антипассионарная и пассионарная позиции

Dec 16, 2024 10:45


В понимании многих людей коммунисты - это такие «обеспечители» ОДИНАКОВОГО ДЛЯ ВСЕХ количества куличей в песочнице, которые потом раздаются поровну. Поровну, естественно, не означает по справедливости, но у многих людей равенство и справедливость - идентичные понятия.

В принципе же коммунизм - бесклассовое общество, где никто как раз никому не раздает никаких ништяков, а все в коммуне работают на общее благо. Это союз свободных личностей, подразумевающий умение производить полезный продукт, отвечать за его качество персонально. То есть это персонализм, который и образует при ответственности персоналия тот самый пресловутый коллективизм - когда коллективная ответственность, дружба и братство вырастают из личной ответственности, а вовсе не распределение благ начальником, вождем или царем сверху. Разумеется, коммунизм в искаженном грехопадением мире -  утопия (хотя это не значит, что стремиться к нему не нужно). Но к раздаче ништяков он как идея никакого отношения не имеет. То, чего хочет, по чему ностальгирует часть российского общества, - никакой не коммунизм, а государственный патернализм, когда «государство о нас заботится». Забота государства и понимается в раздаче благ без всякой личной ответственности и высоких показателей собственной производительности, причем бесплатных - хотя ничего бесплатного в жизни нет. Если тебе что-то досталось бесплатно, значит, на это заработал кто-то другой.

Абсолютно инфантильная и антипассионарная позиция.



Но откуда она взялась? Бердяев, к примеру, говорит о «русском коммунизме», хотя коммунизм предполагает отмирание государства - уместнее говорить о государственном социализме, том самом патерналистском строе. И он прав.

«Реальной силой, ограничивающей власть капитала и перерождающей ткань буржуазного общества, является, конечно, не парламентская борьба социалистических партий, а рабочие синдикаты. Только социализм синдикалистического типа реален. <...>  Русский коммунизм ничего общего с синдикализмом не имеет, и в советском строе классовой борьбы рабочих не существует, рабочие бессильны перед государством. Коммунизм есть форма государственного капитализма. Он допускает лишь государственные профессиональные союзы. Общество целиком и без остатка превращено в государство».

Николай Бердяев, «Христианство и классовая борьба».

социальнoе, без лирики, наблюдение, книги

Previous post Next post
Up