те же грабли, часть 2

Feb 11, 2019 23:17


Не могу не процитировать опять же. "...Протоиерей Димитрий Смирнов в недавней дискуссии «Должна ли церковь отказаться от богатств? Должна ли церковь быть бедной?» считает, что с современной Русской Православной Церковью все нормально, а вся эта критика идет от большевиков: «Почему людей так волнует богатство церкви? Наш народ советский завистлив. Там «грабь награбленное», все время обсасываются чужие деньги, у кого какая зарплата. Это и был пафос революции, которую народ не изжил». Видите: социальная критика, потребность в справедливости - она, оказывается, от греха зависти. Большевики обвиняли Церковь в том, что она поддерживает режим, внушая народу «смирение». Большевики гнали Церковь за идеологическое обслуживание режима, за контрреволюционную пропаганду. Отец Димитрий, говоря подобные слова, не вписывается ли в логику большевиков? И тем самым - в некой извращенной логике - не оказывается ли, что большевики были правы: речь идет и вправду не о Христе, а о политике? Так кого мы вспоминаем? - тех, кого убили за Христа, или тех, кто был против революции? За Христа или против «социальной зависти»? Как связаны - если связаны Христос и политика? <...>

Трагедию жертв репрессий кощунственно использовать против попыток справедливой социальной политики. Солженицын интерпретировал трагическую судьбу нашей страны в XX веке в логике христологического призвания русского народа, в рамках разоблачения зла материалистической идеологии. Он отвергал западную цивилизацию (капитализм) и постсоветский капитализм. Шаламов - как был, так до конца жизни и остался коммунистом. Не надо их свидетельства приобщать к апологии «либерализма». Либералами не тот, ни другой не были. Или вот, например, великий православный философ Алексей Лосев, прошедший строительство Беломорканала, писал: «если не самый диалектический материализм, который значительно отстал от революции, то сама революция была для меня великой философско-жизненной школой». Это из текста, где он выстраивает систему христианского марксизма. Не надо из жертв репрессий делать апологетов самодержавия или либерализма. Все сложней. <...>

Вернемся к вопросу, почему христиан гнали и убивали во вроде как православной стране. Вот мученики первых веков. Их убивали именно как христиан, в качестве христиан, за христианство, за исповедование Христа. При этом первохристиане поразили когда-то древний мир своей деятельной любовью, «общением имуществ» (тот же социализм), принятием рабов и господ, делами милосердия и пр. Или начало христианства на Руси: Ключевский описывает, что Церковь, когда только пришла на Русь, совершила там нечто вроде социальной революции. Но это начало. А в империи, которую смела русская революция, Церковь ничего социального уже не делала, наоборот, новым социальным веяниям она противостояла. Она полностью встроена в организм самодержавной монархии, она полностью подчинена кесарю. <...>


Шизофрения современного церковного сознания: Церковь до сих пор думает, что она Церковь всего народа, всей страны. Хотя ее семьдесят лет гнали и гнали жестоко. Церковь хочет вернуться во время до революции. Хотя Господь вернул её во время первохристиан. Христиан в России, да и в любой другой стране мира, - меньшинство, горстка. Церковь снова, как и когда-то, - сеть маленьких общин в море Вавилона. Большинство христиан сейчас - снова, как и когда-то, - горожане, а не крестьяне. И христиане не по рождению, а обратившиеся взрослыми. Логично, что Церковь тоже примет формы, более подходящие: скажем, будет жить по решениям Собора 1917-18 гг. Но нет, РПЦ хочет быть Церковью несуществующей православной империи. Цари, генсеки, президенты… сколько еще? Казалось, что Церковь после освобождения от советского ига расцветет. Не расцвела, деградировала, скорее.

Вот мы «освободились». И как, по-христиански живем? В том ли дело, что не было у нас своего Ездры и Неемии, или в чем другом - не знаю. Как бы то ни было, кредит доверия к Церкви, щедро данный обществом после крушения Союза, профукан. Христиан не на телевидении, а в реальном обществе все больше недолюбливают. И есть за что. Вот пожарный мне рассказывает, что его бригаду приказом гонят на богослужение (после небольшой дискуссии хотя бы мусульман освободили). Зачем и кто это делает? Не ясно ли, что эти пожарные будут раздражены Церковью и всем, что с ней связано? Все чаще я слышу, как люди хвалят СССР за его религиозную политику (то есть - антирелигиозную), хотя все остальное в нем по-прежнему ругают: симптоматично. Мученики отметили начало христианства. Новомученики отметили конец христианства, как оно сложилось после Константина. Своей кровью они должны были отмыть Церковь от многовековой грязи, налипшей на ней, сделать её чистой, свободной, вернуть к сути, подготовить к жизни в новой эпохе. Этого мы не поняли. Ничего страшного. Господь - любящий и долготерпеливый учитель. Он будет повторять свои уроки, пока мы их не усвоим".

Этот текст взят из блога "Живое Предание: https://blog.predanie.ru/…/chemu-nas-ne-nauchili-novomuch…/…

без лирики, христианство, псевдохристианство, социальное

Previous post Next post
Up