Родька-праведник

May 04, 2022 15:51

Посмотрела еще один фильм из раздела "антирелигиозная пропаганда". Тоже из времен хрущевских гонений. Называется "Чудотворная". Когда-то мальчик-пастушок по имени Пантелеймон нашел в поле икону Христа (кстати, как она там оказалась, в фильме так и не объясняется), и его сразу признали святым - не очень понятно почему, а икону - чудотворной. "Все молитвы к Пантелеймону-праведнику исполняются". Построили в храм в честь этой иконы. Грянула революция, прошло много лет, церковь стоит в запустении, мальчишки играют внутри, живодерски пустив на самодельном парашюте котенка (сейчас бы зоофилам плохо стало от этой сцены, но кот благополучно приземлился), а потом один из компании, Родька, находит ту самую икону. Его набожная и злая бабка несет икону домой, созывает односельчан - старух и инвалида без ног, и там мальчишку хотят объявить святым. В дело влезает и мать, которая весь фильм истерит, причем по довольно странному поводу - от нее ушел муж, но она себя ведет так, будто у нее случился рак, а не развод. Мать молится, чтобы муж вернулся, потом молиться бросает и говорит, что "живут же люди без Бога, и не хуже", потом опять бросается перед иконами на колени, рыдает и требует от сына надеть крест, затем кидается на мать, которая требует того же. Непоследовательная и вечно орущая женщина, она, кстати, выглядит даже еще хуже фанатичной бабки, которую сценаристы назначили на роль главной злодейки. От Родьки ждут исполнения роли Пантелеймона-праведника, а он хочет бегать с ребятами, купаться, кататься на самодельной "ракете". Мальчик страдает - "в школе за Бога не одобрят", сверстники поднимают его на смех за нательный крест.

В то же время старая учительница-коммунистка пытается Родьке помочь, мол, у нас же свобода совести. Так если у нас свобода совести, почему мальчишка не может носить крест и почему в школе не одобрят за Бога? Свобода совести вроде как и подразумевает свободное исповедание веры, проповедь, миссию. Однако в СССР свобода совести сводилась к разрешению, да и то сквозь зубы, "неграмотной старушке" молиться дома. Отец Дмитрий, еще один персонаж фильма, просит открыть церковь в селе, потому что верующим приходится ходить за 12 километров, но партийные работники ему не позволяют отреставрировать на свои же деньги заброшенный храм.

А как же свобода совести? Как же уважение к чувствам верующих? Авторы фильма почему-то "не замечают" лицемерной демагогии вокруг этой "свободы", которой на практике в СССР не было. То, что верующие показаны либо как истерично мечущаяся мама главного героя, либо как его сварливая, жестокая, фанатичная бабка, готовая в итоге убить внука, либо как пытающийся увильнуть от прямого разговора отец Дмитрий - он не считает нужным вмешаться в ситуация, когда родные заставляют Родьку молиться и носить крестик, - это как раз ожидаемо. Но ведь и пафосно декларируемой свободы вероисповедания тоже не наблюдается. В общем, фильм довольно проходной, с "Тучами над Борском", о котором я недавно писала, не сравнить. Интеллектуальная глубина, попытка показать проблему под разным углом там отсутствует. Либо человечная, по-настоящему гуманная и умная учительница-коммунистка, либо глупые, косные и равнодушные к страданиям православные, а между ними мальчуган, которого тянут в разные стороны. Настоящей драмы здесь нет, есть примитивная пропаганда.

image Click to view

псевдохристианство, кино, социальное

Previous post Next post
Up