Это не Cannondale и не Specialized, не Kona и не Cube, не GT и не Merida. Знакомьтесь, это мой велосипед, Stels Navigator 800. На первый взгляд это всего лишь неприглядный, серенький "ашанбайк", представитель бюджетной, ни разу не престижной попсовой марки Stels, велосипед для нубов и лохов. На катушках иные высокомерные катальцы бросают в его сторону презрительные взгляды. Однако выражение их лиц резко изменяется, когда им приходится глотать пыль, пытаясь удержаться у него в хвосте. Ибо этот велосипед не обычный Stels. Это - мой вел.
Собственно, от Stels'a как такового в моем веле ничего толком и не осталось, кроме рамы. Так уж повелось, что многие вещи, которыми я пользуюсь - кастомы. Я играю с кастомным приводом, собранным из специально подобранных запчастей и оснащенным уникальным оборудованием, и мой велосипед - своего рода аналогичный кастом, правда, собранный с несколько иными целями. Фехтовальщики говорят, что для достижения полноценного результата надо осознать простую истину: шпага - это продолжение твоей руки. Стрелки говорят нечто сходное, карабин - это продолжение твоего взгляда. Если же хочеть ездить на велосипеде действительно хорошо и получать от езды максимальное удовольствие, необходимо понять, что твой вел - это продолжение тебя самого. Именно поэтому велосипед надо не просто подбирать под себя, отдавая отчет о том, что ты от него хочешь, где и как будешь на нем ездить и какие нагрузки ему предстоит выдерживать, на мой взгляд, в определенной степени велосипед необходимо собирать под себя, примерно также, как хороший стрелок совершенствует свой карабин, или хороший фехтовальщик подбирает себе шпагу. Когда, в далеком 2004-м я покупал этот велосипед, точнее тот велосипед, от которого в моем нынешнем веле используется рама, я знал лишь, что хочу ездить по пересеченной местности и ездить быстро, и что для этого требуются прочные колеса, побольше скоростей и легкая жесткая рама. В остальном мои знания стремились к нулю, однако, интуитивно я сделал неплохой выбор. Едва я получил свою первую в жизни зарплату, я помчался в Сокольники. Я до сих пор помню место, где находился магазин, где я покупал этот велосипед. У меня тогда была огромная сумма - 7000 рублей, и я купил вел аж за 6 790! Он весь сверкал, блестел и переливался, у него были агрессивного вида покрышки, аж 21 скорость, обвес Shimano Tourney c модными тогда барабанными переключателями, вилка RST с 80мм амортизатором и он был хардтейл (я и слов-то таких тогда не знал!). В общем, я был счастлив. Лишь недавно я узнал, что в те годы Stels считался очень неплохим брендом, а Navigator 800 высоко котировался в велотусовке - для его покупки аж кредиты брали. Тогда я не имел об этом ни малейшего понятия и катался на своем веле как мог и умел, пока в 2008-м не навернулся с него так, что сломал себе руку, три ребра, нос, а велосипеду заднюю ось и не отправил его на балкон. Странно, но у меня не сохранилось ни единого фото этого "Навигатора" в первозданном виде.
