Смотрю документалки
SkyShips про разведывательные гиперзвуковые самолёты США 50-х и 60-х годов. История каждой модели повторяется по одному и тоже же сценарию:
1. Задумана гениальная идея воздушной разведки над кровавым чекистским Мордором - самолёт настолько высотный, чтобы не дострелить, и настолько быстрый, что не догнать.
2. После победы проекта какой-либо авиакомпании в конкурсе этот проект перерабатывается чуть более чем наполовину и удорожается примерно настолько же - и всё это в обстановке строжайшей секретности.
3. В процессе строительства опытного образца выясняется столько дополнительных, неучтённых разработчиками обстоятельств, что чертежи проекта уже полностью перестают напоминать победившие в конкурсе, а заявленная стоимость - тем более.
4. Во время испытаний опытного образца выявляется ещё много чего. Половину выявленных проблем затыкают поспешными заплатками, на вторую половину тупо забивают. Керосин течёт? Фигня. Баки нагреются - перестанет.
5. Строительство, разработка и испытания затягиваются настолько, что за это время в Кровавом чекистском Мордоре откуда-то появляются совершенно невозможные для красножопых дикарей ракеты ПВО, и хозяевам нового самолёта становится жалко гонять такую дорогую технику в такое опасное место.
6. Пока дорогая техника ловила глюки на испытаниях, начался и кончился Карибский кризис. Становится ясно, что к главной заварушке на ближайшие годы дорогой и высокотехнологичный самолёт, который пилили лет десять, безнадёжно опоздал.
7. Лучшие умы, которые только можно демократически выбрать в свободном мире на деньги налогоплательщиков, решают: Ну, давайте тогда хотя бы кота пивом обольём!" - в смысле, хотя бы погоняем новинку над столь же красножопыми, но пока ещё не настолько опасными Китаем, Кореей и Вьетнамом.
8. Выясняется, что в Китае 60-х нет ничего достойного внимания шпионских фотокамер, а Корея слишком маленькая, и самолёт проскакивает её на гиперзвуковой скорости, не успев сделать ни единого снимка, да к тому же влипнув во время разворота в китайское или советское воздушное пространство.
9. Какое-то дело рождённой в муках новинке находится только во Вьетнаме. Но в 1975 году вьетнамская война заканчивается, и та половина самолётов, которые ещё остались в строю (вторая уже разбита, и это не боевые потери, а издержки сложности пилотирования) сперва уходят на консервацию, а потом расползаются по музеям.
10. Вся эта байда и куча другого фуфла с минимальными различиями повторяется несколькими американскими авиакомпаниями и несколькими их заказчиками раз десять в период с начала 50-х по середину 70-х.
Иногда надо всё-таки уметь не делать лишних движений.