О революции

Oct 03, 2014 18:17



Так уж сложилось, что мне снова пришлось работать с документами эпохи русских революций, и на этот раз - Первой русской революции, революции 1905 г. И, погружаясь в исторический материал, волей-неволей натыкаешься на множественные параллели, связывающие наше время с тем странным и страшным временем столетней давности.

Не буду говорить о причинах Первой русской революции. Они широко известны, и, самым важным, на мой взгляд, стало непонимание властями необходимости поступательного движения вперед, развития общества через реформы, и именно эта непробиваемость, спокойный сон недалеких людей и вызвал социальный взрыв. Но, по мере развития революции, многие действия властей, начавшиеся с дуболомной стрельбы в "Кровавое воскресенье", становились все гибче и гибче, а уважаемые, но бесполезные в кризисный момент лица сменились талантливыми, способными чиновниками и военными, людьми, остро чувствовавшими специфику момента и умевшими преодолеть стоявшие перед ними казалось бы неразрешимые трудности и справиться с нависающей катастрофой. Эти люди стали средством, позволившим государству устоять. Но есть в Первой русской революции особенности, повергающие в шок и вызывающие недоумение.

Первое, что бросается в глаза - это совершенная несговорчивость образованного сосоловия, интеллигенции, с властью. Любые действия властей вызывали ее неодобрение и бурную критику. Абсолютно.Что ни делай император или правительство, все было плохо, а состоявшая на 90% из интеллигентов Государственная Дума сразу же заняла не просто оппозиционную, а радикально-оппозиционную позицию, не работая с правительством, а поливая его грязью с трибуны и требуя от него абсолютно непримелемые с точки зрения здравого смысла шаги. Получается, что власть постоянно искала компромиссы и, пускай не всегда сразу, но шла на них, но русская интеллигенция ВСЕГДА отвергала компромиссные решения. Эта упертость, бездумная, принципиальная непримиримость приводит в изумление. Конечно, любой истовый интеллигент ответит мне - значит власть так допекла бедных его собратьев вековой давности, что те не могли с ней никак смириться, но, знакомясь с материалами эпохи, я понимаю, что это не довод, точнее, это изобретенный на пустом месте, выпестованный поколениями образованцев довод, оправдывающий в собственных глазах собственную упертость и тупость. Эта несговорчивость, эта упертость, нежелание сотрудничать с властью привели в итоге к принятию интеллигенцией идеи о революции как единственном способе переустройства страны. Конечно, чем пробиваться во власть и осуществлять свои проекты сверху, эволюционным путем, лучше собраться на даче в Озерках и обсудить, как в стране все плохо и потому надо свергать царя. Первое - непросто, прямо скажем, сложно, но возможно, но второе проще. И, главное, очень романтично. Это очень сходно с нынешним временем, когда люди, относящие себя к образованному сословию, включают совершенно блатное правило "с начальством дружить западло" и, вместо попыток сотрудничать с властью и повлиять на власть, предварительно попытавшись осознать причины ее действий выходят на улицы, обмотавшись жовто-блакитным флагом и с готовностью принимают на веру любые, даже самые нелепые и бредовые фальшивки, даже не удосужившись их проверить.

Второе, что поражает - это потрясающая убежденность интеллигенции в собственной правоте. Если интеллигенция приняла какой-то постулат на веру и выпестовала его до состояния иконы, то она никогда не признает своей неправоты. Царь плохой, его надо свергнуть. Но, вместо трезвого анализа поступков того же царя, причин, заставивших его предпринимать те или иные шаги, включается крайне примитивная логика уровня детского сада - он так сделал, потому что он плохой. Ну ладно, не сам царь плохой, так самодержаиве плохое, долой самодержавие. А раз царь плохой, значит, все его люди плохие, и все, что они делают, плохо. А поскольку с властью сотрудничать невозможно (что называется, см. пункт первый), то давайте свергать царя. И при этом ни малейшего намека на попытки анализа ситуации - а вдруг все не так, как мы думаем? Но нет же, интеллигент не может быть неправ. Никаких параллелей с современностью не напрашивается?

Третье, не менее удивительное - это принятие за непреложную истину, что интеллигенция всегда стоит за правду. То есть за всех обиженных и угнетенных. Но, черт возьми, совершенно непонятно, сами эти обиженные и угнетенные сами себя таковыми считают ли? Хотя тут включается логика, что интеллигент не может быть не прав, а вот рабочий или крестьянин, априори в силу своей темноты, просто сам не подозревает, что его угнетают. И не важно, нужно тому же крестьянину или нет, чтобы за него кто-то боролся, спасая от цепей рабства или чего там еще, но интеллигент тут же ввяжется в борьбу с угнетением. Тут цепочка выстраивается и смыкается. Царь плохой по умолчанию, его правительство плохое по умолчанию, крестьянин страдает, а смычка элементарна - он страдает, потому что царь плохой, а потому его надо свергнуть, и только так, а не иначе, потому что интеллигент всегда прав, а неправым быть не может, потому что всегда стоит за правду. Самое потрясающее, что сомнение в истинности утверждения, заложенного хотя бы в одном из звеньев этой примитивной до ужаса цепи, моментально разрушает всю логичность построения. И тут напрашиваются некоторые, более чем очевидные, на мой взгляд, параллели.

