Отзыв на книгу "Вот Иуда, предающий меня. Мотивы и смыслы Евангельской драмы" авторства Дарьи Сивашенковой. Почему я начала читать эту книгу? Казалось бы, ответ очевиден - потому что я христианка. Но нет. Я начала читать эту книгу, потому что знаю ее автора, Дарью Сивашенкову, в реальности. Как-то раз я прочла роман о христианине своего одноклассника-протестанта - именно потому, что знаю его в реальности. )) Центральная фигура повествования Дарьи - фигура Иуды (хотя Дарья может поспорить, утверждая, что в центре все же стоит Христос) - признаюсь честно, никогда меня "отдельно" не волновала. Да, я испытывала сожаление, печаль, что для него все так закончилось. Но и только. Иуда не выделялся в моем сознании в толпе не понявших и (или) не принявших Иисуса и Благой Вести миллионов людей. Я всегда хотела раскаяния и обретения Господа для всех. И продолжаю хотеть. Самая большая моя мечта - чтобы все воскресли, приняли в Христе Мессию, Бога и Человека, были помилованы, обнялись и пошли есть мороженое. )) "Хозяин и батрак вместе шествуют в кабак". А если серьезно - то убийца, который все же прозрел, скинул с себя ветхого человека, убитый, который простил его, и Бог, который простил грехи обоим, - вот мой идеал. Как в эпизоде льюисовского "Расторжения брака".
Так вот. Я уже призналась, что книгу стала читать лишь из-за знакомства с автором, из любопытства, не будучи погруженной в историю Иуды. Тем легче мне со стороны оценить, как эта история раскрыта. Отдаю дань автору - смело и даже довольно дерзко, хотя иногда чтение у меня откровенно "провисало". Ощущается, что Дарья всей душой, сердцем, разумом погружена не просто в христианство с его высочайшей этикой и сложнейшей теологией. Она погружена во взаимоотношения Христа и апостолов, Христа и Его друга - Иуды. Да-да, друга. Для нее это - живой человек, а не символ предательства. И апостолы для нее - живые. И Иисус - живой. Но не вечно живой, как дедушка Ленин, а по-настоящему. Евангельская драма для автора произошла в прошлом, но одновременно происходит здесь и сейчас. Распавшийся союз, боль Христа от потери друга, отчаяние Иуды описаны там - не хочу говорить слово "свежо", какое-то оно дурацкое, но все равно скажу - свежо. И не просто свежо, а с предельным вниманием и любовью к Сыну Божьему и тому, кто Его предал.
Я могу ошибаться, но мне кажется, что чувствовать боль за Иуду - это любить его. Любить и размышлять, "ходить, много думать", остро переживать его падение. Почему же Иуда стал предателем? Автор отходит от традиционных толкований и предлагает свой взгляд. Какой - узнаете, прочтя эту книгу. Кроме того, Дарья не просто "отбрасывает" известные православные источники, нет, она их тщательно анализирует и цитирует, и не только их, но и иудейские мидраши, а также, например, статью о повешении (проведенном двумя профессорами эксперименте) и учебник по судебной медицине. В общем, книга будет интересна - не скажу, что для широких масс читателей, но для тех, кто хочет глубже и яснее познать, что же произошло между двумя друзьями, между Учителем и учеником, между Богом и человеком.