Ревель-Порклаудская позиция Морской Крепости Императора Петра Великого

Oct 17, 2014 15:40



Чем больше занимаюсь историей Российской Империи в последнее десятилетие ее существования, тем больше и больше охватывает щемящее чувство огромной утраты, которую понесла вся наша страна, утонув в кошмаре революции и большевистского режима. Мы привыкли к стереотипному мнению, что все технические чудеса и весь научный прогресс нам принесли большевики. И никто не задумывается, так ли это, или нет. И, чтобы этот стереотип поколебать еще больше, сегодня я расскажу о небольшом кусочке страны, которую мы потеряли, а именно о Ревель-Порклаудской позиции Морской крепости Императора Петра Великого.Это не мой текст, оригинал можно легко найти по ссылке.

В 1910-1911 годах в Морском Генеральном Штабе России (МГШ) группа офицеров во главе с капитаном 1-го ранга А.В.Колчаком разрабатывала законопроект судостроительной программы, которая предусматривала выделение средств на оборудование новой базы флота и военного порта в Ревеле (Таллинне). Законопроект получил одобрение комиссий Государственной Думы и был представлен для окончательного рассмотрения вместе со сметой на 1912 год. Дума постановила выделить из законопроекта "вопрос о портостроительстве, соединив его с вопросом об укреплении Ревель-Поркалаудского района с расчетом их готовности в главных чертах одновременно с сооружением флота не позднее 1916 года".

29 июня 1912 года в Ревеле состоялась закладка военного порта. Николай II назвал его портом Императора Петра Великого. На Ревельском рейде был собран весь Балтийский флот, и под гром салюта его артиллерии император Николай II заложил первый камень в основание нового мола. 7 января 1913 года строительство и управление Ревель-Поркалаудской крепостью было передано Морскому ведомству. Вскоре Государственная Дума утвердила законопроект, одна из статей которого предусматривала 92,400,000 рублей на устройство и оборудование крепости, получившей с 30 апреля 1913 года новое название: Морская крепость Императора Петра Великого. В конце лета 1913 года было утверждено Положение о постройке крепости, управление которой передавалось в ведение Временного Морского Крепостного Совета.



Морским ведомством была дана установка: "на характер и ход постройки крепости и на постепенное возрастание ее обороноспособности должно оказываться доминирующее и личное влияние коменданта крепости".
.
Непосредственное руководство возведением крепости возлагалось на Крепостной распорядительный комитет, председателем которого назначили коменданта крепости контр-адмирал А.М.Герасимова (1861-1931). Александр Михайлович Герасимов закончил Морское училище. После пяти лет морской практики он поступил в Михайловскую артиллерийскую академию и спустя пять лет заканчил ее по первому разряду. В качестве старшего артиллерийского офицера на броненосце "Победа" Герасимов участвовал в Русско-Японской войне. По предложению генерала Кондратенко, руководившего обороной Порт-Артура, Герасимов организует на суше мастерскую по изготовлению "ручных бомбочек" и минных мортир. Время, проведенное Герасимовым в обороне Порт-Артура, было зачтено в срок морской службы из расчета один год за каждый месяц службы на берегу. Звание контр-адмирала было присвоено Герасимову в 1911 году. В 1913 году с вступлением в должность коменданта крепости Императора Петра Великого ему было присвоено звание вице-адмирала. В 1914 году Герасимов был назначен генерал-губернатором Эстляндии и Лифляндии.

Непосредственным строителем крепости был назначен генерал-майор В.И.Щеглов. Его помощники тоже были людьми сухопутными, но уже имевшими дело с приморскими крепостями и участвовавшими в изыскательских работах на Ревель-Поркалаудской позиции: полковник Н.Д.Николас и полковник П.П.Маресев, подполковник Г.П.

Короткая, но яркая и трагическая история морской крепости Императора Петра Великого началась в 1913 году. Вскоре крепость обрела свою икону. Находясь в Портланде с эскадрой Балтийского флота, командующий Морскими силами Балтийского моря (1911-1914), Николай Оттович фон Эссен получил от бывшего члена 1-й Государственной Думы Аладина, проживавшего в то время в Англии, икону святого благоверного князя Александра Невского, которую англичане в 1855 году вывезли из Бомарзунда. Фон Эссен приказал передать икону в Морскую крепость Императора Петра Великого. Поскольку крепость не успела обзавестись собственной церковью, то икона хранилась в доме А.М. Герасимова. К сожалению, дальнейшая судьба иконы не известна.

