Вернувшись в Англию, большинство офицеров и солдат полка обнаружили пустые раскладушки в своих палатках. Большинство их владельцев были ранены или получили травмы при приземлении, и большинство должно было вернуться. Другие, несколько раз и тяжело раненые или серьезно травмированные, на всю оставшуюся жизнь получили увечья, шрамы, хромоту или оказались прикованы к инвалидным коляскам в качестве постоянного напоминания об их жертвах и службе в 505-м парашютно-пехотном полку. Многие остались в земле Нормандии, так и не вернувшись к своим любимым и своим товарищам.
Рядовой первого класса Джордж Райнер, лучший друг рядового Чарли Миллера из роты D, был убит на высоте 131. Он отказался покупать стандартную армейскую страховку, чтобы его теща, с которой он вел перманентную войну, не получила деньги в случае его смерти. Он любил говорить, что если его убьют, она ни хрена не получит. В результате он добился своего.
По возвращении в Англию полк получил пополнения, чтобы заполнить вакантные должности всех званий. В их числе был рядовой Абрахам Альбер Маллис, попавший в роту В. Когда он встретил ветеранов своей роты, они показались ему похожи на компанию придирчивых покупателей. Рядовые Деннис Форс, Джон Сиам, Кальвин Джилберт, Вильям Мартин, Френк Фредерико и Джон Лебедник были среди тех, кто попал в роту I. Ветераны устроили им незапланированное построение посреди ночи и зачитали лекцию о боевом пути полка. Слушая многочисленные подробности, рядовой Форс трепетал. Он не был уверен, что попал туда, куда надо новичку.
Лейтенант Джеймс Мейерс прибыл вместе с группой офицеров в качестве пополнения в Кворн 18 июля и был назначен в роту D. Он вошел в пирамидальную палатку, служившую роте D канцелярией, где старший офицер роты, лейтенант Уэверли Рэй, поздравил новичка с прибытием в подразделение. Он представил его первому сержанту, Джону Рэбигу, ротному сержанту, и проинформировал, что командир роты скоро прибудет. Чтобы не терять времени, Рэй собрал других офицеров роты. На их фоне он со своими шестью футами роста казался коротышкой. Первым в палатку заглянул 2-й лейтенант Томас МакЛин, здоровенный ирландец и бывший нью-йоркский коп, ветеран трех боевых прыжков, командир 1-го взвода. Потом пришли 1-й лейтенант Оливер Карр, командир 2-го взвода, также ветеран трех операций из Палм-Бич, Флорида и 2-й лейтенант Чарльз Квалис с двумя боевыми прыжками, командир 3-го взвода, человек огромных размеров. Одним из заместителей был 2-й лейтенант Рассел Паркер, бывший ротный сержант, получивший полевое производство в офицерский чин. В такой компании Мейерсу предстояло завоевать авторитет как среди солдат, так и среди других офицеров. Тем более, что ему предстояло заменить лейтенанта Тернера Тернбалла, что делало его задачу вдвойне сложной.
После официального представления МакЛин спросил у Мейерса, как его называть. Тот ответил, что обычно его называют Джим. МакЛин посмотрел на него внимательно и ответил: «В нашем полку многовато Джимов. Теперь тебя зовут Джой». Мейерс подумал, что тот шутит, однако с этого дня остальные парашютисты знали его исключительно как Джоя. По решению командира роты капитана Тейлора Смита Мейерс занял должность помощника командира взвода во взводе МакЛина, который сразу же начал передавать новичку свой боевой опыт.
Первым делом лейтенант Мейерс изучил неофициальное штатное расписание, которое было принято в полку после Нормандии. В каждый взвод добавили по дополнительному отделению. Штабной взвод теперь состоял из командира роты, старшего офицера, первого сержанта, оперативного сержанта, ротного писаря, сержанта-снабженца, писаря-снабженца и оружейника. В каждом из трех стрелковых взводов теперь было по три стрелковых отделения по 12 человек в каждом, минометное отделение, расчет гранатомета и штабное отделение из командира взвода, его помощника, взводного сержанта и радиста. Каждое стрелковое отделение теперь получило по легкому пулемету М1919А6 и одной автоматической винтовке Браунинга. Один из стрелков был помощником пулеметчика, а остальные стрелки получили дополнительную обязанность в виде переноски дополнительных боеприпасов к пулемету. Теперь парашютный взвод имел вдвое большую огневую мощь, нежели линейный пехотный, лишь бы хватало боеприпасов.
