На днях Украина, Грузия и Молдавия подписали договор об экономической ассоциации с ЕС, что ознаменовало победу сей достойной организации в политической борьбе как минимум последнего года на постсоветском пространстве. И Россия ничего не смогла этому противопоставить, что логично и закономерно, особенно в свете полной бестолковости десятилетия внешнеполитической деятельности.
В прошлом посте я уже упомянул ситуативность и бессистемность российской внешней политики, теперь же попробуем порассуждать о трансформациях этой самой политики за 2014 год. Конечно, и присоединение Крыма, и поддержка Новороссии не были результатом длительной работы российской дипломатии, спецслужб или общественных организаций, наоборот, произошедшее - это следствие отсутствия всякой длительной работы. Нет смысла зацикливаться на обсасывании одного и того же факта, сказано и пересказано по этому поводу было много и не только мной, тем более в происходящем вокруг Крыма, Украины и Новороссии наметились гораздо более интересные тенденции.
Все прекрасно помнят, как недоуменно западные лидеры восприняли известия о присоединении Крыма и насколько вялой была их реакция,
и насколько единодушной оказалась их позиция в итоге. И все это при, казалось бы, непреодолимых противоречиях между США и ЕС, ведущих собственную борьбу на политической арене. Помнится, еще не так давно мы с моим хорошим приятелем ехали в машине и обсуждали текущие политические новости, и попытались проанализировать мотивы действий тех или иных сторон Украинского вопроса. И если с мотивацией действий Путина было все более или менее ясно, то нить взаимодействия США и ЕС прослеживалась крайне плохо. Шерлок Холмс говорил - "ищите мотив", а какой же мотив у США и ЕС объединять свои усилия против РФ?
Начнем с того, что у всех участников нынешних событий были свои интересы в дестабилизации ситуации на Украине, кроме РФ. Политика РФ основывалась на классическом путинском принципе "своих не бросаем", а за "своего" был Янукович, на самом деле никаким "своим" не бывший и российские интересы отнюдь не представлявший. Для ЕС мутить воду вна Украине было вполне естественно - необходимо было таки заставить подписать пресловутый договор об ассоциации. Зачем? Дешевой рабочей силы мало не бывает, а хохлы явно лучше арабов и турок, да и потенциально лучше выбить рынок из-под конкурентов (в данном случае РФ), чем отдавать его. К тому же проевропейская Украина лучше, чем пророссийская, России не надо давать расслабляться. Плюс старая тема по созданию так называемого "санитарного кордона" вокруг России из государств бывшего СССР. Поэтому как минимум для ЕС беспорядки и смена власти в Киеве были выгодны. А что же США?
Политика США в Старом Свете направлена, прежде всего, на недопущение появления нового гегемона в этой части планеты. США вообще не желают терпеть кого-либо, кроме себя, в этом качестве, и древний как мир принцип "разделяй и властвуй" используется ими здесь вовсю, благо вбивать клинья между друзьями по НАТО из ЕС не так уж и сложно. Еще в Европе есть Россия, далеко не самое здесь мощное с любой точки зрения государство, но в силу одного лишь географического положения чрезвычайно важное. Несмотря на всю непоследовательность, хаотичность и противоречивость политики администрации Обамы, в случае с Россией продолжает действовать далеко не новый подход: не давать России усиливаться, даже если Россия сама не хочет усиливаться. Просто на всякий случай, чтобы тот, кто захочет ее усилить, чтобы с ее помощью на что-то претендовать, не имел никакой для этого базы. Устроить хаос на Украине для США было вполне логично и естественно, и как только повод для этого появился, а недовольство выплеснулось на улицы, с этой стороны тоже попытались, чтобы обратно это недовольство на кухни не ушло. Причем в интересах же США - как можно дольше этот хаос поддерживать, чтобы европейские друзья вместо единой Украины получили нестабильный регион, а Россия получила пучок проблем вместо худо-бедно прогнозируемого вороватого, но все же привычного соседа.