Начало Первой мировой войны заставило срочно вносить изменения в планы расположения батарей крепости и очередность работ. Потребовалось организовать оборону входов на рейд Ревеля у полуострова Суроп (Surupi) и острова Вулф (Aegna). Эта задача решалась установкой на западном берегу острова Нарген (Naissaar) временной батареи из пяти 203/45 орудий, снятых с учебных судов "Петр Великий" и "Император Александр II". На мысе Какомяги (Kakumae) устанавливалась батарея из четырех 120-мм орудий, а на западном берегу острова Вулф разместили четыре 75-мм орудия на тумбовых установках.

Остро встал вопрос о снабжении крепости прожекторами. В начале 1914 года Морское министерство заказало для крепости 32 прожектора диаметром 210 см итальянской фирме, но до начала Первой Мировой войны успели получить лишь один, предназначенный для испытаний. С началом войны договор был расторгнут. Заказ на 16 прожекторов диаметром 200 см передали русскому отделению фирмы "Симменс-Шуккерт", а прожектора меньших диаметров в количестве 60 штук передали Акционерному обществу электромеханических сооружений. После гибели крейсера "Магдебург" один из его 110-см прожекторов передали на северный берег острова Нарген, а другой на полустров Суроп, установив его близ деревни Мерре впереди строившейся батареи из четырех 75-мм орудий крейсера "Россия".

Первые дни войны крепость Императора Петра Великого и весь Балтийский флот жили ожиданием решающего сражения с германским флотом. Батареи в срочном порядке комплектовались личным составом, а командовать ими приходили артиллерийские офицеры кораблей флота. В три часа ночи 20 июля 1914 года командующий флотом Балтийского моря (1914-1915) адмирал фон Эссен вышел со своей малочисленной эскадрой на центральную позицию. Сознавая тяжелые последствия боя с германским флотом, он сказал окружавшим его членам штаба: "Немногим из нас суждено будет вновь увидеть нашу базу". Однако немцы и не собирались атаковать Петроград. Оперативный приказ начальника германского МГШ для Балтийского театра от 17 июля 1914 года гласил: "Главная задача: насколько возможно мешать наступательным операциям русского флота".

Ещё 11 февраля 1913 года Николай II одобрил проект обороны сухопутного фронта, составленный полковником Щегловым. По проекту расположение главных позиций обусловливалось удалением сухопутного фронта на расстояние, обеспечивающее порт от обстрелов с суши. В целом сухопутному фронту Морской крепости Императора Петра Великого ставилась задача:

"Защищать от взятия открытой силой и нечаянным нападением приморский фронт крепости от полуостова Суроп до полуострова Вимс включительно, при этом сооружения военного порта у острова Карлос должны быть обеспечены от бомбардирования, а город Ревель - от действительного огня противника с сухопутной стороны".

Сухопутный фронт крепости проходил в среднем на расстоянии 19-20 км от Ревеля и имел протяжение по обводу около 48 км (схема). Фронт проходил по местности, изобилующей населенными пунктами: небольшими деревнями, хуторами, мызами. Равнинный характер местности обеспечивал огневую связь опорных точек и их взаимную поддержку, но затруднял действие артиллерии из-за недостатка естественных укрытий позиции. Болота не рассматривались как серьезные препятствия для атакующего неприятеля, так как чаще всего это был лишь тонкий слой торфа, лежащий на известняковой плите.

Первоначальный проект сухопутного фронта предполагал организацию и строительство девяти укрепленных групп, двух отдельных фортов и девяти промежуточных опорных пунктов. Причем к началу Первой мировой войны на большей части позиций строительство укреплений только разворачивалось. Во время войны, продолжая постройку начатых долговременных групп, наряду с ними стали устраивать полевые позиции. В деле строительства оборонительных сооружений сухопутное командование проявило непоследовательность. Так, в 1915 году приоритет был отдан строительству долговременных сооружений, возводились массивные бетонные убежища и тоннельные ходы (потерны). Но уже в начале 1916 года поступил приказ бросить работы долговременного характера и начать укрепление полевых позиций. Осенью 1916 года строительство полевых позиций временно было оставлено, а строители вновь взялись за долговременные укрепления.

