Jan 20, 2021 10:37
Я: "Ну вот я предполагаю, что 50 процентов житий святых - это легенды, а то и выдумка (а возможно, что некоторых святых и вовсе не существовало, и это просто миф). Но это мне как-то ни разу не мешает. Предположение о выдуманности святых или выдуманности чудес попадает в болевую точку сомнения - "а что если этого не было, то и остальное все - неправда? ой, как же мне теперь быть, нет, нельзя допустить этой мысли, надо срочно защищаться". Странно, что люди готовы цепляться за любые мифы в попытке не утратить веру. А вера - это ведь не миф. Предположим даже, что св. Марии Египетской не было, и что? Не понимаю, что это меняет-то?"
Дарья Сивашенкова: "Ты не допускаешь мысли, что тут дело не в болевой точке сомнений, а в том, что человек любит святого, которого ставят "под удар", чувствует родство с ним, близость к нему, и защищает его, как родного человека?
Мне, в целом, из всего христианства достаточно того, что Христос воскрес, но если кто-нибудь, допустим, начнет меня убеждать, что не существовало Двенадцати апостолов, то мне будет больно, неприятно, и возражать я буду решительно".
Я: "Нет, не допускаю. И вот почему. Предположим, ты любишь своего мужа. То есть не предположим. )) Ты любишь. Прихожу я и говорю, что твоего мужа на самом деле никогда не существовало - ну вот нет такого человека, и все, тебе пригрезилось. Думаю, ты скорее решишь, что это у меня что-то с головой. И будешь права. Пример грубый, конечно. Но! Если человек УВЕРЕН в существовании другого и своей любви к нему, то как эту любовь можно подставить под удар? Искренне не понимаю. Мне как раз кажется, что чем яростнее человек что-то защищает, тем более уязвимым он себя ощущает, а почему он себя ощущает уязвимым? Потому, что его как раз точит тот самый червячок сомнения, а тут приходит кто-то и несознательно наступает на больную мозоль. Но я думаю, что для веры сомнение - это норма. Что любой верующий (сознательно) рано или поздно какие-то сомнения - но все равно будет испытывать. Я не сомневаюсь в том, что апостолы были. Если придет некто и скажет, что их не было, я подумаю, что это 1) фрик, 2) не очень образованный, скажем так, человек, 3) тролль. После этого я забуду о нем примерно минут через 5-10. )) Если же придет человек и скажет, что не было моих любимых святых, я и вовсе посмеюсь. Мои любимые святые - это, как правило, люди из 19-20 веков, чье существование подтверждено документально, ну, и еще немножко из средних веков типа Фомы Аквината - чье существование тоже подтверждено".
Дарья Сивашенкова: "Ну так тебе и не понять). Ты вон с документами в руках можешь доказать, что твои были. А кто-то, как с Марией Египетской, не может. И чувствует свою беззащитность перед таким "наездом" со стороны неверящего. Те, кому Мария Египетская являлась лично, как мне мой муж)), те лишь усмехнутся. А те, кому не являлась - думаю, большинство - уколятся сомнением, это нормально, но когда любишь и веришь - больно. И хочется защититься. Хотя не отрицаю, наверное, есть и те, для кого выпадение одного камушка из стены равносильно обрушению всей стены".
Я: "Так в этом и дело - что он чувствует свою беззащитность. То есть ту самую уязвимость. Даже жаль стало такого человека (без иронии). Я поняла твою позицию, у меня она, видимо, иная в силу другого менталитета".
христианство,
я,
святые