Творчество и репрезентация

Dec 02, 2011 10:36


Человека в мире, если смотреть в максимально широком масштабе, больше всего волнуют две основные проблемы - проблема восприятия мира и проблема репрезентации собственной личности. Первая - это попытка осмыслить окружающей действительности и постичь те закономерности, которые в ней властвуют, а второе - попытка показать себя миру во всей своей многогранной полноте. Оба этих процесса закольцованы, будто мифический Уроборос, выражая универсальную формулу - "бытие определяет сознание, сознание определяет бытие".

В ходе этих процессов, естественно, постоянно совершаются ошибки, многие из которых я здесь уже описывал. Одна из таких ошибок, до которой у меня пока не доходили руки - проблема самоидентификации личности или, как я ее называю, проблема отождествления со следами.

Естественно, следует для начала определить предмет разговора, чтобы не попасть в терминологический ад. Следом личности я называю любой знак, который в процессе внешней интерпретации обретает с ней непосредственную связь. Если перевести определение на русский язык, то получится, что след - это все, что личность делает in public, и как следствие - то, что воспринимается как связанное с ее деятельностью. Причем, следует понимать, что речь идет именно о внешней интерпретации, так как интерпретируя собственные действия с помощью рефлексии, мы невольно наслаиваем дополнительные связи на явления, известные нам одним, и таким образом замутняем внешнюю семантику знака, подменяя ее внутренним восприятием.

Естественно, совершенно не важно, является ли след результатом нашей деятельности, или только кажется таковым. С одной стороны, в мире, где господствует детерменированный хаос, предсказать все последствия своих действий едва ли представляется возможным, и любой процесс в мире может косвенно зависеть от любого нашего побуждения - в мире этот эффект известен под названием эффекта бабочки. С другой стороны, мир, каким мы его воспринимаем, есть наше представление о мире, и то, что приписывается нам, становится нашим, вне зависимости от нашего в этом участия, и, более того - от нашего желания.

Репрезентация личности происходит в любой момент - любое наше действие так или иначе открывает сторонним людям все новые и новые грани нас самих. Однако, в нашем восприятии все выглядит совершенно иначе - мы представляем репрезентацию как дискретную последовательность оставленных нами следов.

Попробуйте ответить для себя на вопрос "кто я"? Единственный ответ, который личность способна дать самой себе, если стремится избежать ошибки и раскрыть предмет максимально подробно, это ответ "я есть я"1. Сознание, способное задействовать рефлексию, отвечает на этот вопрос просто осознавая факт собственного существования одновременно во всей полноте и многогранности самой себя. Только я сам могу понять, кто есть я - для любого другого человека я буду лишь моделью, бездушным болванчиком, управляемым более-менее сложной программой.

Поэтому мы приходим к другому способу ответа на вопрос "кто я" для внешнего наблюдателя, который называется репрезентацией через следы. Образно его можно представить с помощью простой метафоры. Вы идете по снегу, оставляя на нем глубокие следы и встречаете на своем пути человека. Он спрашивает вас: "кто вы"? Вы отвечаете: "я тот, кто оставил эти следы". Фактически, вы описываете свой жизненный путь, свой образ мысли, свои достижения - все то, по чему в этом мире можно найти вас. В том числе и свое творчество, потому что оно лучше всего характеризует человека, позволяя заглянуть в те грани личности, которые, возможно, никогда бы не раскрылись в прочих дейсвтяих.

Однако, этот путь чреват ошибкой отождествления со следом. Тогда, в ответ на вопрос "кто вы" вы говорите: "я - это мои следы". Это выглядело бы очень смешно, если бы проявления такого подхода не настигали нас повсюду, когда мы сталкиваемся с интерпретацией и критикой творчества других людей.

Вот, есть человек. Человек написал стихотворение. Ну, написал и написал - я тоже много чего пишу, это во всяком случае не вредно. Но человек выкладывает свое произведение в открытый доступ и ждет критики. Он критику получает - и критика негативна. Немедленно, человек обрушивается на критикующего, выбрасывая всевозможные аргументы, начиная от "сперва добейся" и заканчивая "мне вас жаль".

Почему? Что вызывает такой негатив?

Это и есть проявление отождествления со следом. Вследствие ошибки репрезентации, мы начинаем считать то, что нас характеризует самими собой, то есть подменяем внутреннюю, изначально рефлексивную самоидентификацию, выраженную в тождестве "я есть я" внешней, предназначенной для людей, которые не способны постичь нас a priori. Таким образом, мы начинаем считать собственные следы частью себя, а зачастую и вовсе - самим собой. И соответственно, критика творчества воспринимается нами как критика личности. Мы отторгаем критику так же, как отторгаем оскорбления в свой адрес, поскольку их восприятие самим фактом существования угрожает личности распадом.

Вторая форма проблемы, связанная с восприятием критики в свой адрес, является следствием проявления идентификации через ролевую модель.

Рефлексивная самоидентификация, несмотря на простоту, довольно тяжело дается человеку. Простое тождество "я есть я" - наверное, оно кажется слишком примитивным, слишком слабым для такой разносторонней личности, которой многие себя мнят. "Я - генеральный директор", "я - отец двух сыновей", "я - примерный ученик", "я - неплохой поэт" - это лишь часть тех форм, которыми люди пытаются воспринимать самих себя. Изначально накладывая на себя ролевые модели, мы пытаемся им соответствовать, а главное - получать от внешней среды стимулы, подтверждающие такое соответствие. Человек, идентифицирующий себя в качестве "неплохого поэта" будет бросаться на любого критика, который посмел сказать плохое слово о его стихах просто в силу того, что подобные стимулы разрушают его внутреннюю целостность личности, так как ставят под сомнение правомочность применения соответствующей ролевой модели.

Аналогично, можно рассмотреть проблемы, связанные со знаниями и мнениями и восприятием их как собственности - сильных различий не будет. Как и здесь - все это не более, чем ошибка самоидентификации, отождествления себя с собственными знаниями. Ставишь знание под сомнения - пытаешься разрушить личность.

Просто приняв себя как данность, человек избавился бы от множества проблем в психике, связанной с неудачными ролевыми моделями и потерей самоидентификации.

Увы, пока что это остается лишь несбыточной мечтой.

1. Юнг называл состояние обретения рефлексивной самоидентификации обретением самости.

Оригинал записи на virtualmind.ru

самоидентификация, неврозы, творчество, критика, самость, рефлексия, ролевые модели

Previous post Next post
Up