К этому времени сухопутный фронт, широкой полосой окаймлявший крепость с юго-запада, юга и юго-востока, представлял собой укрепленную линию, скорее, позиционного, чем долговременного характера. Отдельные группы являлись как бы центрами или узлами сопротивления. Здесь постройки были частично долговременные (бетонные убежища, потерны), но в большей степени полевые (окопы, проволочные заграждения, открытые ходы сообщения). Группы соединялись с центром крепости проведенными ветками железных дорог, а все пространство позади групп было покрыто довольно густой сетью шоссейных дорог. Центральный склад всей крепости построили у станции Немме (Nemme).

К моменту занятия Ревеля немцами 25 февраля 1918 года большая часть сооружений Морской крепости Императора Петра Великого была взорвана. Существует устное предание о том, что плененному немцами генерал-лейтенанту инженерных войск Герою Советского Союза Дмитрию Михайловичу Карбышеву неоднократно предлагалось заняться восстановлением отдельных укреплений Морской крепости Императора Петра Великого.

А теперь немного об остатках былой мощи. Среди укреплений Морской крепости Императора Петра Великого особенно выделяются башенные 12-дм батареи, бывшие основой ее огневой мощи. Скрытые в складках местности, отлично замаскированные, оснащенные современнейшим на тот момент оборудованием, эти батареи представляли серьезную угрозу для военных кораблей противника. Про историю создания башенных установок можно почитать здесь. А я размещу немного фото. Вот это батарея №10б Морской крепости Императора Петра Великого на острове Нарген в 1917 г.:




Вот несколько фото батареи на острове Нарген после ухода русских войск в феврале 1918 г.:











На острове Аэгна располагалась вторая 12 дм башенная батарея под номером 15. О ней и укреплениях Аэгны можно почитать и посмотреть здесь. Вот план батареи №15 на острове Аэгна:



Фото двухбашенной 12-дм батареи на острове Аэгна 1930-х гг, во время эстонского пользования укреплением:














А вот все, что от нее осталось сейчас, легко можно посмотреть на Wikimapia. Там же можно посмотреть на остатки сооружений батареи №2 (4х10 дм орудия) и батареи №4 (судя по всему, 6 дм орудия). На Аэгне еще сохранилась батарея №14. А вот и остров Нарген, батарея №10а. Вот это - батарея №10б (?), а это - батарея №9 (4 х 8 дм орудия) и ее временная позиция. Вот батарея №7 на четыре 10 дм орудия, а вот батарея №6 на пять 8 дм орудий. При желании, можно изучить карту подробнее и найти еще больше объектов крепости, так и не сумевшей вступить в единоборство с противником. Эти все батареи не были побеждены в открытом бою, а были сданы благодаря развалу и разложению в тылу, приведшему к развалу армии, флота и фронта, который они удерживали.

Но давайте попробуем представить, как бы выглядели эти укрепления в руках заботливых хозяев, чтущих свою историю? Для этого заглянем на остров Куйвасаари в архипелаге Хельсинки. И что мы видим? Ого, 10 дм орудие на станке Дурляхера Обуховского завода:




А вот и 12 дм башенная установка, аналогичная укреплениям фортов Николаевский (Ино), Алексеевский (Красная Горка) и батареям Наргена и Аэгны:




Заботливые финны собрали ее из частей взорванных башен форта Ино, установили на место одного из 10 дм орудий, и башня до сих пор в боеспособном состоянии. А вот и 6 дм орудие системы Канэ, также исправное:




Заметим, в России нет ни единой сохранившейся башенной 12 дм установки, и одна более или менее целая установка 6 дм орудия Канэ на форте Красная горка. Форт Ино после всех взрывов и подрывов 1918 и 1921 гг. находится в плачевном состоянии, гораздо худшем, чем укрепления Наргена и Аэгны, а Красная Горка, более целая, до сих пор частично закрытая территория. На территорию башенной 12 дм батареи доступа нет, а все разговоры про создание музея на территории форта так и остались разговорами. Про состояние батареи на мысе Серая Лошадь лучше вообще промолчать - оно ужасающее.

Быть может, стоит отвезти ответсвенных за наше историческое наследие чиновников на место форта Ино или на Красную горку, а потом для сравнения на Куйвасаари, чтобы они умылись там стыдом за вверенные им памятники нашей военной истории. Почему финны, для которых эти батареи и орудия - часть чуждой им военной истории, заботятся о доставшемся им добре как о своем собственном, а некогда могучие укрепления Кронштадта лежат в руинах. расхищаются мародерами, а из территория регулярно продается под коттеджи? Быть может, если мы начнем уважать свое наследие, в нашей стране что-то улучшится?

оружие, история, Великая война, срамота, wwi, армия, Россия

Previous post Next post
Up