После 2008-го я ездил на купленном годом позже после моего 800-го велосипеде Stels Navigator 750 брата, который им не пользовался от слова совсем. 750-й был несколько продвинутее - колеса с двойным ободом, обвес любительского уровня Shimano Acera, нормальные переключатели. Я катался и в ус себе не дул, считая свой вел если не верхом совершенства, то вполне себе приемлемым образцом. Вот так я выкатился весной 2012-го, несколькими месяцами после увольнения в запас:
Так бы и продолжалось, если бы в том же году не угораздило меня познакомиться с Шорти, человеком, ездящим на велосипеде с ценником 94 тысячи докризисных рублей и шарящем в том, что такое велосипед, как на нем ездить и что на него ставить.Следующей весной он начал вытаскивать меня на катушки, где меня постигло просветление: то, на чем я езжу, никуда не годится. Оно не едет, не катит, не может держать приемлемую среднюю скорость, не говоря уж о том, чтобы обогнать кого-либо. Тогда впервые меня посетила мысль либо о выходе на качественно иной уровень, которого можно было достичь либо приобретением нового вела, либо модернизацией имеющегося аппарата. Тогда я страдал Дельтой головного мозга, вбухивая почти все свободные деньги в киты на Дельту и SOG, и потому от покупки нового вела было решено отказаться в пользу модернизации наличного имущества, а начал я ее с покупки новых покрышек - Hatchinson Python. Тогда же Шорти подогнал мне не нужное ему седло от Velo и спортивные колодки на тормоза-вибрейки, и мой лисапед стал выглядеть так:
Именно тогда я наконец-то перестал превозмогать и поехал, несмотря на кучу дефектов в моем веле - подшипники в каретке были настолько убиты, что система потеряла свободный ход, заднее колесо нещадно восьмерило, звезды на ведущем колесе были сточены в хлам, а тросики растянулись так, что не позволяли нормально пользоваться переключателями. К тому же семи задних звезд мне уже категорически перестало хватать - бывают ситуации, прежде всего на долгих подъемах, когда очень не хватает одного, а то и двух промежуточных режимов, чтобы поддерживать оптимальный темп и при этом не выдыхаться, а их-то у меня и не было. В конечном счете к весне 2014-го я созрел до глобальной модернизации своего велосипеда, ибо Дельта головного мозга не позволяла просто так взять и купить новый вел, что выглядело гораздо логичнее не самой бюджетной модернизации с неизвестным исходом.
После длительных консультаций с Шорти было решено заменить систему, переключатели, тормозные рычаги и колодки, колеса, цепь, задние звездочки и каретку, а также заменить заднюю ось на ось с эксцентриком. В качестве базы планировалось использование 750-го "навигатора", актуального на тот момент вела, но тут он преподнес неожиданный сюрприз. Когда мы с Шорти попытались специальным ключом открутить каретку, она наотрез отказалась выкручиваться, невзирая на кубометры вылитой в него WD-40. Мы было пали духом, когда меня осенило - на балконе же гниет мой старый побитый жизнью Stels Navigator 800! Точнее, это гнил уже не он сам, а гора деталей имени его - вилка с рулем валялись сами по себе, колес давно уже не было, осей тоже, цепь была снята, а рама покрыта сантиметровым слоем пыли. При детальном осмотре оказалось, что рама у 800-го будет куда лучше 750-го - в наиболее уязвимых местах она усилена, на задней вилке - крепление под дисковые тормоза (и это - в 2004-м году!), геометрия в целом оптимальнее. Отборив все сомнения, мы взялись курочить раму. Каретка была легко заменена, но подвох всплыл тогда, когда его не ждали: при установке системы выяснилось, что задняя вилка при ударе во время того самого поломавшего меня всего падения деформировалась и не дает новой, большего, нежели стоковая, диаметра системе не то что провернуться, а даже встать на свое штатное место. После очередных мучений с попытками выкрутить каретку из 750-й рамы мы открыли по пиву и расселись в креслах в бессилии. Выхода не было: рабочий вел был уничтожен, нерабочий был нерабочим, так что приходилось раскошеливаться тысяч этак на 25, не меньше - мои хотелки тогда имели такую нижнюю ценовую границу, а такие единовременные траты в тот момент меня не радовали от слова совсем. В порыве отчаяния я поднял с пола молоток и с размаху врезал по тому самому месту, которое не давало системе встать на место - пропадать, так с песней, все равно раму нести на свалку, так хоть душу отведу. Шорти погрузился в затяжной фейспалм - не выдержала душа велопоэта. И тут, к моему удивлению, вилка понемногу стала вставать на место. Раз, два, три... пять... восемь... и мы уже торопливо монтируем систему, ставим переключатели, протягиваем тросики, центруем колеса... К полуночи из горы запчастей выросло вот это:
