"все духовно, все создано Богом и имеет к нему отношение"

May 07, 2019 12:47

"Когда монахи дают обет бедности, они свою молитву сводят к базису или из молитвы выводят свою бедность? Или всё же мы признаем тот простой факт, что жить по-христиански, выполнять заповеди - значит занимать вполне определенную позицию в социально-экономическом процессе? Давать милостыню - это надстройка или базис? Это, во всяком случае, некая «духовная» операция с деньгами. Когда первохристиане сложили имущество у ног апостолов, что здесь надстройка, а что базис? Когда Библия и Св. Отцы борются с ростовщичеством - это надстройка или базис? Суть в том, что вот у вас есть христианская «надстройка» и она предполагает некий базис, а если не предполагает, то христианства просто нет, оно повисает в воздухе и к реальности отношения не имеет. Иисуса, однако, распяли в реальности, реальные власти, и всё это имеет самое непосредственное отношение к социально-экономическому процессу". <...>

«Духовная жизнь, распаду сопротивляющаяся, движется в противоположную сторону. Это разные процессы и один не может быть выражением другого. Человечество пережило несколько социально-экономических революций без всякого христианства».

Это похоже на типовое атеистическое: «добрые люди бывают и без христианства, христианство не нужно». Если «человечество пережило несколько социально-экономических революций без всякого христианства», то христианство что-нибудь, когда-нибудь сделало? Если нет, то, может, христианство - словеса одни? «Духовная жизнь, распаду сопротивляющаяся, движется в противоположную сторону» - мне часто кажется, что когда говорят «духовное», имеют в виду «ненастоящее». «Духовная жизнь», никак не связанная с социально-экономическим процессом, - это что? Благочестивый сутенер с богатой духовной жизнью, но вот «социально-экономически» зарабатывающий тем, чем зарабатывает, - такой сутенер возможен? - вполне возможен, если «духовность» и «экономика» - «разные процессы». Авторы Второзакония и пророки, первохристиане и монахи, устраивающие свою социально-экономическую жизнь так, как устраивали, - они увязывали или не увязывали «разные процессы»? Я думаю, что есть только один процесс (который можно брать в «духовном» аспекте, а можно - в экономическом), ибо если ты живешь «духовно», то ты как-то духовно относишься к деньгам, бедным, требованиям властей (не поклоняешься императору как богу и идешь за это в пасть ко львам, например). Как могут в едином Божьем мире существовать два никак не связанных процесса? Христиане вообще никак не повлияли на историю? Но мне кажется забавным, что эта логика двух разнонаправленных процессов рифмуется с моей: получается, что чем больше деградирует мир, тем более прогрессирует «духовная жизнь». А я так и говорю: чем больше деградируют традиционные общества, тем больше прогрессирует христианство: собственно, это один и тот же процесс. Только для меня сама эта деградация - прогресс. Действительно ли мир так уж сильно деградировал со времен Римской Империи? Отмена рабства, гендерное равноправие, социальный прогресс есть реализация слов апостола Павла «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос». <...> Духовная жизнь» есть жизнь любви, то есть некоей связи людей, то есть некоей социальной связи, то есть чего-то такого, что оказывает прямое влияние на социально-экономический процесс. Просто грешники выстраивают одну экономику, а праведники другую в силу разницы своих «духовных жизней. <...>

«Можно ли «духовно» объяснить изобретение огня, приручение животных, неолитическую революцию, сверхэксплуатацию пленников? Наверно, можно, но вообще это всё это просто результат общественного развития».

Ну вот Книга Бытия вполне себе объясняет. Это критика моих опусов или уже Писания? Вот Рене Жирар тоже такие вещи объясняет вполне духовно. Разумеется, можно: мир вообще и человечество в частности созданы Богом, следовательно, не только можно, но с богословской точки зрения необходимо толковать вообще всё с «духовной» точки зрения. Всё «духовно», ибо создано Богом и имеет к Нему отношение (а если нет - прав материализм). Библия, описывая «всё» от Творения до Апокалипсиса, именно так и делает. Что меня удивляет в подходе «всё это просто результат общественного развития», так это то, что христианству просто не остается места. Христиане, подходящие к жизни «духовно», то есть исключая всю наличную жизнь из «духа», - просто стихийные материалисты, ибо в таком подходе всё просто-напросто движется «по своим законам». А Бог куда делся, а свобода людей куда делась? «Общественное развитие» есть деятельность людей, то есть свободных духовных богоподобных существ, которые или творят волю Бога, или нет. Вот к этому всё и сводится".

https://blog.predanie.ru/article/kapitalizm-eto-etap-razvertyvaniya-hristianstva-ili-net/ - целиком

христианство, социальное

Previous post Next post
Up