Помнится, о каждом очередном полете наших космонавтов торжественно сообщали в программе “Время”. Но для нас, детей конца 70-х-начала 80-х, дыхание космоcа ближе ощущалось через фильмы (“Москва-Кассиопея”, “Отроки Во Вселенной”, “Через Тернии К Звездам”), почтовые марки на космическую тематику, и конечно же через музыку.
В СССР “главными космическими" были 3 группы:
- латвийский Zodiac, и французские Space и Rockets.
Оба альбома “Зодиака” - “Диско Альянс” (1980) и “Музыка Во Вселенной” (1983) были выпущены большими тиражами и поэтому не стали предметом спекуляции на “черном пластиночном рынке” . В принципе, этот винил можно было приобрести в любом музыкальном отделе крупного города (в рамках определенных лет, разумеется).
Несмотря на популярность, “Зодиак” ни разу не засветился на телевиденье. Этому можно было бы дать объяснение, что проект исключительно студийный, и вживую не выступал. Но нет, музыканты хоть и не регулярно, но появлялись перед публикой. Например, есть упоминание об их появлении в эстрадной программе «Молодость Балтики», проходившей в рамках заключительного концерта фестиваля «Московские звёзды», посвящённого 60-летию образования СССР и XIX съезду ВЛКСМ.
Официально признанной группой из капиталистической страны, - правда, с Францией у СССР были самые теплые отношения, - были Space. Принято считать, что ее лидером и основателем априори является Дидье Маруани. Но в целом же это был компактный конгломерат профессиональных музыкантов, совместным творчеством которых музыка группы не стала артефактом ушедших лет, но прекрасно слушается и сегодня. Как говорится, ничто не режет слух.
Интересно, что к 80-му году Маруани покинул Space, разругавшись с продюсером Жаном-Филиппом Илиеско. Композиторское бремя легло на аранжировщика - Роланда Романели и на бас-гитариста - Яника Топа. Но они вышли достойно из сложившегося положения, записав шикарный альбом “Deeper Zone”. Композиции в нем были, не сказать, чтобы танцевальными, но сильными, смелыми и интересными. Признаться честно, я долгое время полагал, что это была музыка Дидье Маруани, только немного “повзрослевшего”.
Дебютный альбом “Magic Fly” советские меломаны слушали с бобинных катушек еще в конце 70-х. В СССР эта пластинка вышла в 1983-м и имела несколько отличающееся содержание от оригинальной. К тому времени Маруани собрал новую группу Paris France Transit и по договоренности с министром культуры СССР выступил с концертом в Москве. Правда, он хотел выступить именно на Красной Площади, но разрешение на это, разумеется, не получил.
Все последующие работы Маруани слушать, скажем так, малоинтересно. Сочиняя и записывая музыку исключительно своими силами, он оказался неважнецким аранжировщиком и наивным ретроградом, увязшим в характерном “пластмассовом” звучании электронной музыки начала 90-х годов. Но это все неважно благодаря тем мелодия, которые он сочинил раньше.
Третьей группой, о которой пойдет речь, это Rockets. Ни один их альбом не был издан в Советском Союзе, но тем не менее из окон многих домов доносился их главный хит - “Galactica”.
Отмечу одну особенность - Rockets в основном слушало мужское население страны. Дело в том, что изначально музыканты организовались как рок-группа, поэтому ритм в их музыке несколько превалировал над мелодикой. Пожалуй, наиболее мелодичными композициями являются инструменталки.
С приходом продюсера Клода Лемона в 75-м году имидж и звучание стали “космическими”. Как сказал в интервью ударник группы Алан Гротцингер: “Клод Лемон - наш продюсер и издатель. Он был для нас, можно сказать, отцом. Rockets появились благодаря ему”.
Не буду расписывать их грандиозные лазерные и пиротехнические шоу на концертах - к сожалению, в свое время мы это не могли видеть, а теперь уже по достоинству и не оценим. Даже первое и очень скупое упоминание о группе в советской прессе появилось в журнале “Ровесник” лишь во второй половине 80-х.
Rockets я люблю слушать, причем разные периоды их творчества. Это была моя первая любимая группа.