Четвертое вытекает из третьего. "Цель оправдывает средства", говорит русская интеллигенция. Она благославляет любые мерзости - террор против императорских чиновников, грабежи магазинов, расправы над не поддерживающими революцию рабочими или крестьянами (они-де темные дураки, не хотят свободы), насильственный труд горожан, строящих баррикады, прямую ложь и клевету в прессе, гибель ни в чем не повинных случайных прохожих во время расправ над городовыми или губернаторами. Ради революции, светлого будущего, уничтожения угнетения можно простить все. Все, что угодно. И русская интеллигенция прощает. А если это "все что угодно" дурно пахнет, прикрывается примитивной ложью. Зато властям не прощает ничего: полицейский выстрелил в ногу революционеру при задержании - ах, какой подлец! Войска пытаются усмирить беснующихся демонстрантов и открывают стрельбу - ах, какие кровопийцы! ЛЮБОЙ, без всяких исключений, шаг властей по наведению элементарного общественного порядка осуждается. Ибо власти плохие и ничего хорошего сделать не могут. См. пункты предыдущие. А значит, кровопийц надо свергать. Ради великой светлой цели. Ради торжества свободы и демократии. А ради этого можно все.

И, насладившись описанием революционных мерзостей, совершавшихся во имя великих идеалов, благословленных не могущими молчать Толстыми, беснующимися в экстазе любви к правде Бальмонтами и всем сонмом идолов русской интеллигенции того времени, я всей своей душой с теми, кто стоял с другой стороны, опозоренными, оклеветанными и оплеванными интеллигентской и советской пропагандой. Я начинаю понимать командира Лейб-Гвардии Семеновского полка генерала Мина, приказавшего расстреливать без суда и следствия захваченных членов боевых дружин, я понимаю воодушевление, с которым семеновцы штурмовали фабрику Шмидта на Пресне, а уланы рубили дружинников на Чистых Прудах. Я не только начинаю понимать, я начинаю принимать эти крутые, жестокие, но совершенно оправданные средства. Потому что "та" сторона их спровоцировала. Именно она, а не власть, внесла раскол в русские умы и души, именно она устроила кровавую вакханалию во имя утопий. И потом она в тяжелейшее военное время вонзит нож в спину страны, за чей счет она выросла, окрепла и ее возненавидела. Она все равно устроит революцию ради светлых идеалов и она же утопит страну в крови русского народа, за который она так ратует. Не жиды, не большевики или эсеры, именно русская интеллигенция создаст Февраль и Октябрь, именно она повинна в тех реках крови, в которые окунулась и она сама в ХХ столетии.

Верующий в собственную непогрешимость необучаем. Русскую интеллигенцию ничто не научило. Ей оказались нипочем и Февраль, ни Октябрь. Она забыла Красный террор, как забыла ГУЛАГ. Она снова жаждет крови. Русская интеллигенция снова входит в свой замкнутый круг. Снова она в борьбе с кровавым режимом. Безусловно кровавым, потому что он иным не может быть. Логическая цепочка столетней давности полностью повторяется. Только идолы сменились. Хотя нет, не сменились. Посмейте среди интеллигентов критиковать Льва Толстого. Идолы умножились. Но это не суть. Ради светлого будущего, свободы и демократии интеллигенция готова на все. Она готова на потоки крови и хаос, лишь бы похоронить режим, априори объявленный кровавым. Она не хочет видеть очевидные вещи, потому что они вне логической цепочки, а все, что вне ее - для интеллигенции ложно по умолчанию. Она точно также тонет во лжи, ибо в ней - самооправдание. Она не хочет знать, что за такой жаждемой революцией ОБЯЗАТЕЛЬНО настанет хаос. ОБЯЗАТЕЛЬНО польются потоки крови. ОБЯЗАТЕЛЬНО последует развал государства. И она снова готова принести пускай медленную, несовершенную, но эволюцию в жертву некоей мифической демократии, даже несмотря на то, что в одной соседней стране революция уже привела к диктатуре, хаосу и террору. Ей все равно, ибо ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА, ведь "тупое х***о" (а зачем себя сдерживать, если ты непогрешим? Называй того, кто тебе не нравится, как хочешь, можно и опуститься до уровня гопоты, ради великих целей же) надо остановить. И русская интеллигенция продолжает свое самоубийственное шествие. Только на этот раз под новым флагом.

P.S. Режим Николая II был несовершенен и в результате не смог полностью переформатироваться, слишком медленно отвечая на запросы времени. Но, по моему глубокому убеждению, если бы не деструктивная позиция интеллигенции, сделавшей все не для эволюции, а для революции, он бы в конечном итоге имел в несколько раз больше шансов перерасти свои болезни и существовать дальше.

P.P.S. Режим Путина также несовершенен. Ему также надо переформатироваться, в противном случае его ждет судьба режима Николая II, только в гораздо более отдаленной перспективе. Как и у Николая II, у Путина в данный момент нет никакой альтернативы в качестве правителя. Но революционные стремления, нежелание участвовать в эволюции, такие традиционные для русской интеллигенции, снова играют свою деструктивную роль. Непонимание простого факта, что революция пожирает и своих создателей, и своих детей, чудовищно в своей трагичности. Но, к сожалению, история еще никого никогда не научила...

революция, история, россия, интеллигенция, параллели

Previous post Next post
Up