Мейерс в свой 21 год был одним из самых молодых офицеров в полку, хотя разброс по возрасту был невелик. Он был лишь ненамного старше большинства солдат в своем взводе и ровесником большинства сержантов. Капитаны в среднем были около 25 лет, командиры батальонов - около 30, а подполковнику Билл Экману было 32. Генералу Гевину было 35, и самым старым человеком во всей 82-й воздушно-десантной дивизии был генерал Риджуэй - ему был 51 год. Познакомившись со своим взводом, Мейерс понял, что первое, на что обратили внимание парашютисты, был не возраст, а боевой опыт. Их ироничный вид дал понять лейтенанту, что он был для них сущим ребенком. Офицеры роты D держались с ним иначе, они сразу предельно ясно объяснили Мейерсу, что друзей необходимо заводить внутри роты.
Стандартный рацион парашютистов в Англии составило сочетание брюссельской капусты и ветчины Spam. Солдаты ничего не имели против ветчины, однако так невзлюбили капусту, что не упускали шанса наступить на ее ростки на полях во время учений. Англия военного времени была очень населенной страной, и свободное пространство было большой ценностью. Тактические тренировки было возможно проводить только на пастбищах или необрабатываемых полях, что оказалось для парашютистов неожиданной проблемой. Британские фермеры имели обыкновение использовать человеческие фекалии в качестве удобрений, и, хотя, обычно они были высохшими, ползанье через подобные «препятствия» не было популярным времяпрепровождением.
Капрал Эдвард Ольжевски по прозвищу Оззи поделился некоторыми специфическими знаниями с лейтенантом Мейерсом. Во время тренировки по дневной разведке и патрулированию, Оззи сидел вместе с лейтенантом на высоком холме, с которого просматривалась местность, на которой проходили учения. Он спросил его, где находятся патрули, которые находились где-то среди заборов и живых изгородей под холмом. Мейерс не смог заметить ни один патруль. Однако, Оззи знал местонахождение каждого патруля и направление их движения. Он показал Мейерсу несколько полезных приемов, например, когда патруль шел вдоль живой изгороди, сидящие в ней птицы начинали вылетать. Коровы и лошади, пасущиеся на полях, всегда поворачиваются и смотрят на находящихся неподалеку людей. В боевой обстановке подобные наблюдения жизненно необходимы.
В начале августа генерал Эйзенхауэр назначил генерал-майора Риджуэя командующим только что сформированного XVIII воздушно-десантного корпуса, включавшего 82-ю, 101-ю и 17-ю воздушно-десантные дивизии. Риджуэй рекомендовал бригадного генерала Гевина к повышению до звания генерал-майора и назначению на должность командующего 82-й воздушно-десантной дивизией. В своей рекомендации он написал:
«Бригадный генерал Гевин обладает высшей степенью самообладания вне зависимости от давления на поле боя и вне его, верностью, инициативностью, усердием, здравым смыслом и чувством момента. Его внешность и умение держать себя в соответствии вышеперечисленным высоким качествам дополняются обаянием и хорошими манерами. Он зарекомендовал себя как блестящий боевой офицер, и, по моему мнению, должен стать превосходным командиром воздушно-десантной дивизии. Я считаю, что нет более подходящего офицера для подобного назначения, и мой опыт подсказывает, что необходимо рекомендовать его к повышению».
Генерал Эйзенхауэр утвердил повышение генерала Гевина и назначение его командиром 82-й воздушно-десантной дивизии без всяких возражений и замечаний. В 37 лет Гевин стал самым молодым генерал-майором в армии США после Джорджа Армстронга Кастера. 16 августа он официально вступил в командование дивизией. Он собрал новый штаб, поскольку большинство прежних штабных офицеров генерал Риджуэй забрал с собой в штаб XVIII корпуса. Полковник Роберт Вейнеке, бывший у Риджуэя оперативным офицером, стал начальником штаба дивизии. Все ключевые должности в штабе Гевина заняли ветераны 505-го полка. Майор Ал Ирлэнд был назначен офицером по работе с личным составом, подполковник Вальтер Винтон - начальником разведки, подполковник Джон Нортон - оперативным офицером и майор Альберт Марин стал начальником службы тыла.