Итак, кто чего хотел к 20 февраля 2014 г., более или менее понятно. А дальше понеслось. Присоединение Крыма, начало протестов на Юго-Востоке и, наконец, боевые действия за независимость Новороссии. И все это под нескончаемым прессингом со стороны всех стран Запада - Россия агрессор, надо вводить санкции, в Новороссии террористы, ну и так далее, все хорошо знакомы с этой риторикой. Западные лидеры потрясающе единодушны, давно мы такого не видели. При этом все хором поддерживают военные действия против всех и вся, развернутые самопровозглашенными властями Украины. Почему? Пожалуй, только США в этой мутной воде не просто поймали рыбку, но еще и убили двух зайцев - поставили в крайне невыгодное положение РФ, заставив балансировать между несколькими разной степени невыгодности сценариями действий, но еще и попортили жизнь ЕС, получившим вместо новой экономической колонии полуруину с пожаром на заднем дворе. Но ЕС, которому, казалось бы, вся эта движуха с войной, ополченцами и прямой конфронтацией с Россией, держащей Европу на газовой игле, совершенно невыгодна, не просто поддержал агрессивную и ультимативную риторику Обамы, но и увлеченно к ней присоединился. На первый взгляд логики не видно. Европейскому бизнесу, имеющему крупные инвестиции в экономику РФ, перспектива войны санкций не нравится от слова совсем. Европейским коммунальщикам перспектива остаться без газа на зиму - тоже, тем более Путин уже изобрел новый способ обогрева европейских квартир без использования газа. ЕС самое бы время наоборот попробовать подавить на США, что не стоит лишний раз дразнить русского медведя и попутно договориться с медведем, чтобы тот все-таки отпустил вентиль, но не тут-то и было. Политики, начиная с фюрерин Меркель, дружно угрожают России в целом и Путину в частности. Чудеса, да и только. На первый взгляд. На второй - вовсе не чудеса.
Дело в том, что воссоединение Крыма стало натуральным шоком для всего так называемого цивилизованного мира. Во-первых, Путин, решая свои, с точки зрения этого самого цивилизованного мира, глубоко личные проблемы ремонта шатающегося кресла, одним махом решил вопрос, где можно было бы десятилетиями выгуливать всевозможные мониторинговые, консалтинговые, стабилизационные группы, миротворческие и гуманитарные контингенты и прочую шушеру, как, например, это было на территории бывшей Югославии - в цивилизованном мире решать проблемы просто ведь не принято. Во-вторых, проклятые русские возьми и отожми уже так мило попиленный крымский шельф, лишив Европу долгожданной энергетической независимости. И, о ужас, в-третьих Россия внезапно без всякого на то международного цивилизованного разрешения вздумала вспомнить про какие-то сферы собственного влияния и сказать тем, кто тусуется в этих сферах "ша". Третье - самое важное, потому что Россия со времен падения СССР не совершала никаких решительных телодвижений, и даже показательная порка Грузии ничем серьезным не закончилась - как были Абхазия с Южной Осетией непризнанными, так и остались, а все потекло по-прежнему. Россия болталась как известно что в проруби, не вмешиваясь толком в происходящее вокруг и лишь ее МИД регулярно издавал вечно всем недовольные ноты по любому случаю. Присоединением Крыма и поддержкой освободительного движения Новороссии Россия внезапно заявила о наличии у нее политических интересов, соотечественников, которых она готова защищать, сторонников, которых не собирается бросать, сфер влияния, куда она никого не приглашает и политической воли отстаивать свои позиции. Это и вызвало паническую реакцию у западных лидеров, вынудив их позабыть на время внутренние склоки и хором наброситься на РФ с веником из санкций.
Резюмируя, следует отметить, что симптомы весны 2014 года для нашей страны положительные. Россия доказала, что она - не безучастный зритель, а активный игрок, готовый на любые действия, обеспечивающие ее интересы. Беспрецедентное "хоровое пение" Вашингтон-Брюссель только подтверждает эту точку зрения. Остается надеяться, что руководство нашей страны извлечет из нынешних событий урок и не встанет на прежний путь бестолковых внешнеполитических телодвижений, а облечет свои действия в форму законченной, четкой и стройной программы, конечной целью которой будет российская доминанта как минимум на территории бывшего СССР. И лишь тогда мы не будем смущенно утираться при известиях о подписании очередных затрагивающих наши интересы договоров, а сами подписывать выгодные нам соглашения.