"<...> Но, можетъ быть, эти правящіе классы прогрессируютъ въ практической жизни?
О, нѣтъ! Они неистово перетряхиваютъ лохмотья своихъ старыхъ знаменъ, защищаютъ эгоистичный индивидуализмъ, конкуренцію человѣка съ человѣкомъ, націи съ націей, всемогущество централизующаго государства.
Они переходятъ отъ протекціонизма къ свободѣ торговли и отъ свободы торговли къ протекціонизму, отъ реакціи къ либерализму и отъ либерализма къ реакціи, отъ атеизма къ ханжеству и отъ ханжества къ атеизму. Всегда запуганные, со взглядомъ, обращеннымъ въ прошедшее, они совершенно лишены способности создать что-либо болѣe или менѣе прочное.
Вся ихъ дѣятельность есть полное противорѣчіе всѣмъ ихъ обѣщаніямъ. Они обѣщали намъ, эти правящіе классы, обезпечить свободу труда - и отдали насъ въ кабалу фабрикѣ и хозяину. Они взялись за организацію промышленности, сулили намъ благосостояніе - и дали безконечные кризисы и нищету. Обѣщали просвѣтить насъ - и лишили возможности получать образованіе; обѣщали политическую свободу - и волокли отъ реакціи къ реакціи; обѣщали миръ - и привели къ войнѣ, къ войнамъ безъ конца!
Вотъ все, что они сдѣлали для насъ.
Народъ усталъ; онъ изнемогаетъ, онъ спрашиваетъ себя, до чего довело его управленіе вѣчно издѣвающейся надъ нимъ буржуазіи".
Петр Кропоткин, "Речи бунтовщика".
Причина.
Следствие.