Так случилось, что ретроградный бумажный блокнот, в который я записывала впечатления от Ирана, остался у мамы в Димитровграде, вместе с ещё тонной ненужной, но дорогой мне бумаги. Поэтому последний отчёт по Ирану будет коротким.
Одна из главных достопримечательностей Исфахана, мост Si-o-Seh или "Мост тридцати трёх арок". Пешеходный мост, построеный на рубеже XV-XVI веков.
Исфахан был последним нашим пунктом в Иране (если не считать Тегерана, конечно, который был и первым, и последним). И одним из самых странных. С одной стороны, мы были там 8-9 января, то есть в четверг после Ашуры и в пятницу - которая выходной сама по себе, так что во многие места попасть не удалось, и в частности во дворец Chehel Sotun, да ещё и с базаром вышла промашка - в итоге не всё купили, что хотели, из сувениров.
С другой стороны, пребывание в этом городе было украшено замечательными людьми. Вторую половину первого дня мы провели с Моххамедом-Резой, старым
rioman знакомым, ещё с его прошлой поездки. А во второй день мы встречались вечером с парой, с которой познакомились на Кешме.
Площадь Имама или Нахш-е Джахан. Вид на Мечеть шейха Люфтфалы.
Притащились в Исфахан мы, как обычно, рано утром. И зачем-то пошли на железно-дорожный вокзал пешком - здавать шмотки в камеру хранения. Но вроде здали и всё в итоге оказалось нормально.
Первой достопримечательностью, которую я увидела, стал мост Si-o-Seh, который почему-то считается одной из достопримечательностей города. Но на меня он особенного впечатления не произвёл. Хотели попить чаю в открытой кафешке возле моста но, как выяснилось, в такую рань она не работает. Ну и логично - 7 утра после Ашуры это, конечно, не шутки. Поэтому мы отправились на площадь Имама, где постепенно начинала закипать жизнь.
Исфахан - это, конечно, не Пекин, но место довольно избалованное туристами, по сравнению с другими городами Ирана. Как только вы попадаете на площадь, с вами начинают знакомиться разные местные жители, которые стартуют с рассказов о площади, а заканчивают товарами своей лавки.
Рассказывают о площади они сущую ерунду, в частности, что по площади она вторая в мире - после Тянь-ань-Мэнь. Это, конечно, не правда и вызывает желание пошутить про "ты у меня второй", но я не буду. Площадь действительно очень красивая и, пожалуй, самая гармоничная из всех, что я до сих пор видела. Не зря, в общем, её признали объектом Всемирного наследия.
А ещё на этой площади при шахах играли в конное поло. Теперь этот сюжет с удовольствием изображают на костных миниатюрах, но в поло больше не играют. Наверно, посчитали его слишком буржуинской проангло-саксонской игрой.
Что касается товаров их лавок, то они, конечно, хорошие (в основном традиционные хлопковые скатерти с цветочным принтом и, конечно, ковры), но цены завышенные. Впрочем, хочешь жить - умей вертеться, я этих парней ни в коем случае не осуждаю. Мы даже у них одну скатёрочку купили, и многие из вас видели её у нас дома на столе.
В хлопковой лавке. Торговец показывает, как наносится рисунок.
К нашему удовольствию на площади все маст-си оказались открыты, так что мы посетили и Мечеть Имама и Дворец Али-Гапу.
Купола Мечети Имама.
Интерьер Мечети Имама.
Интерьер дворца Али-Гапу. Как нам позже рассказывал Моххамед-Реза, эти выемки в стенах символизируют сосуды с вином. Но мне кажется, что они скорее похожи на музыкальные инструменты. Впрочем, возможно, я всё поняла не так и
rioman меня поправит.
Площадь Имама. Вид на Мечеть Имама.
Пятничная мечеть. Надо признать, что на самом деле пятничный намаз со времён Исламской революции проводится на площади Имама возле Мечети Имама, соответственно, но исторически Пятничная мечеть - именно эта.
Во дворе Пятничной мечети
Где-то в середине дня мы встретились с Моххамедом и его невестой или суженой или уже женой Зурной, я не могу точно передать их статус, и отправились в пятничную мечеть.
Потом мы (я и Зурна, конечно) заходили в какую-то странную кухню при мечети. Там в которой женщины готовят странную сладкую кашу, которая якобы помогает выйти замуж. Гуляли по еврейскому кварталу. Пили чай в самом дорогом ресторане, в самомо дорогом отеле города Исфахана. Ну и вообще прекрасно провели время. А я ещё и помогала Зурне выбирать наряд для ужина с родителями Моххамеда, пока мальчики катались на вокзал за нашими рюкзаками. Кажется :)
Интерьер Пятничной мечети
МММ... Увидено пятничным утром на плитках Площади Имама. Что значит - не знаю.
Мост Khaju мне понравился гораздо больше Si-o-Seh
На второе утро мы совершили прогулку вдоль берегов великой исфаханской реки Zayandeh посреди которой сидели (это не описка) утки, чайки и цапли. Я промочила ноги, совершая перебежку по каменной тропинке, проходящей через реку, а Рома сфотографировал Матрёшку, которую мне лень искать в его фотографиях.
После walking тур мы поехали в Атешкаде. Только перед этим наткнулись на лавку с гранатовым соком. Я выпила, кажется, два стакана сразу и потом один на обратном пути. Так вот, Атешкаде на меня впечатления не произвёл, а вот качающиеся минареты Менар Джамбар оказались ничего. Подробнее -
у Ромы в жж.
Электричество для телефонов исфаханцам и гостям столицы бесплатно. Жаль, что зарядные устройства не прилагаются.
Исфахан - город суровый. Здесь женщины не имеют физической возможности прорваться на мужскую половину автобуса, не то, что в каком-нибудь Кермане.
Развалины зороастрийского храма, по местному Атешкаде. Мало что интересного из себя представляют, кроме вида, разве что.
Вечером мы встретились с семейной парой, которые сводили нас в офигительную кальянную, наполненную людьми с прооперированными носами, подарили нам замечательное издание Хафиза и вообще были замечательные. Но я забыла как их зовут. У меня записано в блокноте, конечно, но всё равно вот такая я негодяйка. Но зато у меня осталось их фото.
Я с нашими новыми друзьями у моста Хаджу
На самом деле из Исфахана есть ещё много неплохих фото. Хотя качество, конечно, оставляет желать. Те, кому наплевать на качество, могут посмотреть фотографии
тут.
Кстати, это был мой последний отчёт о прошлогодней поездке в Иран. Со всеми по порядку (ну, то есть, в свойственном жж обратном порядке), можно ознакомиться, если пойти
по метке Иран.