популярности. даже Ющенко нет. Тимошенко сдулась. Ляшко, Тягнибок, Ярош - мелкие фюрерочки, клоуны и комедианты. Что не мешает им, конечно, обильно проливать чужую кровь. Реальные же лидеры с финансами вроде Порошенко или Коломойского не обладают необходимыми характеристиками. Да и не стремятся ими обладать.
Третье. Несмотря на национальное унижение, которое переживают как раз свидомые, у них нет никакой внятной национальной идеи с требуемой исторической базой. Те герои, которых они поднимают на щит, с исторической точки зрения абсолютные пустышки. Особенно это касается Степана Бандеры. Он слишком мелкий даже как злодей, и уж совсем из себя не представляет ничего как национальный лидер. Если Украина - не Россия и не часть русского мира, то она вообще ничто. Нет прошлого для быстрого рывка и какой-то консолидации. Все мифы украинства - это мифы смерти, мифы поражения, мифы уныния. "Ну не шмогла я". С этим нельзя встать, можно поскакать чуть-чуть, лечь и гордо умереть.
Четвертое. Национальное возрождение, пусть и короткое, которое можно было наблюдать и в Италии, и в Германии всегда было связано с опорой на собственный суверенитет. Нынешняя Украина отказалась от него полностью. То есть, полностью установлено внешнее управление. И президент, и правительство целиком подконтрольны американскому послу. Очень похожую картину мы наблюдали в Грузии при Саакашвили. Но даже там она не была настолько вопиющей. Если в Грузии хотя бы внешне соблюдался принцип "почему у нас получилось", то на Украине нет и этого. Под крики об единой краине мы наблюдаем продолжающийся развал страны. И речь идет уже вовсе не о Донецке и Луганске (о Крыме я уже и не упоминаю) - речь о Коломойском с Днепропетровском и Одессой. Речь о Закарпатье. Речь о Галиции, жители которой больше не горят желанием сохранять единство страны ценою гибели своих сыновей. Можно вспомнить, что именно в Галиции изначально был силен тот самый сепаратизм. Оттуда и до Киева далеко. Жители Галиции в какой-то момент могут резонно предположить, что их одних Европа может и потянуть. А вот огромную нищую страну уж точно не потянет.
Словом, ни о каком реванше на Украине речи не идет. Напротив, движение по направлению к Сомали все ускоряется. Махновщина, петлюровщина, гуляй-поле, что угодно. Но никак не возрождение сильного, пусть и тоталитарного государства. Можно вспомнить, что элементы нацизма существовали на Украине и при Петлюре. Но ведь нацизм в нашем представлении всегда связан с сильной рукой, а Петлюра - с невероятной слабостью.
Я не политолог. Мне трудно обозначить те процессы, которые идут на наших границах и могут заразить нас самих. Мы имеем под боком государство умершее, которое уже начало разлагаться. При величине покойного санитарно-эпидемиологическая угроза необычайно высока.
Хотя наши зарубежные партнеры труп будут подкрашивать до последнего, однако внутренних процессов это никак не остановит. Не знаю, что пишут в толстых книгах по теории управляемого хаоса, но если бы я писала такую книгу, я бы ограничилась одной фразой: "Хаос управляемым быть не может". Поэтому и ситуация крайне опасна. В Грузии такого не было.