В 505-м полку также произошло значительное число изменений на командных и штабных должностях в рамках реорганизации и подготовки к новым операциям. Подполковник Билл Экман был повышен до полковника. Он заполнил вакантные места в своем штабе, повысив хорошо проявивших себя на поле боя офицеров. Капитан Чальз Абрамс стал офицером разведки, капитан Вильям Харрис - оперативным офицером, а капитан Якоб Вагнер начальником тыла. Подполковник Краузе заменил Вальтера Винтона на должности старшего офицера, а капитан Боб Пайпер остался офицером по работе с личным составом. Майор Джеймс Кайзер заменил Краузе на должности командира 3-го батальона, майор Вуди Лонг заменил майора Билла Хэгэна в качестве командира 1-го батальона, так как тот сломал ногу в автомобильной аварии и попал в госпиталь.
В 1-м батальоне лейтенант Джон Долан был повышен до капитана и остался командиром роты А. Лейтенант Джим Ирвин после побега из немецкого плена снова стал командиром роты В. Капитан Энтони Стефанич вернулся из госпиталя и снова принял под команду роту С. Во 2-м батальоне капитан Тейлор Смит остался командиром роты D, а лейтенант Джеймс Смит, во время операции Overlord бывший командиром команды патфайндеров 2/505, стал старшим офицером роты Е, а ее командиром стал капитан Роберт Розен. В 3-м батальоне лейтенант Джек Исаакс был повышен до звания капитана и остался командиром роты G. Капитан Джим Манесс остался командиром роты Н, а капитан Арчибальд МакФитерс принял командование над ротой I. На уровне батальонных и ротных штабов также прошли многочисленные повышения и изменения, как среди офицеров, так и среди солдат и сержантов.
В середине августа союзные армии на континенте наконец смогли преодолеть патовую ситуацию в Нормандии, окружив и разгромив большую часть немецких сил к западу от реки Сена и теперь быстро наступали к границе Третьего Рейха. Главной проблемой этого «забега» стало ограниченное число топлива - логистические службы оказались не готовы к таким темпам наступления. Генерал Брэдли привлек самолеты Транспортно-десантного командования к перевозке бензина, чтобы поддержать темпы развивающегося наступления.
В четверг 29 августа Гевин провел совещание с генералом Фредериком Браунингом, командиром британского 1-го воздушно-десантного корпуса, и его штабом. Они обсудили воздушно-десантную операцию, запланированную на 3 сентября. Ее целями были мосты на реке Шельда в районе города Турнэ в Бельгии. 82-ю дивизию выдвинули на аэродромы и продержали там несколько дней в готовности, когда операцию отменили, поскольку начались сильные дожди и союзные танки заняли зону предполагаемой операции.
Генерал Браунинг не унимался и разработал план воздушного десанта в районе Льежа, чтобы перерезать пути отступления немецких войск. 10 сентября Гевин провел очередную встречу в штаб-квартире Браунинга. В основном говорил Браунинг, представивший новый план, ключевой его частью была выброска 82-й дивизии для захвата мостов в Граве и Неймегена и высот между Неймегеном и Грусбеком. План прошел через необходимые согласования и Браунинг отвечал за его осуществление и общее руководство, для чего получил все полномочия в Штаб-квартире верховного главнокомандующего союзными войсками в Европе, то есть Эйзенхауэра. План был частью операции Market-Garden, разработанной фельдмаршалом Бернардом Монтгомери. Генерал Льюис Бреретон, командующий 1-й союзной воздушно-десантной армией, настаивал на дате начала операции 14 сентября, однако транспортно-десантные самолеты были все еще нужны Брэдли, и потому старт отложили до воскресенья 17 сентября, меньше чем через семь дней.
Операция включала в себя выброску трех воздушно-десантных дивизий за линией фронта в Южной Голландии. Они должны были захватить и удерживать мосты через реки и каналы, обеспечив тем самым продвижение XXX армейского корпуса британской 2-й армии на север от голландско-бельгийской границы до мостов на Рейне, после чего британцы должны были повернуть на восток и вторгнуться в индустриальный центр Германии - долину Рура.
101-я воздушно-десантная дивизия должна была высадиться к югу от 82-й, севернее города Эйндховен, захватить два моста через каналы в Соне и Бесте и небольшой мост через реку у Вегеля. Затем, она должна была пройти через Эйндховен и соединиться с головными частями XXX корпуса. Британская 1-я воздушно-десантная дивизия вместе с приданной польской 1-й отдельной парашютной бригадой должна была высадиться к северу от 82-й дивизии, чтобы захватить и удержать единственный мост через Рейн в Арнеме, в 102 километрах от линии фронта. Это был дерзкий и рискованный план, успех которого зависел от быстрого и точного выполнения всех его компонентов.
