Долго думал - высказаться на эту тему, или нет. Но буквально только что увидел на одном из ютуб-каналов, который теперь никому не порекомендую, пространное рассуждение о культе Реи-Кибелы, из которого происходят одновременно такие жуткие и вредные явления, как гедонизм, сексуальные извращения, феминизм четвёртой волны, а самое главное - материализм. И понял, что надо.
Может, кто помнит самое начало "Тяжёлых времён" Ч. Диккенса. Там школьный учитель, которого автор, вне всяких сомнений, осуждает, как вульгарного материалиста, рассказывает детям, что обои с цветочками и лошадками - это плохо, глупо и бессмысленно. Потому что цветы на стенах не растут, а лошади по стенам не скачут. И все такие - о, какой ужас, какой бездушный учитель... А я с этим учителем согласен.
То, что Диккенс в принципе был автором, который всё прекрасно понимает, но категорически не желает делать из этого понимания не слишком приятные для своей системы ценностей выводы - это тема для отдельной беседы. Тем более, что не один он был такой среди писателей той поры. Но я правда не вижу никакого смысла в обоях с рисуночком, в золотых узорчиках на книжных корешках, в узорчатых капителях колонн, и в разнообразных нательных украшениях. Я понимаю, что в архаичные времена этот смысл был - где-то мистический, где-то на уровне "дорого-богато". Но его больше нет. И всеми этими финтифлюшками люди занимаются по большей части бездумно, по привычке.
Ок, вот ресторан восточной кухни. Но вход в него в виде вылепленной из бетона скверной копии Тадж-Махала - на мой вкус явный перебор. Особенно, если этот карликовый Тадж-Махал пристроен к панельной 12-этажке. Кому-то реально нужно это заигрывание? Кто-то реально в это верит?
Я могу понять детишек в парке развлечений - они просто развлекаются, и не будут задумываться, действительно ли на компактной территории могут быть собраны замок графа Дракулы, парк Юрского Периода и звездолёт Хана Соло. Да и взрослых тоже могу понять. Но к чему все эти обманки в повседневной жизни? Вроде бетонной отделки "под туф" на первых двух этажах многоквартирного жилого дома. Она не делает дом круче. Более того - она раскрошится и осыпется гораздо раньше, чем кафель, и фасад потребует косметического ремонта. За наш, сцуко, счёт.
Можно вспомнить того самого барина, который заставлял своих крестьян учить латынь, "желая думать, что он в Древнем Риме". Если кому-то кажется, что нынче каждый может стать таким барином и сконструировать себе комфортную иллюзию на свой вкус - пускай обломится. Иллюзию конструирует не он. Не он построил этот вход в ресторан в виде Тадж-Махала. Барин по-прежнему кто-то другой. А мы лишь выбираем, какой именно барин сядет нам на шею и свесит ножки. Да и то из скудного числа вариантов. И это почему-то выдаётся за привнесение в жизнь необходимого разнообразия.
Не поймите меня неправильно. Мне, к примеру, нравится оформление многих станций столичного метро - пускай главная задача его в том, чтобы перемещаться из пункта А в пункт Б, а оформление очевидно вторично. Но здесь я буду скорее за потолочные мозаики на "Маяковской" или графику на стенах новых "Сокольников", чем за осточертевшие со времён Римской империи и всех прочих по счёту рейхов нагромождения виноградных гроздей, дубовых листьев и карающих мечей.
И даже не пытайтесь поразить меня стальной дверью квартиры в многоэтажки, украшенной позолоченными вензелями. Как часто восклицает в своих передачах Даг Уокер, "в этом нет никакого смысла!".