Вилка и руль - полностью от 750-го, переднее колесо, неожиданно, тоже - оно оказалось на редкость прочным и неубиваемым, несмотря на девятилетний пробег, рама, подседел, задний переключатель, педали и рычаги задних тормозов от 800-го. В таком виде мой вел отходил весь сезон 2014 года, накрутив за три летних месяца в общей сложности более 1000 км пробега. Тогда он и стал серой лошадкой с сюрпризом - настройки оказались такие, что, в сочетании с великолемным накатом, можно было показывать очень и очень хорошие результаты, что я и делал удовольствия для:
Велосипед отлично справлялся с сухими грунтовками, пересеченкой, а то и целиной, тащил в грязи, не подводил в дождь, в общем, он стал тем, что мне было нужно от велосипеда - продолжением меня. Но этой весной настал черед тех комплектующих, которые не подверглись замене экономии для и не пережили новый темп жизни моего вела. Они и допреж того не вызывали у меня энтузиазма, понимание, что мне радикально не хватает ни жесткости, ни хода вилки, ни отклика переключателей, ни точности их работы пришло еще прошлым летом. И, в конце концов, именно это слабые места проявились ярче всего, начав сыпаться в самый неподходящий момент. Последним помер подседел, непонятным образом погнувшись ровно посередине. Кстати, на нем выбита дата - март 2004 года:
В результате всех доработок и апгрейдов на сегодняшний день сложилась та конфигурация велосипеда, которая близка к моему идеалу. Рама-хардтейл от Stels Navigator 800, вилка RST Gila 100 mm, обвес Shimano Acera, покрышки Hatchinson Pyton, система Shimano Alivia, велокомпьютер Cat Eye Velo 9 - все комплектующие подбирались по принципу эффективность-стоимость. За минимальные деньги я пытался приобрести максимально эффективные в своем ценовом диапазоне узлы, и, кажется, не прогадал, благо чемпионаты мне на этом веле не выигрывать и катаюсь я исключительно для собственного удовольствия. Впрочем, лучше пройтись по всем позициям отдельно.
Система Shimano Alivia с шатунами 170 мм. При небольшой цене это очень надежная система, к тому же нетипично большого для горного велосипеда диаметра. Она-то и дает большую часть скорости, у большинства МТВ просто не хватает тяги для таких скоростей. В то же время, на пересеченной местности, тяжелых грунтах, гравии или в грязи позволяет переключиться на меньшие звезды для большего крутящего момента. В общем, вещь:
Педали от Wellgo. Лучше не берите именно эту модель с пластиковой ступицей, лучше не жалейте денег и сразу берите с металлической - пластик там хреновый, после 200 км одна педаль уже убилась, на второй следы близкой кончины. В то же время металлические детали выполнены на высоком уровне:
Обвес Shimano Acera. Acera считаются комплектующими любительского уровня. Мне пока хватает их отклика и точности работы, пока что менять этот обвес на более продвинутый смысла не вижу. Тем не менее, передний переключатель после прошлого сезона не хочет перекидывать цепь на самую маленькую звезду, попытки его перенастроить ни к чему пока не привели. Я ей в принципе пользовался раза два от силы, но иногда без нее тяжко, так что надо принимать меры. Возможно, переключатель как-то был поврежден, в общем, требуется детальный осмотр с вынесением вердикта.
На задней вилке вожу защиту от ударов цепью от Velo:
Пружинно-эластомерная вилка RST Gila 100 mm. Отличная вилка в своей ценовой категории, волне жесткая, прекрасно отрабатывает неровности, позволяет пользоваться е отскоком при перепрыгивании препятствий. При ее приобретении ключевым критерием было наличие креплений под вибрейки, более современные и дорогие вилки лишены этого девайса, а переход на дисковые тормоза в момент ее приобретения не рассматривался. Вилка живет в сочетании с рулем от 750-го "навигатора" и рулевым выносом от Token, дающим превосходную управляемость и четкость руля.
