"наивный романтик, нахальный анархист"

Mar 15, 2018 21:52

Нашла интересный сайт и интересный материал о неизвестном мне доселе архимандрите Спиридоне Кислякове.

http://ahilla.ru/arhimandrit-spiridon-kislyakov-lyubit-hrista-i-zhit-isklyuchitelno-po-ego-nagornoj-propovedi/

А также:

"Прочитал «Исповедь священника перед Церковью» и подумал, как интересно было бы проанализировать дневники-исповедь святого праведного государственника (Иоанна Сергиева) и исповедь-дневник несвятого анархиста (Спиридона Кислякова).

Есть у них кое-что общее: оба из самых низов, только Иоанн из дьячков, а Спиридон из крестьян. Оба писали очень горячо, искренне, от всей души, с бесчисленными восклицательными знаками. Оба отличались нищелюбием. Спиридон (по примеру ли Иоанна или по собственному почину) тоже служил громко, читал вслух тайные молитвы, устраивал общие исповеди по причине огромного множества народа. Оба были почитаемы простым народом, на обоих часто косо смотрело начальство. Оба искали Христа больше всего на свете.

Но различий намного больше. Конечно, надо учитывать, что дневники Иоанна писались как бы для себя («как бы», потому что если бы реально так, то можно было бы хоть раз в год сжигать в печке свои бесконечные «опыты» над желудочно-кишечным трактом), а исповедь Спиридона писалась для отсылки в Синод (а потом - на Поместный Собор).

Главное, что бросается в глаза: кардинально разный подход к покаянию. Иоанн ежедневно вращается в одном цикле: поел лишку-спал блудно-служил тошно-покаялся-стало легче на душе, голос прорезался=Господь простил, ура. Можно начинать новый цикл борьбы с чаем, сахаром, свояченицей и поллюцией.

Спиридон подходит к своим грехам глобально: он видит первопричины своего отступления от Бога - гордыня, желание почестей, славы, денег, эгоизм - и пытается кардинально изменить свою жизнь. Не ежедневное «не согрешишь-не покаешься», а как повернуть кормилом тяжелый корабль своего сердца в сторону жизни по Евангелию.

Спиридон ищет идеальную Церковь, христианство воли, отвергая христианство ума. Иоанн тоже отвергает христианство ума, но никакой идеальной Церкви, никакого настоящего христианства он не ищет - он вполне удовлетворен всей обрядовой стороной христианства. Как и у нас продолжают учить: главное - ходи в храм, исповедуйся, причащайся, ставь свечки, пиши записки, клади рублик, крестись-повенчайся-отпойся, целуй ручку батюшке - остальное приложится само собой.

Спиридон обвиняет историческое христианство в отступлении от Христа, начиная с IV века, со времен начала тесных объятий с государством - «симфонии». Иоанн, напротив, в этом слиянии видит важнейшее условие процветания Церкви, всячески ратует за госконтроль, никакой свободы Церкви ему и даром не надо.

Спиридон резко критикует несоответствие в богослужении, в котором такое большое место уделяется поминовению властей, поминать царскую семью во время великого входа (пути Христа на Голгофу) - это для анархиста Спиридона величайшее кощунство. Для Иоанна же важнейшим условием его «правильной» духовной жизни является «непреткновенное выговаривание» на службе царской фамилии. Даже в сам праздник Пасхи его очень волнует этот момент.

Иоанн четко проводит границу клира и мира. Эта граница для него непереходима: с одной стороны, духовная власть (куда включается и император), с другой - всякий прочий люд, даже богачи, военные и знать. Все эти миряне должны преклоняться перед клиром, понимать, что они всего лишь овцы, а священники - пастыри, что без священников они «кал, псиная блевотина». Иоанн всегда подчеркивает свой статус священника, «теурга».

Спиридон бунтует против этого разделения, для него все люди равны. Мало того, священство, иерархия - главные виновники всех церковных и гражданских бед, именно потому, что поставили себя в такое чванливо-высокомерное, «учительное» положение, а сами вместо того, чтобы показывать личный пример мирянам, только обирают их, угнетают, держат во тьме мракобесия".
http://ahilla.ru/o-svyatom-gosudarstvennike-i-nesvyatom-anarhiste/?_utl_t=fb - целиком

христианство, анархизм, социальное

Previous post Next post
Up