Человека в мире, если смотреть в максимально широком масштабе, больше всего волнуют две основные проблемы - проблема восприятия мира и проблема репрезентации собственной личности. Первая - это попытка осмыслить окружающей действительности и постичь те закономерности, которые в ней властвуют, а второе - попытка показать себя миру во всей своей многогранной полноте. Оба этих процесса закольцованы, будто мифический Уроборос, выражая универсальную формулу - "бытие определяет сознание, сознание определяет бытие".
В ходе этих процессов, естественно, постоянно совершаются ошибки, многие из которых я здесь уже описывал. Одна из таких ошибок, до которой у меня пока не доходили руки - проблема самоидентификации личности или, как я ее называю, проблема отождествления со следами.
Естественно, следует для начала определить предмет разговора, чтобы не попасть в терминологический ад. Следом личности я называю любой знак, который в процессе внешней интерпретации обретает с ней непосредственную связь. Если перевести определение на русский язык, то получится, что след - это все, что личность делает in public, и как следствие - то, что воспринимается как связанное с ее деятельностью. Причем, следует понимать, что речь идет именно о внешней интерпретации, так как интерпретируя собственные действия с помощью рефлексии, мы невольно наслаиваем дополнительные связи на явления, известные нам одним, и таким образом замутняем внешнюю семантику знака, подменяя ее внутренним восприятием.
Естественно, совершенно не важно, является ли след результатом нашей деятельности, или только кажется таковым. С одной стороны, в мире, где господствует детерменированный хаос, предсказать все последствия своих действий едва ли представляется возможным, и любой процесс в мире может косвенно зависеть от любого нашего побуждения - в мире этот эффект известен под названием эффекта бабочки. С другой стороны, мир, каким мы его воспринимаем, есть наше представление о мире, и то, что приписывается нам, становится нашим, вне зависимости от нашего в этом участия, и, более того - от нашего желания.
Репрезентация личности происходит в любой момент - любое наше действие так или иначе открывает сторонним людям все новые и новые грани нас самих. Однако, в нашем восприятии все выглядит совершенно иначе - мы представляем репрезентацию как дискретную последовательность оставленных нами следов.
Попробуйте ответить для себя на вопрос "кто я"? Единственный ответ, который личность способна дать самой себе, если стремится избежать ошибки и раскрыть предмет максимально подробно, это ответ "я есть я"
1. Сознание, способное задействовать рефлексию, отвечает на этот вопрос просто осознавая факт собственного существования одновременно во всей полноте и многогранности самой себя. Только я сам могу понять, кто есть я - для любого другого человека я буду лишь моделью, бездушным болванчиком, управляемым более-менее сложной программой.
Поэтому мы приходим к другому способу ответа на вопрос "кто я" для внешнего наблюдателя, который называется репрезентацией через следы. Образно его можно представить с помощью простой метафоры. Вы идете по снегу, оставляя на нем глубокие следы и встречаете на своем пути человека. Он спрашивает вас: "кто вы"? Вы отвечаете: "я тот, кто оставил эти следы". Фактически, вы описываете свой жизненный путь, свой образ мысли, свои достижения - все то, по чему в этом мире можно найти вас. В том числе и свое творчество, потому что оно лучше всего характеризует человека, позволяя заглянуть в те грани личности, которые, возможно, никогда бы не раскрылись в прочих дейсвтяих.
Однако, этот путь чреват ошибкой отождествления со следом. Тогда, в ответ на вопрос "кто вы" вы говорите: "я - это мои следы". Это выглядело бы очень смешно, если бы проявления такого подхода не настигали нас повсюду, когда мы сталкиваемся с интерпретацией и критикой творчества других людей.
Вот, есть человек. Человек написал стихотворение. Ну, написал и написал - я тоже много чего пишу, это во всяком случае не вредно. Но человек выкладывает свое произведение в открытый доступ и ждет критики. Он критику получает - и критика негативна. Немедленно, человек обрушивается на критикующего, выбрасывая всевозможные аргументы, начиная от "сперва добейся" и заканчивая "мне вас жаль".
Почему? Что вызывает такой негатив?
Это и есть проявление отождествления со следом. Вследствие ошибки репрезентации, мы начинаем считать то, что нас характеризует самими собой, то есть подменяем внутреннюю, изначально рефлексивную самоидентификацию, выраженную в тождестве "я есть я" внешней, предназначенной для людей, которые не способны постичь нас a priori. Таким образом, мы начинаем считать собственные следы частью себя, а зачастую и вовсе - самим собой. И соответственно, критика творчества воспринимается нами как критика личности. Мы отторгаем критику так же, как отторгаем оскорбления в свой адрес, поскольку их восприятие самим фактом существования угрожает личности распадом.
Вторая форма проблемы, связанная с восприятием критики в свой адрес, является следствием проявления идентификации через ролевую модель.
Рефлексивная самоидентификация, несмотря на простоту, довольно тяжело дается человеку. Простое тождество "я есть я" - наверное, оно кажется слишком примитивным, слишком слабым для такой разносторонней личности, которой многие себя мнят. "Я - генеральный директор", "я - отец двух сыновей", "я - примерный ученик", "я - неплохой поэт" - это лишь часть тех форм, которыми люди пытаются воспринимать самих себя. Изначально накладывая на себя ролевые модели, мы пытаемся им соответствовать, а главное - получать от внешней среды стимулы, подтверждающие такое соответствие. Человек, идентифицирующий себя в качестве "неплохого поэта" будет бросаться на любого критика, который посмел сказать плохое слово о его стихах просто в силу того, что подобные стимулы разрушают его внутреннюю целостность личности, так как ставят под сомнение правомочность применения соответствующей ролевой модели.
Аналогично, можно рассмотреть проблемы, связанные со знаниями и мнениями и восприятием их как собственности - сильных различий не будет. Как и здесь - все это не более, чем ошибка самоидентификации, отождествления себя с собственными знаниями. Ставишь знание под сомнения - пытаешься разрушить личность.
Просто приняв себя как данность, человек избавился бы от множества проблем в психике, связанной с неудачными ролевыми моделями и потерей самоидентификации.
Увы, пока что это остается лишь несбыточной мечтой.
1.
↑ Юнг называл состояние обретения рефлексивной самоидентификации обретением самости.
Оригинал записи на virtualmind.ru