Задача 82-й воздушно-десантной дивизии была невероятно сложной и требующей быстрого и агрессивного выполнения. Дивизия должна была прыгать в 85 километрах за линией фронта и захватить четыре главных моста через реки и пять мостов через каналы, включая длиннейший в Европе однопролетный мост - автострадный мост в Неймегене - и длиннейший в Европе мост - в Граве. Чтобы обеспечить продвижение британской 2-й армии, дивизия также должна была захватить высоты к юго-востоку от Неймегена, по совместительству являвшиеся самой высокой точкой Нидерландов, а также посадочные площадки к юго-востоку и северо-востоку Грусбека для посадки планеров. Ширина фронта дивизии была огромна, а цели амбициозны. Только элитная дивизия с большим боевым опытом могла надеяться выполнить эту задачу.
Работу штаба Гевина по превращению плана операции в предпрыжковую подготовку в шесть дней можно назвать впечатляющей. Полковник Вейнеке, начальник штаба, узнал об операции вечером 10 сентября. Он весь день был в расположении 505-го полка и вернулся в штаб к вечеру, где встретил генерала Гевина и оперативного офицера подполковника Нортона, только что вернувшихся с совещания в штаб-квартире союзных воздушно-десантных сил. К полуночи был уже готов приказ на операцию для подразделений дивизии. Краткое расписание операции для 82-й дивизии, датированное 11 сентября, указывало значительное число вражеских войск в окрестностях Неймегена. Было установлено, что большинство учебных подразделений SS, ранее дислоцированных возле Амстердама, теперь расположились в прекрасных казармах Неймегена. Предполагалось, что в городе было не менее 4 тысяч эсесовцев, вдобавок, наличие немецких войск было отмечено в колледже Святого Канизия и в Мариенбомской школе для девочек. Ни у кого не было сомнений, что операционная зона дивизии будет густо населена немцами, которые сделают все, чтобы помешать парашютистам решить свои задачи.
Подполковник Джек Нортон, оперативный офицер дивизии, должен был сделать невозможное - свести все составляющие в единый оперативный план в очень короткие временные рамки. Это должна была быть крупнейшая и сложнейшая воздушно-десантная операция из всех, когда-либо осуществлявшихся. 82-я должна была захватить четыре моста через реки Маас и Ваал и пять мостов через канал Маас-Ваал, чтобы создать коридор для британских сухопутных сил, а также взять высоты, доминирующие над каналом. Дивизия должна была подготовиться к обороне от атак бронетехники из леса Рейхсвальд с востока и юго-востока, а также со стороны Арнема с севера. Также дивизия должна была вступить в бой и разгромить немецкие силы внутри собственного периметра, включая силы СС в Неймегене и ближайших окрестностях.
Окончательный оперативный план должен был быть неуязвим для любой критики, так как не было возможности вносить в него изменения на основе опыта, полученного на репетициях во время нормальной фазы подготовки. Беспрерывно работая день и ночь, подполковник Нортон и его подчиненные закончили планирование операции и выпуск приказов 13 сентября, потратив на все про все три дня - действительно замечательное достижение. Все три парашютных полка дивизии должны были быть выброшены южнее и юго-восточнее Неймегена 17 сентября. Опытный 504-й парашютно-пехотный полк, снова бывший в составе дивизии, отдохнув и доукомплектовавшись после Анцио, должен был приземлиться к югу от Неймегена и захватить мост через Маас в Граве и мосты через канал Маас-Ваал. 505-й полк должен был прыгать южнее Грусбека, захватить город и высоты к западу и оборудовать оборонительные позиции к югу и востоку от Грусбека, чтобы обезопасить плацдарм от атак из Рейхсвальда и дороги Неймеген-Геннеп. 508-й полк должен был приземлиться юго-восточнее Неймегена, захватить высоты, разместить блокпосты южнее и восточнее города и, поле выполнения этих задач, двигаться к мостам через реку Ваал в Неймегене и захватить их. 376-й парашютный батальон полевой артиллерии должен был десантироваться с парашютами и поддерживать дивизию. Рота С 307-го воздушно-десантного инженерного батальона должна была поддерживать 504-й полк, роты В и D были назначены обеспечивать безопасность командного пункта дивизии. Батарея А 80-го воздушно-десантного противовоздушного (противотанкового) батальона должна была приземляться на планерах с восемью 57-мм противотанковыми пушками, обеспечивая первоначальную противотанковую оборону. Оставшаяся артиллерия (два планерных и один парашютный батальоны полевой артиллерии), батареи 80-го батальона и рота А 307-го батальона должны были прибыть на планерах в день D+1. 325-й планерно-пехотный полк должен был приземлиться в D+2 и собраться в зоне сбора резервов дивизии. Оставшиеся подразделения должны были быть доставлены на континент морем, после чего своим ходом присоединиться к дивизии.