Так как крыльями не пользуюсь, то на вилке закрепил самодельный брызговик из куска пробитой камеры:
Покрышки Hatchison Python 26"х2.2" с кевларовым кордом. На мой взгляд, идеальный вариант для моего стиля езды - часто по асфальту, много по твердым грунтам и мелкому гравию, накат на них просто великолепный - 20% шустрости моего вела берутся за счет этих покрышек. Отлично себя показывают в сухую погоду, в мокрую чуть хуже, но все равно более чем приемлемо. По серьезной грязи тащит, но едва - не хватает "злости" протектора. Зимой на них ездить просто опасно, по крупному гравию или камням страшновато - мне кажется, что повредить их на такой поверхности милое дело. В предыдущей версии ощутимо не хватало полноценной боковой поддержки, пришлось привыкать не закладывать слишком крутые виражи, иначе был риск попросту лечь на бок со всеми вытекающими. В обновленном варианте недостаток устранили, так что можно и поворачивать слегка покруче. В общем, если вы ездите и по асфальту, и по грунту - Hatchinson Python обеспечат вам максимальную универсальность, обеспечивая прекрасный накат на асфальте и качественное сцепление на грунте.
Заднее колесо ALEXRIMS DIL 9 с двойным ободом. Колесо как колесо, легкое, прочное. Без двойного обода при моем стиле езды давно было бы на свалке.
Тормоза типа V-brake модели Shimano DeoreLX со спортивными колодками. Самое слабое звено. Как тормоза меня полностью устраивают, держат на серьезных склонах, не теряют своих свойств в дождь и грязь, в целом для своего типа весьма и весьма. Минус очевиден: это вибрейки со всеми своими проблемами. Сложно настроить, зависят от состояния обода (малейшая восьмерка и уже трутся об колесо), перебрал колеса - заново настраивай тормоза. В общем, слишком много возни с обслуживанием, диски позволяют про нее забыть. Так что сейчас передо мной встал вопрос - переводить вел на дисковые тормоза (все равно колеса рано или поздно убьются и пойдут под замену) или оставить все как есть. Занятно, что задние рычаги - от 800-го "навигатора", 2004 года издания. Последняя родная деталь этого велосипеда, если не считать раму.
Подседел от UNO и седло от Velo. И то и другое - просто хорошие недорогие комплектующие.
Велокомпьютер Cat Eye Velo 9. Проводной. Сначала расстроился, что зря пожмотился на лишние 200 рублей и не купил беспроводной, затем Шорти меня просветил, что беспроводные велокомпьютеры в рамках искомого ценового диапазона менее надежны, подвержены всевозможным помехам и точность передаваемых данных у них низка.
А теперь о самом главном. Что же все это вместе дает? А дает оно вот это:
Несмотря на непрестижный бренд на раме, невзрачный окрас и олдскульный облик, этот вел позволяет выдавать высокую среднюю скорость, да и максимальную выжимать весьма и весьма большую. Он надежен, послушен, легок - 10,5 кг - отлично держит бездорожье и везде идет как по рельсам. Он прекрасен. И, в обозримом будущем, я не планирую приобретение нового велосипеда - этот еще отбегает не одну тысячу километров. Мне не хочется с ним расставаться, и, пока он позволяет себя апгрейдить, я буду его совершенствовать и дорабатывать. Все же есть что-то в первой покупке на первые заработанные деньги: видно, не зря 11 лет назад я купил именно тот велосипед. Эти показатели на велокомпьютере лучше всего говорят за то, что разумная модернизация не престижного на первый взгляд велосипеда позволяет выйти на совершенно иной технический уровень, недостижимый для целого ряда современных велов, при этом уложившись в относительно небольшие суммы.
И, напоследок, считаю себя обязанным сказать огромное спасибо человеку, без которого я как велосепедист не состоялся бы, оставаясь всего лишь владельцем велосипеда. Без помощи Шорти не появился бы на свет и этот кастом - от постоянных консультаций до босяцкого подгона в виде коробки различных запчастей он "ведет" этот проект, на некоторых этапах выступая в роли своего рода генерального конструктора. Только этим велом Шорти вписал свое имя в историю, чего уж говорить про убийство вела за девяносточетыретысчидокризисныхденех... :-Р
Надеюсь, что я не утомил вас перечислением всяких-разных непафосных деталек. Быть может, мой опыт доводки старого Stels'a окажется кому-то из моих читателей полезным.
P/S/ Сорри за качество фото, идея этого поста спонтанно пришла во время сегодняшней катушки в Сокольниках.
КАТАЙТЕ ЧАЩЕ!