Oct 29, 2012 22:55
Очень меня волнует вопрос о современном искусстве. Современным в двух пониманиях - в современном времени рожденным и с современным наполнением. То есть современное искусство - концептуальное прежде всего, именуемое постмодерном, а в народе и постпостмодерном - штука очень скользкая. Уж очень тонкая грань между искусством и наебательским гавном. Как только такое явление входит в моду - прощай качество, да здравствует количество. На примере дизайнеров интерьера, а потом фотографов имеем понимание о ужасе происходящем. Фотографов как развелось тысячи - так они и куда не делись. Просто жесткая конкуренция делает свое дело, хоть и не всегда честное и справедливое. Как в шоубизнесе - современные музыканты живут по таким же правилам. Вот примерно такое же происходит и у нас - художников - хотя нередко современное искусство перестает подразумевать автора с художественным образованием или вообще художника в частном понимании. Художник становится понятие все шире и шире. Ты можешь делать видео, снимать ломофото, собирать коллекции предметов из мусора - из всего этого достаточно сделать инсталяцию - желательно с подтекстом социальным и актуальным. Или замутить перфоманс - тут вообще нет рамок исполнения - главное найти идею и публику, желательно с репортерами. И все - можешь считать себя современным художником. Вот только у нас в Украине люди пока слабо понимают цель всего этого - искусство в их руках очень эгоистично. Они видят современное мировое искусство и как обычно пытаются подражать. Только в глубь и сущность как обычно никто смотреть не умеет. Максимум где это искусство идентифицируют - на ВЫСТАВКАХ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА. Но это же смешно. Это же не главное пространство современного искусства. Это просто как показ мод - но мода живет не на подиуме - а среди людей. Так почему современное искусство не замечается нашими людьми среди его главной среды обитания - среди пространства общественного, повседневного, того, которое для людей и их полноценной жизни несет что-то новое и прекрасное. Про прекрасное в современном искусстве отдельная тема. Но сейчас конкретно о стенах. Так запутанно и издалека я подошла к моей главной теме дискуссии - так называемом монументальном искусстве. Хотя это понятие не знакомо обывателю - в нашей стране оно в принципе не развито. Речь идет об украшательстве стен не понтовыми стройматериалами, а о таких вещах, которые создает художник, что бы добавить помещению оттенок вкуса, смысловое наполнение архитектурным формам. И главное пометочкой здесь есть слово СОВРЕМЕННОЕ искусство. Так как не отнимешь количество монументальной живописи в сакральной архитектуре и модные росписи во «дворцах» с использованием имитации пространства или фресок под старину или просто пейзажей, орнаментов, и т.д.. Конечно у католиков больше вольностей в этом смысле внутри храма, нежели у православных христиан, имеющих свои каноны и запреты на изображения во фресках, витражах и мозаиках. Этот аспект трогать бессмысленно - тут правит вековая религия и никакое современное искусство не в праве вмешиваться. Но просто важно отметить наличие очень мощных, тонких и изящных проектов в зданиях католических церквей. Современный подход дает такой свежий взгляд - при том очень сдержанный и спокойный, гораздо менее тяжелый и сложный, нежели века назад. Для того, что бы полноценно обсуждать этот вопрос конечно необходимо подкрепление его иллюстративным материалом и более глубоким анализом. А то, как это происходит в церквях православных, небольших и несерьезных - каких большинство, таких, которые строят для отмывания денег - это просто атас. Имея друзей, которые окунулись в этот «бизнес», могу поведать сакральную истину - поп, либо батюшка, либо человек, который руководит росписями(не имея художественного образования) и дает художникам «эскизы» - картинки с интернета, с разных источников: - тут нарисуете этих двух апостолов, тут этот орнамент, тока дгуго цвета, а тут утэту картинку. Далее остается доверять художникам и их знанию канонов церковной живописи, не говоря о соблюдении особого поста, молитвах и причащениях. И таким образом показать европейскому художнику современную монументалку в Украине не удается.