Схема операции Market-Garden. По клику откроется полное изображение
Согласно плану, 7 250 парашютистов дивизии должны быть доставлены в Голландию по воздуху 50-м и 52-м крыльями IX транспортно-десантного командования в первом подъеме 17 сентября. Воздушная армада состояла из 480 самолетов Douglas C47 Skytrain, перевозящих парашютистов в 11 потоках, за которыми шел поток из 50 самолетов, тянущих планеры. Каждая волна самолетов в строе клина из трех клиньев по три самолета шла за следующей в пятисекундном интервале.
Гевин, обеспокоенный возможным наличием немецкой бронетехники, скрытой в Рейхсвальде, решил не использовать патфайндеров для разметки зон высадки для 505-го и 508-го полков перед прыжком. Первыми парашютистами в Голландии должны были стать патфайндеры 504-го полка, которые должны были приземлиться в 12:30 для разметки зоны высадки «О». Через полчаса должны были приземлиться 505-й полк и дивизионный штаб, прыгая над зоной высадки «N» южнее Грусбека. 2/505 прыгал в 13:00, 3/505 в 13:04 и 1/505 в 13:08. Полковой штаб прыгал в составе потоков 2-го и 3-го батальонов, в то время как штаб дивизии прыгал с 1-м.
504-й полк должен был следовать за 505-м и прыгал над зоной высадки «О» с 13:10 по 13:18. 307-й воздушно-десантный инженерный батальон, исключая роту А, должен был прыгать над зоной «N» в 13:24. 508-й полк следовал за инженерами и должен был прыгать над зоной высадки «Т» северо-восточнее Грусбека между 13:28 и 13:35. Последними в потоке прыгали артиллеристы 376-го парашютного батальона полевой артиллерии, давая инженерам всего лишь 16 минут, чтобы расчистить зону высадки, прежде чем начнут приземляться тяжелые контейнеры со снаряжением и компонентами 75-мм гаубиц.
Двенадцатый и последний поток, состоящий из 50 самолетов, тянущих планеры, должен был доставить 86 человек, 8 57-мм противотанковых орудий, 9 джипов и два прицепа с боеприпасами батареи А 80-го воздушно-десантного противовоздушного (противотанкового) батальона, занявшей 22 планера. Остальные 28 планеров должны были доставить подразделения дивизионного штаба, штаба артиллерии дивизии, 82-ю воздушно-десантную роту связи, 82-й воздушно-десантный разведывательный взвод, команду передовых авиационных наводчиков и подразделение Phantom британской SAS. Поток планеров должен был приземлиться в зоне «N» в 13:50.
Парашютная и планерная компоненты операции были распланированы так, чтобы заняли всего один час и 20 минут от начала до конца и только 50 минут с прибытия первого батальонного элемента.
Полковник Экман в приказе 1-му батальону велел организовать блокпост в точке А (деревня Моок), захватить и удержать железнодорожный мост в точке В (железнодорожный мост через реку Маас) и быть готовым в боевых порядках полка занять высоты на юго-западе. 2-й батальон должен был захватить высоты к востоку от канала Маас-Ваал и установить и поддерживать контакт с 504-м полком через переправы в точках J и К (мосты №7 и №8 через канал) и, если для установления контакта необходимо зачистить точки, помочь 504-му в этом. 3-й батальон получил приказ захватить и удерживать Грусбек, отправить разведывательный патруль на высоты к юго-западу от Грусбека, зачистить и обеспечить безопасность посадочной зоны «N» для планеров и подъемов со снабжением, а также выставить блокпосты на восточном и юго-восточном выездах из Грусбека сразу после захвата города.
Продолжение следует