О "Ярости"

Dec 26, 2014 14:40





Недавно вышедший на экраны фильм "Ярость" с Бреддом Питтом в главной роли не посмотрел уже только ленивый, все его обсудили, вышло море рецензий, а интернеты забурлили холиварами, и лишь я, как форменный слоупок, посмотрел этот фильм только вчера. Для меня выход этого фильма стал своего рода знаковым событием, потому что наконец американский кинематограф удостоил своим вниманием одно из наиболее боеспособных, заслуженных и героических подразделений армии США - 2-ю танковую дивизию по прозвищу Hell on Wheels, проделавшую внушительный боевой путь от Северной Африки через Сицилию и Нормандию до Германии и которую я длительное время реконструировал. "Ярость" произвела на меня настолько глубокое впечатление, что я не могу удержаться от рецензии.


Фильм изначально не позиционируется как "основанный на реальных событиях" или "снят по воспоминаниям участников". Его сюжет абстрактно-реалистичный, основанный на событиях конца марта 1945 года, когда немецкий Западный фронт рухнул и американские дивизии наперегонки устремились навстречу наступающим советским войскам, периодически натыкаясь на очаги немецкой обороны и передвигающиеся в хаосе последних недель войны еще боеспособные немецкие части. Именно в такой обстановке приходится жить и сражаться героям фильма.

Хаос, отчаяние и бессмысленные жертвы весны 1945-го проходят красной нитью через весь сюжет фильма. Повешенные подростки с табличками "он отказался сражаться за Германию", покончившие жизнь самоубийством партийные чины, немки, готовые отдаться за несколько сигарет, пытающиеся затеряться в толпе пленных СС-маны, фанатично обороняющиеся остатки подразделений СС, расправы над пленными и дети, поставленные под ружье - продемонстрированные во всей своей отвратительно наготе, все сомнительные прелести агонии Третьего Рейха создают ощущение бессмысленности и бесцельности продолжающейся кровавой бойни. Не менее тяжелое ощущение оставляют портреты американских солдат. Озлобленная, уставшая, неделями и месяцами не вылезающая из фронтовой грязи пехота, пресытившаяся бесконечными жертвами и постоянными боями, одетая в грязную, рваную форму и в этом кошмаре балансирующая на грани утраты человеческого облика  - живой портрет солдат 41-го пехотного полка, почти два года выполнявших тяжелую и кровавую работу по поддержке танков своей дивизии. Прибитые осознанием своей обреченности и оттого хладнокровно-спокойные, вымазанные в мазуте и машинном масле танкисты выглядят не менее живо и трагично, и глядя на сами типажи, так или иначе понимаешь - "верю".

Сцена взятия немецкого городка выглядит апофеозом бессмыслицы войны, когда озлобленные и одуревшие от боя пехотинцы и танкисты напиваются, унижают мирных жителей и ведут себя как потерявшие всякое человеческое достоинство отбросы. Это очень не вяжется с популярным в нашей стране образом солдата-освободителя, но живо воспроизведенная картина выхода эмоций после жестоких и бесцельных боев, жажды мести за погибших товарищей и перенесенные страдания хорошо объясняет, почему советским и союзным командованием принимались такие крутые меры по водворению дисциплины в сражающихся в Германии войсках. Эта сцена беспощадна в своей правдоподобности, избавляя зрителя от последних сусальных иллюзий, и уже само ее наличие ставит фильм выше, чем средний кинопродукт о войне.

Как историку, мне приятно видеть достоверно воспроизведенные сцены боев. Эпизод танковой атаки на позиции немецкой артиллерии прекрасно показывает тактику американской пехоты из подразделений Armored Infantry, поддерживающую действия своих танков. Почему-то яростной критике подвергся эпизод боя четырех "Шерманов" с "Тигром", когда танк главных героев "закружил" немецкий танк - якобы, жизнь не WoT и такое невозможно и вообще американцы должны были побросать свои танки и бежать от "Тигра" без оглядки. Тем не менее, расправа "Тигра" с тремя "Шерманами", которая критиками совершенно не принимается во внимание, и подробно снятая работа всего экипажа Fury во время этого боя делают эту сцену весьма достоверной, благо подобные эпизоды действительно имеют место быть и описываются в аутентичных источниках.

Сюжет фильма также подвергся критике, во многом за счет не очень внятной режиссерской работы, из-за которой неясно, откуда берется отряд СС, с песнями марширующий куда-то непонятно куда и бой Fury с этим отрядом из дневного странным образом становится ночным, хотя, на мой взгляд, странное ощущение вызывают разве что песни - возможно, это отзвук какой-то режиссерской задумки, неудачно донесенной до зрителя. Достоверность боя танка против чуть ли не батальона СС, вызвавшего лютейший баттхерт среди реконструкторов этой преступной организации, лично у меня не вызвала сомнений хотя бы потому, что аналогичные эпизоды имели место быть и подтверждаются описаниями различных источников. В целом, меня сюжет устроил, с определенными оговорками, касающимися недостаточно внятно высказанных режиссером посылов.

Что же до внешнего антуража, то фильм снят на однозначно высоком уровне. Облик американской пехоты передан очень живо, хотя, на мой взгляд, несколько преувеличено количество противопылевых очков на касках и подшлемников из комплекта Winter Combat Uniform, а также некоторые сомнения вызвало ношение капитаном 41-го пехотного СС-овской "Харьков-парки". С другой стороны, в жизни встречались и более странные варианты одежды, поэтому подобный костюм имеет место быть. Больше сомнений вызвало появление кепи М43 на прибывшем пополнении, насколько мне известно, их начали выдавать значительно позднее и пруфов на них весной 1945-го я не встречл, хотя, снова, я может быть чего-то не знаю. Отдельный разговор - появление негра афроамериканца сенегальского типажа, причем даже с репликой в кадре. При существовавшей сегрегации, негр в белой американской части оказаться не мог, были отдельные цветные подразделения и во 2-й танковой оных не было. Видимо, это дань такой нынче модной политкорректности.

Что касается облика экипажа самого Fury, то вызвали сомнение кавалерийские ботинки на ногах Дона, а также гетры М38 на ногах Святоши - весной 1945-го это лютейший анахронизм. Вопросы вызвали также очки всех мастей на шлемах экипажа, включая SWDG. При этом танковые очки мелькают на каске одного из пехотинцев в сцене расправы над пленным СС-маном, поэтому такой выбор кажется довольно странным. Коллекция трофеев внутри танка - отдельный разговор, хотя в теории я подобное вполне допускаю.

В целом, фильм оставил после себя глубокое и тяжелое впечатление. Не стану рассуждать, оправдал он мои ожидания или нет, скорее, стал неожиданностью, так как трейлер и фото со съемочной площадки сформировали совсем иные ожидания. Так или иначе, этот фильм я заношу однозначно в топ кино о Второй Мировой войне и настоятельно рекомендую его к просмотру всем, кому небезразлична американская тематика тех времен.

кино, война, рецензии, wwii

Previous post Next post
Up